Межкультурный диалог молодёжи в любительском музыкальном коллективе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (67) июнь-1 2014 г.

Дата публикации: 22.05.2014

Статья просмотрена: 541 раз

Библиографическое описание:

Фатхуллина, А. Г. Межкультурный диалог молодёжи в любительском музыкальном коллективе / А. Г. Фатхуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 890-892. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11204/ (дата обращения: 17.12.2024).

Формирование и развитие межкультурного диалога молодёжи в современном образовательном пространстве — одна из новых проблем современной педагогики. Вопрос межкультурного диалога является одной из важных и острых проблем современного цивилизованного общества, наряду с проблемами межнациональной общности, межнациональных конфликтов, вопросов формирования толерантности, нравственности подрастающего поколения, которые имеют свою тенденцию обострения. Все эти вопросы обсуждаются на государственных и межправительственных уровнях. Проведено немало форумов, заседаний, на каждом из которых принимаются декларации, документы, касающиеся вопросов межкультурного диалога.

В сложившихся социально-экономических, социально-политических условиях проблема формирования межкультурного диалога именно молодежи приобретает актуальную значимость, так как способствует воспитанию культуры общения личности, развитию чувства толерантности, имеющей творческую направленность в своем отношении к другим культурам и своей культуре. Говоря о молодёжи, как самой гибкой и разноплановой категории общества, не следует забывать и о том, что именно эта категория наиболее чутко, в тоже время, остро и критично воспринимает все социальные, политические, экономические изменения в жизни.

Развитию формирования межкультурного диалога молодежи способствуют учреждения культуры: Дома дружбы народов, культурно-досуговые центры, центры детско-юношеского творчества. В этих учреждениях организованы различные виды и формы творческой деятельности — фольклорные, хореографические, вокальные, театральные, инструментальные коллективы, коллективы народного творчества и др. Все эти формы коллективной творческой деятельности являются любительскими по своим характеристикам. Любительские коллективы играют важную роль в формировании межкультурного диалога молодежи, в силу заложенных в них исполнительских традиций, способности трансформации культурных традиций для публики различного уровня восприятия. Любительский коллектив представляет собой культурное пространство, в котором сочетаются традиции, новаторство музыкальной исполнительской культуры, именно любительский коллектив является связующим звеном между высокохудожественными образцами искусства и слушательской аудиторией. В процессе коллективной творческой деятельности возникают взаимоотношения внутри самого коллектива, между коллективом и руководителем, происходит взаимодействие коллективов. Любительские коллективы играют значительную роль в развитии межкультурного диалога — в силу заложенных в них культурных традиций народа, репертуарной мобильности, концертной формы сотрудничества между коллективами.

При всём многообразии культур есть те, которые тем или иным образом могут быть схожи. Обусловлено это, прежде всего, географической близостью проживания народов. В историческом контексте национальные культуры, находящиеся рядом, взаимодействовали друг с другом, взаимопроникали друг в друга. Это взаимопроникновение выражается в некоторых традициях, обрядах, в народных костюмах, музыке, танцах, играх и др. Наряду со схожими культурами существуют те, которые отличаются настолько, насколько они могут отличаться условиями бытования, в которых создавалась культура. Именно для изучения, обмена опытом и информацией между культурными пластами необходим процесс межкультурного диалога в любительском музыкальном коллективе.

Вполне может быть уместен вопрос: для чего нужно осуществлять межкультурный диалог, если каждая из культур существует самостоятельно и независимо? Народы и культуры не могут развиваться без взаимообмена, это может привести культуру к застою. Руководители коллективов, успешно формируя межкультурный диалог молодёжи, способствуют воспитанию здоровой, активной, развивающейся, толерантной нации.

По мнению А. П. Садохина изучение иных культур, их особенностей и закономерностей позволяет овладеть необходимыми навыками для коммуникации с её представителями и может существенно изменить отношение к своим культурным ценностям [1, с. 249].

Степин В. С. считает, что диалог культур необходим для выработки новых стратегий жизнедеятельности глобализирующегося человечества, для выхода из глобальных кризисов, порожденных современной техногенной цивилизацией [3].

