Исторический аспект дополнительного образования детей в сфере технического творчества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 27.01.2016

Статья просмотрена: 1907 раз

Библиографическое описание:

Лупандина, М. В. Исторический аспект дополнительного образования детей в сфере технического творчества / М. В. Лупандина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 871-874. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25637/ (дата обращения: 19.10.2024).



 

Система детского технического творчества в России основана на традициях, заложенных в советское время.

В историко-педагогических исследованиях определены этапы становления и развития отечественной системы детского технического творчества. Этапность соотнесена, например, с конкретными историческими событиями в России: становлением Советской власти, рождением пионерской организации, индустриализацией страны, постановлениями ЦК ВКП(б), пятилетками, Великой Отечественной войной, съездами и т. д. [6], или в основе периодизации определено развитие трудового воспитания как неотъемлемой части воспитания подрастающего поколения [7]. Мы согласимся с В. А. Горским и Н. Н. Ярцевым, которые соотнесли развитие детского технического творчества в России с развитием отечественной системы внешкольного и дополнительного образования детей, компонентом которой оно является.

Технологическое оснащение производства в конце XIX века, изменение и развитие различных технологий, диктующие необходимость подготовки квалифицированных работников, определили возникновение «добровольных творческих объединений любителей науки и техники», «обществ и организаций, занимавшихся вопросами образования рабочих и объединяющих представителей техники, науки и промышленности» [9]. Деятельность данных объединений и обществ косвенно влияла на развитие «ремесленного любопытства детей и молодежи» [9]. Технические кружки в царской школе были редким явлением. «Дети, интересующиеся техникой, могли заниматься техническим творчеством лишь дома, по собственному усмотрению и разумению». [9]. После Октябрьской революции внешкольное образование было включено в общую систему народного просвещения и педагогика страны Советов начала уделять большое внимание развитию склонностей детей, в том числе в направлении техническое творчество. Более того, в условиях развала экономики, системы образования, в условиях невиданного уровня детской беспризорности и преступности идея привлечения детей к техническому творчеству стала спасительной для Советской России. «Два дня в неделю…выделяются для самостоятельных детских занятий, для чего привлекаются новые педагогические силы…для клубных и лабораторных занятий, рефератов, экскурсий, ученических собраний» [2]. В этот период в стране создаются кружки ремесленного характера, направленные на самообслуживание, а также на изготовление учебно-наглядных пособий.

«Увлеченные романтики социалистического переустройства» [1, с.141] без преувеличения к ним можно отнести педагогов того времени и многих общественных и политических деятелей. Народнохозяйственные проблемы страны немедленно находили отклик у юного поколения и уже с 1922 года при пионерских отрядах создаются технические кружки и мастерские. Вожатыми отрядов, чаще всего, были комсомольцы-производственники, к каждому отряду прикреплялся рабочий-коммунист.

Секция юных друзей воздушного флота, созданная в 1923 году при Обществе друзей Воздушного флота, определила начало массового развития спортивного авиамоделизма. Становлению радиолюбительства способствовало «дистанционное обучение» — заочные курсы, организованные журналом «Знание — сила».

В 1923–1925 годы под влиянием идей электрификации страны, плана ГОЭЛРО открываются электротехнические кружки в различных городах страны.

Развиваясь, движение юных техников потребовало более четкого организационно-методического оформления. Техническая станция должна была объединить руководителей кружков, лекторов, преподавателей — специалистов. Техническая станция должна была устраивать демонстрации приборов, моделей, технические выставки, распространять техническую литературу. Техническая станция должна была образовывать среди молодежи технические кружки, которые являлись бы отделениями станции и находились в тесной связи с нею. В 1926 году был создан подобный учебно-методический центр — Центральная детская техническая станция. Через год в стране насчитывалось уже 15 детских технических станций (ДТС). Станции, по сути дела, явились первыми специализированными детскими внешкольными учреждениями, другой прообраз — это станции юных натуралистов. Общественные организации, заинтересованные в развитии технической пропаганды среди подростков и детей (Осавиахим, Освод, Автодор, ВОИЗ), действовали в тесном контакте с данными станциями. Популярными лозунгами пионерии (20–40 годов прошлого столетия) были: «Пионер — мастер на все руки!», «Даешь пионерам технику!», «Все постигнем! Всем овладеем! Все построим!». Страна нуждалась в «умелых руках», и на первой конференции юных техников с докладом «Юные техники и пятилетний план развития народного хозяйства» перед школьниками выступает председатель Госплана СССР Г. М. Кржижановский. Число станций в 1928 году составляет 24, в 1931 году — 150. Период становления ДТС нового типа завершается в 1931 году. В 1940 году ДТС были переименованы в станции юных техников (СЮТ).

