В последние несколько десятилетий произошли кардинальные изменения в структуре преступности. Так, например, произошло значительное снижение количества тяжких преступлений — убийств, преступлений против личности, которые связаны с причинением в первую очередь тяжкого вреда здоровью, а также иных тяжких преступлений. Данные противоправные посягательства в среднем в количественном выражении снизились на 20–30 %, что существенно улучшило оперативную обстановку в стране [2].
Вместе с тем, в последние годы существенно выросло количество преступлений, совершаемых с применением различных современных технологий, раскрываемость которых в среднем не превышает 30 % [2]. Указанные противоправные посягательства создают реальную угрозу национальной безопасности Российской Федерации, что существенно может повлиять на благополучие ее населения.
Данные обстоятельства, характеризующие криминальную обстановку в нашей стране, определяют стратегические задачи к формированию современных подходов к организации и тактике в первую очередь раскрытия преступлений.
Одним из главных, на наш взгляд, направлений противодействия современной преступности, главным образом является деятельность правоохранительных органов, которая реализуется посредством оперативно-розыскных методов. При этом, следует констатировать, что достижение максимальной эффективности применения ее средств и методов в деятельности по борьбе с противоправными посягательствами, зависит напрямую от качества ее правового регулирования, законодательными предписаниями Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — ФЗ «Об ОРД») [1].
Приведенное умозаключение подтверждается рядом фактором. Во-первых, это тем, что ФЗ «Об ОРД» применяется уже более 25 лет. Во-вторых, на постоянной основе происходит совершенствование как указанного федерального закона, так и иных, различного уровня и видов, нормативных актов, регламентирующих деятельность правоохранительных органов. В-третьих, обстоятельства, указанные выше, явились причиной формирования ряда недостатков, нестыковок отдельных положений законов друг с другом, а также определенных противоречий, что может приводит порой к неверному толкованию, а подчас и к нарушениям некоторых правовых норм.
Так, например, на наш взгляд, к наиболее основным из них следует отнести следующие. Во-первых, в ФЗ «Об ОРД» отсутствуют различные исходные понятия, которые должны определять содержание деятельности оперативно-розыскного характера, и являющиеся основой условий реализации ее средств и методов. Во-вторых, в указанном федеральном законе детально не раскрываются лежащие в основе оперативно-розыскной деятельности задачи и принципы. В-третьих, наличие обусловленных вышеуказанными недостатками проблем, которые возникают при проведении уже непосредственно мероприятий оперативно-розыскного характера.
Кроме того, имеются и другие многочисленные недостатки. Так, сотрудники различных оперативных подразделений практически всех ведомств из-за отсутствия действенного, на наш взгляд, законодательного определения и детального регулирования нормами ФЗ «Об ОРД» особенностей отдельных мероприятий оперативно-розыскного назначения, также испытывают значительные затруднения. Помимо указанного имеются существенные проблемы применения результатов, полученных в процессе оперативно-розыскной деятельности, в доказывании.
Но и эти недостатки не последние, которые существенно сказываются на оперативно-розыскной деятельности, значительно определяющие ее качество и результативность. Просто громадное количество нареканий и вопросов у широкого круга как ученых, так и практиков, постоянно вызывает новая редакция ст. 21 ФЗ «Об ОРД». Положения указанной нормы ФЗ «Об ОРД» закрепляют особенности правового регулирования прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью.
В этой связи, в настоящий период времени в России продолжается реформирование различных институтов права. Без внимания не остается, в том числе нормы права регулирующие специфические разновидности общественных отношений, формирующихся в процессе правоприменительной практики раскрытия и расследования преступлений с использованием методов и средств указанной нами деятельности оперативно-розыскного характера.
При этом, следует констатировать, что несмотря на благие намерения целеполагания идей реформирования, результаты правовой реформы, проводимой в настоящее время в нашем государстве с учетом его специфических признаков, продолжают оставаться низкоэффективными, внося в исследуемую область правовой системы негативные тенденции.