Действительно, в процессе межкультурного диалога формируются и успешно развиваются коммуникационные способности личности. Помимо этого, каждая личность выносит для себя различные знания в области культур, включая, уже знакомые (в том числе и своей культуры) и новые культуры. Нельзя недооценивать значимости формирования и осуществления межкультурного диалога. Межкультурный диалог способствует всестороннему развитию личности с хорошими коммуникационными навыками, способностью толерантного отношения к партнерам по диалогу и к другим культурам.

Сегодня мы являемся свидетелями того социального взрыва человеческой энергии, которое выражается в неуправляемом неформальном движении молодёжи, в общественно-политической борьбе различных партий и национальных движений, в предпринимательской и коммерческой деятельности, в организованной преступности и др. [2, с.36]

Действительно, проблема самоопределения молодежи остаётся одной из актуальных в течение многих лет. Молодежь является самой мобильной, динамичной, критичной, категоричной в суждениях ячейкой общества.

Значительным условием включения подрастающего поколения в активную жизнь является влияние культурной среды, а также большой выбор возможностей для творческого самореализации, саморазвития, самовоспитания, реализации своих творческих потребностей.

Межкультурный диалог в молодёжной среде определяется предрасположенностью к развитию необходимых навыков, качеств и способностей, а также обуславливается психологическими особенностями. Формирование межкультурного диалога молодёжи осуществляется через интересы, мотивы, потребности в тесном взаимодействии с восприятием, оценкой, поведением, совместной творческой деятельностью.

Обязательным и необходимым инструментом развития диалога и сотрудничества между культурными пластами, цивилизациями и лично представителями являются знания.

Современная система образования обладает широким выбором средств обучению и формированию межкультурного диалога. Мы предлагаем использовать деятельность любительского музыкального коллектива.

Говоря об основной деятельности любительского коллектива, мы подразумеваем творческую деятельность. В настоящее время имеются различные подходы к определению данного понятия.

Творчество — это создание нового, выход за пределы существующих стандартов; обычно сопряжено с ломкой укоренившихся, традиционных представлений [2, с. 149].

Результатом творческого коллективного музицирования является новый музыкальный продукт (произведение, песня, обряд и т. д.), который отличается индивидуальностью, креативностью, нестандартностью подхода. Однако это не означает, что в процессе коллективной творческой деятельности всегда создаётся новое произведение; творческий процесс подразумевает поиск новых форм, видов в интерпретации тех или иных уже имеющихся произведений.

Задача творческой деятельности состоит в том, чтобы, находясь в творческом поиске новых путей, форм и видов реализации, открывать новые, неизведанные аспекты культурных проявлений.

Стимулом и мотивацией для достижения высот в творческой деятельности могут служить: удовлетворение своих эстетических потребностей, стремление к самосовершенствованию, получению новых эмоций, тяготение к переживанию ситуации успеха и др.

Мы считаем, что творческими способностями обладает каждый человек. Раскрыть эти способности и задатки призвано коллективное любительское творчество. Более «продвинутые» люди, обладающие творческими способностями, выбирают своей будущей деятельностью профессиональное творчество. Однако лишь небольшая часть общества может реализовать себя в профессиональном творчестве. Что в этом случае делать тем, кто не имеет возможности стать профессиональным музыкантом? Для этого существуют различные формы и виды культурно-досуговой деятельности, позволяющие реализовать личность в творческой деятельности.

Итогом творческой деятельности коллектива является концертное выступление. Под концертным выступлением здесь понимается выступление не только на ведущих концертных площадках, но и на малых. Здесь концертным выступлением является любое публичное выступление коллектива: отчетный концерт, конкурс, выступление перед публикой разного возраста и разным уровнем подготовленности.

Участие любительских коллективов в фестивалях народного творчества, с последующим проведением круглых столов, мастер-классов позволяют обеспечить тесный контакт коллективов и, как следствие, процесс межкультурного диалога с обменом культурной информацией.