В 1935 году создается первая детская железная дорога в г. Тбилиси. В 1936 году в Сталинграде действует детское речное пароходство. Школьники изучают и осваивают соответствующие специальности. После знаменитой эпопеи «Челюскина» начинается массовое производство коротковолновых станций, развивается радиотелефонные соревнования юных радиолюбителей. Результатом деятельности школьников на технических станциях (20–40 годы) в основном является постройка натурных образцов, моделей различной существующей техники. Одновременно происходит поиск новых форм внешкольной работы, совершенствование педагогических и организационных принципов.

Уже в начале становления внешкольного образования Н. К. Крупская настойчиво рекомендовала создавать кружки юных любителей науки и техники «повышенного типа» [1, с.145]. Исследователи детского технического творчества цитируют идею внешкольного технического образования, которую высказал А. В. Луначарский: «Человек должен развертывать свое научное техническое творчество возможно шире, ибо на этом дереве и растут плоды, которыми потом будут все питаться…Мы должны заботиться, чтобы …как можно больше людей постепенно поднималось…до умения работать в области науки, до совершенно свободного, творчества» [1, с.142].

В 1941 году СЮТ насчитывалось уже 1038. В нашем исследовании важно отметить, что к этому времени одной из функций СЮТ была популяризация научно-технических знаний.

В 1945 году в стране принимаются меры к восстановлению сети СЮТ, созданию новых станций, и определяется задача — усиление образовательной составляющей внешкольной работы. В середине 50-х годов технические кружки школьников создаются по месту жительства (при домоуправлениях), клубы юных техников — на базе промышленных предприятий. Такая форма организации детского технического творчества в дальнейшие десятилетия стала основной, массовой и результативной.

Изменение школьного образования, определенного Законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в РСФСР» (1959 г.) потребовало внести изменения в содержание деятельности молодежи в области техники. Начиная с 60-х годов в сфере технического творчества, активно развивается рационализаторство и изобретательство. Создаются научные общества учащихся (НОУ), малые академии наук (МАН). Внеурочная работа по технике становится целеустремленнее. В это время в СССР действовало 21 отраслевое научно-техническое общество, и на базе производственного предприятия, вуза или НИИ достаточно легко решались вопросы организации, содержания деятельности МАН и НОУ, определялась тематика учебно-исследовательских работ для старшеклассников [1, с.215].Научно-техническое творчество стало «синтезом инициированной педагогами детской инициативы и патроната со стороны научных организаций и ученых» [5].

Исследователями определено, что к 1991 году основу детского технического движения составлял творческий труд в интересах народного хозяйства, выявлено девять направлений: изготовление учебно-наглядных пособий; изготовление учебного оборудования; изготовление предметов бытового назначения; моделирование производственной техники, копийное и экспериментальное; создание технических средств реального применения для производства и производственной сферы народного хозяйства; спортивное радиолюбительство; создание транспортных средств для спорта и туризма; создание технических средств для научных исследований; моделирование транспортной техники, спортивное и экспериментальное.

Поводя итог необходимо согласиться, что «внешкольные учреждения советской эпохи были имитацией — воспроизведением всего многообразия экономических, социальных, культурных и политических элементов общественной системы. …В этом …уникальном сочетании игры и труда, внешкольное воспитание в СССР выступало весомым фактором социализации подрастающих поколений» [3].

В 1992 году Законом «Об образовании» определено правовое обоснование для реформирования системы дополнительного образования детей. В основе функционирования создаваемых учреждений дополнительного образования была определена образовательная деятельность. В эти годы проводились множественные исследования (В. А. Березина, А. К. Бруднов, Г. П. Буданова, В. П. Голованов, Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, И. И. Фришман и др.) благодаря которым создаваемое дополнительное образование получило теоретическое обоснование. Исследователи раскрыли и определили ценность дополнительного образования: в развитии склонностей, способностей ребенка; в его самообразовании, самореализации, самоопределении; в освоении опыта и эмоционально-ценностных отношений; во включении ребенка в творческий поиск.В тоже время, исследователи приводят практические факты отчуждения учреждений дополнительного образования и «от детей и от государства» [3]. Особенно это проявилось в отношении технического творчества. Количество детей, занимающихся в творческих объединениях технической направленности, сократилось до 10 % от общего охвата детей дополнительным образованием детей. Основной возраст юных техников — от 7 до 11 лет.

