Особенности питания детей, страдающих или предрасположенных к анемии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Мануйлова Т. П., Потрясов Н. В., Патиева А. М. Особенности питания детей, страдающих или предрасположенных к анемии // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 210-214. — URL https://moluch.ru/archive/67/11439/ (дата обращения: 17.10.2018).

Организм ребенка школьного возраста отличается от взрослого течением обменных процессов. На протяжении первых лет жизни формируется структура и совершенствуются функции нервной, костно-мышечной, сердечно-сосудистой, эндокринной и других жизненно важных систем. В связи с этим организм ребенка испытывает высокую потребность во всех пищевых веществах — источнике пластического материала и энергии. Пищевые и энергетические потребности детского организма меняются в зависимости от возрастающего уровня физиологического и психического развития, состояния здоровья и других индивидуальных особенностей развития ребенка [1, с. 177, 2, с. 23].

Правильная организация питания предусматривает поступление в организм не только достаточного количества пищевых веществ, но и их определенный качественный состав, соответствующий ферментным возможностям желудочно-кишечного тракта и уровню обменных процессов по мере адаптации к пище, физиологического и биохимического созревания, роста и развития ребенка [3, с. 62, 4, с. 42].

Потребность в белках. Белки: природные высокомолекулярные соединения, сформированные из аминокислот, участвуют в построении клеток и тканей, являются биокатализаторами, гормонами, защитными веществами и др. Белки имеют особое значение в питании детей всех возрастных групп.

Это основной пластический материал, необходимый для формирования клеток тканей и органов, образования ферментных систем, гормонов. Белки также выполняют в организме транспортную и защитную функции. Потребность в белке у ребенка в пересчете на единицу массы выше, чем у взрослого человека, так как в раннем возрасте процессы роста и развития наиболее интенсивны. Белковая недостаточность представляет особую опасность для растущего организма, т. к. при этом могут развиваться малокровие, рахит, повышается частота инфекционных заболеваний. Однако не только недостаток, но и избыток белка, особенно при искусственном вскармливании, неблагоприятно отражается на состоянии здоровья ребенка, т. к. приводит к нарушению функции почек, повышению нервной возбудимости, развитию аллергических реакций [5, с. 392, 6, с. 56].

Количество животного белка в мясных продуктах для детей дошкольного и школьного возраста необходимо поддерживать на уровне не менее 60 %.

Аминокислотные скоры незаменимых аминокислот должны приближаться к единице. Рекомендуемые нормы потребления белков для детей школьного возраста представлены в табл. 1 [7, с. 38, 8, с. 16].

Таблица 1

Рекомендуемые нормы потребления белков для детей школьного возраста (г/сутки)

Возраст, пол

Общий белок г/сутки

Животный белок, г/сутки

% от общего белка

6 лет

66

43

65

7–10 лет

77

46

60

11–13 лет: мальчики

90

54

60

 девочки

82

49

60

14–17 лет: юноши

98

59

60

 девушки

82

49

60

В детском питании имеет значение не только количество, но и качество белка, определяемое его аминокислотным составом и усвояемостью. Следует отметить, что в раннем возрасте незаменимыми являются не восемь, а девять аминокислот, к их числу относится и гистидин, а для новорожденных детей необходима еще одна 10-я аминокислота — аргинин. Лизин, триптофан, аргинин обладают выраженными ростовыми свойствами; лейцин, изолейцин и фенилаланин играют важную роль в белковом обмене и синтезе белков; метионин участвует в липидном обмене и особенно необходим для растущих организмов [9, с. 12].

Потребность в жирах (липидах). Жиры — органические соединения, в основном сложные эфиры глицерина и одноосновных жирных кислот, покрывают до 30 % энергетических затрат организма, играют роль запасного, питательного и теплоизоляционного материала. Они входят в состав клеток организма, участвуют в обмене веществ, обеспечивают нормальное состояние клеточных мембран и выполнение ими защитных функций. Жиры влияют на усвоение белков, витаминов и минеральных солей. При их недостатке нарушаются все виды обменных процессов, рост и развитие ребенка, снижается иммунитет, а избыток липидов приводит к нарушению секреторной деятельности желудочно-кишечного тракта, отложению в тканях жира, повышенному выведению из организма солей кальция и магния [10, с. 70, 11, с. 76]. Рекомендуемые нормы потребления жиров для детей и подростков школьного возраста представлены в табл. 2.