При подготовке коллектива к фестивалю или конкурсу народного творчества, руководитель выбирает лучшие образцы народной культуры в эмоционально-выразительном соотношении, в зрелищной постановке (если предусматривается). Важно подбирать такой репертуар для коллектива, который может служить инструментом в осуществлении межкультурного диалога между коллективами.

Разумеется, проведение фестивалей, совместных проектов и Дней культуры являются хорошим и действенным путём достижения наилучших межкультурных диалогов, связей и налаживанию контактов, однако обсуждение существующих препятствий, проблем, поиск путей преодоления этих проблем являются также действенными и важными элементами.

В структуру межкультурного диалога молодёжи в процессе любительского коллективного творчества входят следующие компоненты:

-          национальная музыкальная культура, представленная в творчестве любительских музыкальных коллективов;

-          информация, которую несут в себе любительские коллективы музыкального творчества;

-          музыкальный продукт, выносимый на сцену коллективом, который содержит в себе культурную информацию, необходимую для осуществления межкультурного диалога.

Первый компонент подразумевает наличие любого коллектива любительского музыкального творчества, который готов осуществлять межкультурный диалог с другими коллективами на следующих условиях: терпимости, доброжелательного отношения со стороны всех участников коллективного творчества, уважительном отношении к той музыкальной продукции, которую предъявляет любой коллектив для осуществления межкультурного диалога. Коллектив должен стремиться к принципу открытости и быть готовым к налаживанию творческих связей с представителями других коллективов любительского творчества.

Вторым компонентом структуры мы определили информацию, которую несут в себе любительские коллективы музыкального творчества. Любая продукция, созданная в процессе творчества несет в себе так называемую кодовую информацию. Эти коды заложены в символах музыкального языка (мелодика, музыкальный стиль, способ воспроизведения). Здесь понимается, прежде всего, культурно-ценностная информация, преподносимая коллективом.

Третьим компонентом выступает музыкальный продукт. Это та форма бытования, которую выбрал коллектив. Например, произведение народного музыкального творчества может найти отражение в форме фольклорного продукта, подлинно народного, а также в виде джазовой фантазии на тему народной мелодии. На примере видно, что один и тот же музыкальный продукт может существовать в различных способах толкования, трактовки, формах и видах проявления.

Помимо готовой музыкальной продукции для осуществления межкультурного диалога, требуются знания в области культуры среди участников коллективного творчества. Здесь важно при работе над музыкальным материалом уделить внимание теоретической составляющей, которая, при правильной мотивации и установке к познанию, даёт плодотворные результаты в творческом поиске над музыкальным произведением.

Важно отметить, что все выделенные нами компоненты тесно взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга, одного исходит из другого. Взаимодополняя друг друга, все компоненты составляют основу структуры межкультурного диалога.

Таким образом, формирование и развитие межкультурного диалога молодёжи в современном образовательном пространстве — одна из новых проблем современной педагогики. Вопросы межкультурного диалога являются одной из важных и острых проблем современного цивилизованного общества, наряду с проблемами межнациональной общности, межнациональных конфликтов, вопросов формирования толерантности, нравственности подрастающего поколения, которые имеют свою тенденцию обострения.

Литература:

1.             Садохин А. П. Межкультурная коммуникация: учебное пособие / А. П. Садохин. — М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. — c.249

2.             Салахутдинов Р. Г. Традиционная народная культура — педагогические и досуговые технологии. Казань: Изд-во «ГранДан». 2005. — 376 с.

3.             Степин В. С. Диалог культур и поиск новых ценностей/Философия в диалоге культур: материалы Всемирного дня философии. — М.: Прогресс-Традиция, 2010. — 1304 с. Электронный ресурс — Режим доступа http://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=2240&ln=ru — с.84

Основные термины (генерируются автоматически): межкультурный диалог, коллектив, творческая деятельность, культура, музыкальный продукт, коллективная творческая деятельность, концертное выступление, любительский коллектив, народное творчество, подрастающее поколение.


Задать вопрос