В процессе регулирования оперативно-розыскной деятельности различными нормативными актами происходят весьма сложные по своему содержанию, а также во многом неоднозначные явления. Они существенно влияют на решение правоохранительными органами задач по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности. Кроме того, оперативно-розыскная деятельность отличается от иных функций уголовной юстиции спецификой осуществляемых действий, а именно — «негласно», а также допускает ограничение конституционных прав и свобод граждан. Никакая другая деятельность не позволяет себе такое.
Кроме того, анализ разнообразной литературы, посвященной актуальным аспектам заявленной темы магистерской диссертации, позволяет нам констатировать, что различные проблемы совершенствования ФЗ «Об ОРД», различными учеными исследовались с упорным постоянством.
Указанные обстоятельства оказали существенное влияние на тот факт, многие видные ученые внесли свой значительный вклад в развитие теории и практики оперативно-розыскной деятельности. В качестве наиболее известных из них следует указать: А. Ю. Шумилова, Н. С. Железняка, С. И. Давыдова, В. М. Атмажитова, Е. С. Дубоносова, Е. А. Долю, Д. И. Беднякова, Н. В. Павличенко, А. Е. Чечетина, А. Г. Маркушина.
Однако, проблемы совершенствования правовой основы оперативно-розыскной деятельности приобретают в последнее время характер фундаментальных. В связи с отмеченным, далеко не случайным выглядит появление в разные годы ряда работ, в которых затрагиваются вопросы правовой основы оперативно-розыскной деятельности, формулируются научно обоснованные рекомендации по различным аспектам, направленные на ее совершенствование [3–11].
Вышеизложенное позволяет констатировать, что в настоящее время как никогда имеется серьезная потребность в разработке новых и совершенствовании концептуальных положений ФЗ «Об ОРД». При этом, она должна основываться на качественном и высокоэффективном научно-методическом материале, что обуславливает необходимость проведения комплексного исследования данной проблемы.
Литература:
- Федеральный закон от 12 августа 1995г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». — По сост. на 30 декабря 2020г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 33. — Ст. 3349.
- Состояние преступности за январь-декабрь 2015–2020гг. // Официальный сайт МВД России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mvd.ru (дата обращения: 15.02.2021г.).
- Агарков А. В. Проблемные аспекты законодательного регулирования оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий / А. В. Агарков // Вестник Кузбасского института. — 2019. — № 3 (40). — С. 122–130.
- Бабичев Д. А. Прокурорский надзор в сфере оперативно-розыскной деятельности: к расширению границ правоприменения / Д. А. Бабичев // Человек: преступление и наказание. — 2019. — Т. 27(1–4), № 1. — С. 47–51.
- Важенин В. В. Садыков А. У. Перспективы совершенствования законодательного регулирования проведения оперативно-розыскных мероприятий / В. В. Важенин, А. У. Садыков // Общество и право. — 2013. — № 4(46). — С. 170–173.
- Воронцов А. В. К вопросу о совершенствовании глоссария оперативно-разыскного законодательства Российской Федерации / А. В. Воронцов // Труды Академии управления МВД России. — 2017. — № 2. — С. 164–168.
- Железняк Т. И. Проблемы законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности: дисс.... канд. юрид. наук:: 12.00.09 / Железняк Т. И. — Иркутск, 2007. — 167 с.
- Зажицкий В. И. О проекте Оперативно-розыскного кодекса Российской Федерации / В. И. Зажицкий // Российская юстиция. — 2016. — № 3. — С. 51–55.
- Омелин В. Н. О дополнении определенного законом перечня оперативно-розыскных мероприятий / В. Н. Омелин // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. — 2017. — № 4. — С. 11–13.
- Румянцев Н. В., Омелин В. Н. О законодательном регулировании оперативно-разыскной деятельности / Н. В. Румянцев, В. Н. Омелин // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2018. — № 1(41). — С. 197–201.
- Шумилов А. Ю. Проблемы законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в России: Монография / А. Ю. Шумилов. — М.: Шумилова, 1997. — 229 с.