Таблица 2

Рекомендуемые нормы потребления жиров для детей и подростков школьного возраста

Возраст (лет) и пол детей

Норма потребления

Уровень линолевой кислоты

жиров, г в сутки

в т. ч. растительн.

г в сутки

% от энергетической ценности рациона

г в сутки

% от общего потреб. жира

6

67

13

20

9

4

7–10

79

16

20

10

4

11–13: мальчики

92

18

20

12

4

Девочки

84

17

20

11

4

14–17: юноши

100

20

20

13

4

Девушки

84

17

20

11

4

Потребность в углеводах.

Углеводы в организме выполняют, в основном, энергетические функции, обеспечивают нормальную моторику кишечника, защищают слизистую оболочку кишок от механических и химических раздражителей. Они входят в состав нуклеиновых кислот, мембран клеток, соединительной ткани, участвуют в процессе регуляции постоянства внутренней среды организма. В их присутствии улучшается утилизация белков и жиров пищи. Недостаток углеводов вызывает нерациональное использование белков в энергетических целях и вследствие этого — скрытую белковую недостаточность. Избыток углеводов в рационе питания ребенка ведет к гиповитаминозу витамина B1, отложению жира, гидрофильности тканей и метеоризму [6, с. 100].

Соотношение белков, жиров и углеводов в рационе питания школьников должно быть 1:1:4. Углеводы составляют примерно 55 % от общей калорийности рациона ребенка.

По данным института питания РАМН количество углеводов в суточном рационе составляет, г на 1 кг массы тела детей в возрасте: 4–6 лет — 14–15; 7–11 лет -12–13; 12–15 лет — 10.

Потребность в минеральных веществах. Необходимыми компонентами всех продуктов питания являются минеральные вещества, которые, выполняя разносторонние функции в организме человека, участвуют в формировании опорных тканей скелета, процессах кроветворения, поддерживают на определенном уровне осмотическое давление и кислотно-щелочное состояние крови, являются составной частью ферментов, секретов, гормонов. Беспорядочное поступление микро- и макроэлементов может привести к нарушениям обмена веществ в организме ребенка. Важно учитывать, что минеральные вещества полезны только при определенном их соотношении. На усвоение минеральных веществ влияют содержание животного белка в рационе питания, количество поступающих минеральных веществ и формы их соединений [12, с. 378, 13, с. 217].

Сбалансированность минеральных веществ в наибольшей степени изучена в отношении кальция, фосфора и магния.

Кальций принимает участие в образовании костной ткани, регулирует проницаемость клеточных мембран. При недостаточном содержании кальция в пище наблюдается недоразвитие скелета, остеопороз, тетания и др. Фосфор входит в состав нуклеиновых кислот, многих коэнзимов, АТФ, необходим для всех процессов фосфорилирования, происходящих в организме. Наиболее благоприятное соотношение кальция и фосфора следующее: I полугодие первого года жизни — 1,5:1, П полугодие — 1,3:1, что близко к их соотношению в женском молоке (2:1), для детей дошкольного возраста — 1: (1,2–1,5), кальция и магния 1:(0,25–0,30). К. С. Петровский рекомендует указанные соотношения выдерживать в пределах соответственно 1:1,5 и 1:0,6.

Железо входит в состав различных белков и ферментов, которые отвечают за метаболические процессы. При его участии в ткани и клетки поступает кислород и выводится углекислый газ. По данным ВОЗ дефицит железа отмечается у 43 % детей до года. Одно из самых опасных проявлений недостатка железа — железодефицитная анемия, состояние, при котором наблюдается снижение уровня гемоглобина [6, с. 95].

Дефицит железа — это одно из самых распространенных в мире алиментарно-зависимых состояний, встречающееся в основном у детей раннего возраста и у женщин фертильного возраста. Маленькие дети наиболее чувствительны к дефициту железа, так как их из-за быстрого роста и развития в первые два года жизни у них увеличены потребности в железе, а его содержание в обычном необогащенном рационе детей невелико. По этой причине во многих даже развитых странах, где рацион женщин содержит достаточное количество железа, у детей грудного и раннего возраста довольно часто развивается железодефицитное состояние. Примером этого могут служить такие страны, как Аргентина и Канада. В США, где большинство детей получают обогащенные железом молочные смеси и каши, в 90-х годах все-таки у 5 % детей в возрасте до 2 лет имеются биохимические признаки дефицита железа в организме, а у 40 % из этого числа — анемия, которая представляет собой наиболее тяжелую форму дефицита железа [7, с. 37].