С принятием Закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.), Концепции развития дополнительного образования детей (2014 г.) государственная позиция дополнительного образования детей укреплена, в том числе и для системы детского технического творчества. В современной системе дополнительного образования все больше получают распространения «такие инновационные организационные формы, как парки и музеи науки, эксплораториумы, детские компьютерно-мультипликационные студии, студии робототехники, 3-d моделирования и прототипирования и другие» [4].

В заключении нашего краткого исторического экскурса приведем ответ Президента РФ В. В. Путина на вопрос о проблемах детского технического творчества: «В начале 90-х годов все рухнуло... Восстановить это довольно сложно... Но …правы в том, что … дело касается вообще всей системы внеклассного дополнительного образования. Это, конечно, помощь будущим инженерным школам, мы таким образом… займём детей и творчеством, и техническим творчеством, и художественным... Но это длительный процесс... Тем не менее, этот процесс развивается, и, в общем, и в целом развивается позитивно, но недостаточными темпами, …. Будем стараться». [8].

 

Литература:

 

  1.              Горский, В. А. Живое образование (без стандартов и ЕГЭ)/ В. А. Горский. — М. — 2005. — 341с.- с. 141
  2.              Декрет от 16.10.1918 Об Единой Трудовой Школе РСФСР (Положение) URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_377.htm
  3.              Куприянов, Б. В. Как сохранить учреждения дополнительного образования детей? // URL: http:// www.ucheba.com/met_rus/k_dopobraz/title_main.htm
  4.              Конценция развития дополнительного образования детей. — Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г., № 1726- Р// URL: http:// минобрнауки.рф/документы/4429
  5.              Леонтович, А. В. Что нам делать с дополнительным образованием? URL: http://dop-obrazovanie.com/dlya-pedagogov/stati/voprosy-teorii/1211-chto-namdelat-s-dopolnitelnym-obrazovaniem
  6.              Столяров, Ю. С. Развитие системы творческой технической деятельности учащихся общеобразовательной школы в СССР// дис….д-ра пед. наук. — М., 1985
  7.              Ташлыков И. С., Гридасов А. И. Методика организации технического творчества URL: http://phys.by/static/um/tvorchestvo/index_tvor1.htm
  8.              Форум Интернет–предпринимательство в России // Президент России URL: http:// news/kremlin.ru/news/45886
  9.              Ярцев, Н. Н. Становление и развитие системы детского технического творчества в условиях дополнительного образования (на примере Самарской области): автореф. дис. …канд пед наук.- Ульяновск. 2006.- 28 с.
Основные термины (генерируются автоматически): детское техническое творчество, техническое творчество, дополнительное образование детей, дополнительное образование, Россия, техник, техническая станция, внешкольное образование, Воздушный флот, отечественная система.


Похожие статьи

Роль детского музыкального творчества в развитии одаренности

Развитие детской одарённости в учреждении дополнительного образования детей

Становление социального партнерства в системе дополнительного образования детей и подростков

К вопросу о формировании компетенций у детей, обучающихся в системе дополнительного хореографического образования

Выявление и развитие детской одарённости в условиях учреждения дополнительного образования

Применение дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании детей

Интеграция основного и дополнительного образования в обучении одаренных школьников

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста

Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста

Некоторые аспекты разработки программ дополнительного образования детей журналистской направленности

Похожие статьи

Роль детского музыкального творчества в развитии одаренности

Развитие детской одарённости в учреждении дополнительного образования детей

Становление социального партнерства в системе дополнительного образования детей и подростков

К вопросу о формировании компетенций у детей, обучающихся в системе дополнительного хореографического образования

Выявление и развитие детской одарённости в условиях учреждения дополнительного образования

Применение дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании детей

Интеграция основного и дополнительного образования в обучении одаренных школьников

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста

Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста

Некоторые аспекты разработки программ дополнительного образования детей журналистской направленности

Задать вопрос