Во многих странах анемия наблюдается более чем у 50 % детей в возрасте от 6 месяцев до 2 лет из-за недостатка железа в рационе. В тех странах, где рационы взрослых богаты биодоступным железом, как, например, в большинстве Европейских стран и в Северной Америке, дети старше трех лет уже не входят в группу риска по развитию дефицита железа.

Последствия дефицита железа. Наиболее известным последствием дефицита железа является анемия. Однако, если она не очень тяжелая и уровень гемоглобина не снижается менее 80 г/дм3, она не представляет серьезной угрозы для здоровья [6, с. 46].

Среди основных последствий железодефицитной анемии, хорошо изученных в последние годы и вызывающих наибольшее беспокойство специалистов, является нарушение развития и поведения ребенка. Несколько исследований достаточно четко показали, что тестирование детей с железодефицитной анемией на психомоторное развитие показывает худшие результаты по сравнению с тестированием детей, не имеющих дефицита железа. Нарушения развития можно, в определенной степени, коррегировать лечением ребенка с применением препаратов железа. Однако имеются доказательства того, что в некоторых случаях эти изменения являются необратимыми. По этой причине необходимы профилактические предупреждения развития дефицита железа, так как это поможет избежать периода длительного воздействия дефицита железа на организм ребенка [7, с. 38, 8, с. 18].

Для восполнения потерь железа в организме необходимо его поступление в количестве в среднем 1,0 мг для мужчины и 1,5 мг/день для женщины. Однако у детей в возрасте 4–12 месяцев почти такие же потребности.

Дети рождаются с заполненными депо железа в организме. Количество железа в депо пропорционально массе тела ребенка при рождении. В среднем этих запасов хватает до 6 месяцев жизни. После истощения запасов железа к 6 месячному возрасту и до достижения 2-х лет довольно трудно поддерживать достаточный уровень железа в депо. В течение этого периода времени наблюдается низкий уровень ферритина в сыворотке крови, что делает этот возраст наиболее ранимым в отношении железодефицитного состояния.

Потребление железа. Потребление железа определяется тремя основными факторами: содержанием его в рационе, биодоступностью железа и наличием веществ, способствующих всасыванию или ингибирующих его. Эффективность абсорбции железа зависит в основном от его источника в рационе. Степень усвоения железа из различных продуктов питания в кишечнике варьирует от менее 1 % до более 20 %. Плохо усваивается железо из растительных продуктов (2–5 %), немного лучше — из молочных продуктов, а наиболее полно — из мясных продуктов, таккак лучше всего всасывается геминовое железо, которое содержится в мясе и мясопродуктах [2, с. 24, 3, с. 62].

В грудном возрасте молочные продукты обеспечивают почти всю калорийность рациона у ребенка первых 6 месяцев жизни и 2/3 калорийности рациона — у детей второго полугодия жизни. Поэтому в грудном возрасте обеспеченность ребенка железом зависит от его содержания и биодоступности в потребляемом молочном продукте.

Всасывание железа из обогащенных железом молочных смесей составляет около 4 %, а из необогащенных смесей или цельного молока — около 10 %. Содержание железа в грудном молоке сравнимо с содержанием его в коровьем, однако, из грудного молока всасывается практически 50 % железа. Поэтому грудное молоко является более лучшим источником железа, чем необогащенное коровье молоко.

Однако после шестого месяца жизни дети, находящиеся на грудном вскармливании, нуждаются в дополнительном источнике алиментарного железа для удовлетворения растущих потребностей.

На усвояемость железа оказывает большое влияние вид соединений, с которыми оно поступает в организм: геминовое железо усваивается на 37,3 %, негеминовое — на 5,3 %. Установлено, что если из мясных продуктов усваивается до 30 % железа, то из зерновых — всего 5–10 %. Мясо, субпродукты и кровь являются хорошим источником железа, так как железо в нем находится в форме гема, эффективность усвоения которого составляет 10–20 %, то есть в 2–3 раза выше, чем у негеминового железа (2–7 %). Кроме того, мясные продукты содержат и другие факторы, которые способствуют усвоению негеминового железа. Рядом исследователей показано, что для адекватного всасывания железа пища должна содержать 15–18 % мясных белков. Стимулирующее абсорбцию действие белков связано с наличием у них сульфгидрильных групп и отдельных аминокислот. Так, например, установлено стимулирующее влияние цистеина и метионина, образуемых в процессе гидролиза белков в кишечнике на абсорбцию железа [1, с. 177, 2, с. 25, 6, с. 102].

Литература:

1.         Тимошенко, Н. В. Разработка технологий рубленых мясорастительных полуфабрикатов для людей, предрасположенных или страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями / Н. В. Тимошенко, А. М. Патиева, С. В. Патиева, М. П. Коваленко // Труды Кубанского государственного аграрного университета, Краснодар: КубГАУ, — 2008. — Т. 1. № 15. — С. 176–179.

2.         Устинова, А. В. Новое поколение функциональных колбасных изделий для коррекции железодефицитных состояний / А. В. Устинова, Н. Е. Солдатова, С. В. Патиева // Все о мясе. — 2007. — № 2. — С. 23–25.

3.         Куценко, Л. Ю. Разработка технологии функциональных мясных изделий для людей, предрасположенных или имеющих избыточную массу тела с использованием функционального мясного сырья и конжаковой камеди / Л. Ю. Куценко, Е. П. Лисовицкая, А. М. Патиева, С. В. Патиева // Вестник НГИЭИ. — 2013. — № 6 (25). — С. 61–69.

4.         Белякина, Н. Е. Мясорастительные консервы для питания в условиях неблагоприятной экологической обстановки // Н. Е. Белякина, А. В. Устинова, А. И. Сурнина, Н. С. Мотылина, Н. В. Тимошенко, С. В. Патиева // Мясная индустрия. — 2009. — № 8. — С. 42–45.

5.         Патиева, А. М. Обоснование использования мясного сырья свиней датской селекции для повышения пищевой и биологической ценности мясных изделий / А. М. Патиева, С. В. Патиева, В. А. Величко, А. А. Нестеренко // Труды Кубанского государственного аграрного университета, Краснодар: КубГАУ, 2012. — Т. 1. — № 35 — С. 392–405.

6.         Патиева, С. В. Технология детских антианемических колбасных изделий / С. В. Патиева. — Германия: Palmarium Academic Pudlishing, 2014. — 145 с.

7.         Устинова, А. В. Колбасные изделия для профилактики железодефицитных состояний у детей и взрослых / А. В. Устинова, Н. Е. Солдатова, Н. В. Тимошенко, С. В. Патиева // Мясная индустрия. — 2010. — № 12. — С. 37–39.

8.         Забашта, Н. Н. Качество и безопасность мяса свиней мясных пород для детского питания / Н. Н. Забашта, Н. В. Соколов, Е. Н. Головко, А. В. Устинова, С. В. Патиева // Мясная индустрия. — 2013. № 6. — С. 16–19.

9.         Устинова, А. В. Перспективные технологии откорма свиней для получения экологически безопасной и функциональной свинины / А. В. Устинова, Е. А. Москаленко, Н. Н. Забашта, С. В. Патиева, Н. В. Тимошенко // Все о мясе. — 2013. — № 4. — С. 11–13.

10.     Патиева, А. М. Жирнокислотный состав шпика свиней датской породы // А. М. Патиева, С. В. Патиева, В. А. Величко // Вестник НГИЭИ. — 2012. — № 8. — С. 69–82.

11.     Устинова, А. В. Нутриентная адекватность и безопасность свинины, обогащенной микроэлементами / А. В. Устинова, Е. А. Москаленко, С. В. Патиева // Пищевая промышленность. — 2013. — № 10. — С. 76–77.

12.     Тимошенко, Н. В. Разработка технологии лечебно-профилактических колбасных изделий для детей школьного возраста / Н. В. Тимошенко, А. М. Патиева, С. В. Патиева, С. Н. Придачая // Труды Кубанского государственного аграрного университета. — 2012. — Т. 1. № 35. — С. 377–384.

13.     Патиева, А. М. Обоснование использования свинины, прижизненно обогащенной нутрицевтиками, в технологии мясных изделий функционального направления / А. М. Патиева, С. В. Патиева, Е. П. Лисовицкая, Л. Ю. Куценко // Сборник научных трудов Ставропольского научно-исследовательского института животноводства и кормопроизводства. — 2013. — Т. 3. № 6. — С. 216–219.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, школьный возраст, дефицит железа, ранний возраст, организм ребенка, месяц жизни, животный белок, железодефицитная анемия, грудное молоко, вещество.


Похожие статьи

Профилактика железодефицитной анемии у детей | Статья...

Весьма актуальной остается проблема дефицита железа (ДЖ) беременных женщин в связи с ее частотой, высоким уровнем распространенности, тяжёлыми последствиями для плода и новорожденного.

О причинах длительной гипербилирубинемии у новорожденных...

· Сопутствующие состояния – выявленные дефицитные состояния у ребенка (анемия, дефицит витаминов и минералов).

Абдуллаев Р.А. ,« Аминокислотный состав белков женского молока при позднем гестозе на фоне железодефицитной анемии», «Южно-Российский медицинский...

Нарушение рационального питания как один из ведущих факторов...

железодефицитная анемия, ЖДА, гестация, фетоплацентарный комплекс, ДЖ, дефицит железа.

Профилактика железодефицитной анемии у детей.

Проблема организации рационального питания детей дошкольного возраста.

Анемия в структуре экстрагенитальной патологии беременных

Железодефицитная анемия (ЖДА) — заболевание, при котором снижено содержание железа в сыворотке крови, костном мозге и депо.

Ими болеют люди обоего пола в любом возрасте, но особенно часто дети, молодые девушки и беременные женщины.

Анемии. Роль коммуникации, социального маркетинга...

анемия, ребенок, женщина, репродуктивный возраст, пищевая диверсификация, массовая информация, железодефицитная анемия, дефицит железа, Государственная программа, тяжелая анемия.

Безопасное питание детей до трех лет в России | Молодой ученый

детское питание, продукт, ребенок, ранний возраст, пищевая ценность, молочная, консервы, женское молоко, детский организм, грудное молоко.

Проблема организации рационального питания детей...

Анализ питания детей школьного возраста, проживающих на территории Ненецкого автономного округа.

Нарушение рационального питания как один из ведущих факторов развития железодефицитной анемии беременных.

Ингибирующее влияние железа на биодоступность кальция...

Проводилось определение содержания железа (Fe), кальция (Ca) и других микроэлементов (МЭ) в сыворотке пуповинной крови, околоплодных водах и грудном молоке у

У 12 детей из 20, составляющих эту группу, наблюдалось снижение гемоглобина в крови, т. е. анемия (60 %).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Профилактика железодефицитной анемии у детей | Статья...

Весьма актуальной остается проблема дефицита железа (ДЖ) беременных женщин в связи с ее частотой, высоким уровнем распространенности, тяжёлыми последствиями для плода и новорожденного.

О причинах длительной гипербилирубинемии у новорожденных...

· Сопутствующие состояния – выявленные дефицитные состояния у ребенка (анемия, дефицит витаминов и минералов).

Абдуллаев Р.А. ,« Аминокислотный состав белков женского молока при позднем гестозе на фоне железодефицитной анемии», «Южно-Российский медицинский...

Нарушение рационального питания как один из ведущих факторов...

железодефицитная анемия, ЖДА, гестация, фетоплацентарный комплекс, ДЖ, дефицит железа.

Профилактика железодефицитной анемии у детей.

Проблема организации рационального питания детей дошкольного возраста.

Анемия в структуре экстрагенитальной патологии беременных

Железодефицитная анемия (ЖДА) — заболевание, при котором снижено содержание железа в сыворотке крови, костном мозге и депо.

Ими болеют люди обоего пола в любом возрасте, но особенно часто дети, молодые девушки и беременные женщины.

Анемии. Роль коммуникации, социального маркетинга...

анемия, ребенок, женщина, репродуктивный возраст, пищевая диверсификация, массовая информация, железодефицитная анемия, дефицит железа, Государственная программа, тяжелая анемия.

Безопасное питание детей до трех лет в России | Молодой ученый

детское питание, продукт, ребенок, ранний возраст, пищевая ценность, молочная, консервы, женское молоко, детский организм, грудное молоко.

Проблема организации рационального питания детей...

Анализ питания детей школьного возраста, проживающих на территории Ненецкого автономного округа.

Нарушение рационального питания как один из ведущих факторов развития железодефицитной анемии беременных.

Ингибирующее влияние железа на биодоступность кальция...

Проводилось определение содержания железа (Fe), кальция (Ca) и других микроэлементов (МЭ) в сыворотке пуповинной крови, околоплодных водах и грудном молоке у

У 12 детей из 20, составляющих эту группу, наблюдалось снижение гемоглобина в крови, т. е. анемия (60 %).

Задать вопрос