Воспитание толерантности в многонациональной среде
Автор: Григорьев Дмитрий Николаевич
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 3669 раз
Библиографическое описание:
Григорьев, Д. Н. Воспитание толерантности в многонациональной среде / Д. Н. Григорьев. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3269/ (дата обращения: 16.11.2024).
Толерантность является ценностью, необходимой и фундаментальной для реализации прав человека и достижения мира. В своей самой простой и основной форме толерантность есть признание за другими права на уважение их личности и самоидентичности. Однако, попытки рассмотреть толерантность в предметном педагогическом контексте зачастую приводят к политизации, формулировке идеологических символов. Примечательна в этом смысле популярность аналогичного толерантности понятия «политическая корректность». Политическим документом является Декларация принципов терпимости (ЮНЕСКО, 1995), подписанная представителями европейских государств, включая Россию, где главные формулировки толерантности даны не как педагогические, а как социальные нормы уважения разнообразия культур и навыков межкультурного взаимодействия. Между тем, в идеологизированном и политизированном виде понятие толерантности затруднительно использовать в учебно-воспитательном процессе.
Воспитание толерантности в многонациональной среде играет особую роль, будучи педагогическим императивом и условием выживания многополярных полиэтнических сообществ, механизмом, с помощью которого возможна эмоциональная, психологическая, духовная консолидация многонациональных социумов. Этим объясняются усилия, которые предпринимаются в поликультурных и полиэтнических обществах для формирования высокой толерантности.
В значительной мере идеи толерантности пересекаются с концепциями поликультурного воспитания. А. Н. Джуринский отмечает: «У разных народов понятие толерантности имеет различные смысловые оттенки и акценты. В русском языке существуют два слова с близким значением — толерантность и терпимость. В английском толерантность — готовность и способность без протеста воспринимать личность, во французском — уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов, в китайском — великодушие в отношении других, в арабском — прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим, в персидском — терпение, готовность к примирению и т. д». [2, с. 51].
С начала XXI в. в России выполнялись федеральная и региональные программы, исследовательские проекты Академии образования по изучению и внедрению воспитания толерантности в поликультурной и полиэтнической школе. Обостренное внимание государства и педагогического сообщества к проблеме толерантности вполне объяснимо, поскольку ее решение для многонациональной школы выступает одним из системообразующих в поликультурном воспитании. Толерантность рассматривается центральным компонентом поликультурализма и отражает общечеловеческое через особые отличия людей [7, с. 155].
Начальные методики воспитания толерантности сравнительно несложны. Для поощрения толерантности учителю порой надо совсем немного — дать ученикам совет: молчи, не обращай внимания, терпи, не пререкайся, мысленно скомандуй себе: не волнуйся, переведи беседу на другую тему... Однако для систематического воспитания толерантности такие эпизодические приемы не достаточны. Необходим кропотливый и постоянный тренинг этнокультурной толерантности.
Воспитание толерантности, понимаемой как терпимость в отношении иных культур и этносов — лишь нижняя ступенька одной из целей поликультурного воспитания. За воспитанием терпимости должны следовать понимание, уважение и, наконец, активное сотрудничество. Действуя в таком направлении, российские педагоги выявили многозначность толерантного воспитания в поликультурной среде. Это такие учёные, как С. К. Бондырева и Д. В. Колесов [1], В. Ю. Зорин [4], В. С. Собкин [5]. Они сформулировали ряд педагогических дефиниций этого феномена, в частности, миролюбивость, уважение к другим языкам и тем, кто на них говорит, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным различиям, деликатное отношение к представителям всех этнокультурных групп, признание возможности равноправного существования «другого». Среди основных направлений воспитания толерантности выделяется формирование готовности быть открытым для понимания многообразия культур и истории других народов.
Учеными выявлены определенные тендерные различия среди школьников при проявлении толерантности: наибольшую склонность к ней проявляют школьницы-подростки. Отмечена также возрастная динамика движения подростков к приятию толерантности.
Для поликультурного воспитания неприемлема идея абсолютной толерантности. Эта идея не только невозможна, но и социально опасна, поскольку предполагает воспитание предельного конформизма или готовности поступиться принципами толерантности. Между тем, у подростков надо воспитывать активное неприятие социальной несправедливости, ксенофобии и национализма.
Основным показателем успешности поликультурного воспитания является открытость личности иным этнокультурным ценностям, что означает, в первую очередь, уважительное отношение к людям другого образа жизни и поведения, видение в культурном многообразии источник общественного блага, готовность участвовать в решении межкультурных конфликтов.
Дж. Бэнкс [6] выделяет четыре группы результатов, которые обеспечивает поликультурная педагогика:
равные возможности обучения;
осведомленность о многообразии культур;
поликультурность программ обучения;
вхождение в социум на равных, независимо от этнической принадлежности.
В мировой науке проведены перспективные исследования по определению критериев эффективности поликультурного воспитания. Можно сослаться в этой связи на сформулированные американским ученым К. Грантом уровни приобретаемой в результате образования поликультурной воспитанности (компетенции).
Таблица
Уровни поликультурной воспитанности
Первый уровень |
Второй уровень |
Третий уровень |
Осведомлённость и понимание |
Оценка и согласие |
Убеждённость и защита |
Осведомлённость о собственных этногруппе, расе и пр. |
Содействие социальной справедливости |
Проектирование, реализация и оценка поликультурного опыта |
Понимание общественного неравенства |
Содействие развитию чувств единения |
Реалистичное и критическое отношение к социальной действительности |
Осведомлённость о способах закрепления социальными институтами дискриминации и предубеждений |
Принятие культурного плюрализма. Содействие развитию положительной «Я-концепции» |
Действия для положительных социальных изменений. Готовность к решению расово-социальных проблем |
Приобретение знаний об иных культурных группах, их вкладе в общество, историю, идеалы, верования. Накопление соответствующего опыта решения проблем |
Освобождение от стереотипов. Приобретение поликультурного образования. Интергупповое межкультурное обучение |
Использование личного опыта при анализе культурной дискриминации. Активное включение в демократическое решение социокультурных проблем |
Методики выявления результатов и эффективности поликультурного воспитания формулируют и отечественные ученые. Предложена многоэтапная диагностика:
первый этап — опросы, анкетирование, рейтинговые оценки, наблюдения;
второй этап — тестирование, проигрывание проблемных ситуаций;
третий этап — самооценка, анализ деятельности;
четвертый этап — выделение индикаторов-показателей деятельности личности в многонациональном социуме.
Любопытный эксперимент по апробации показателей, уровней и оценки результатов поликультурного воспитания провёл В. А. Ершов [3]. Показателями педагогической эффективности служили знания о поликультурной среде, эмоциональное отношение к реалиям и представителям поликультурного социума, поведение в нем. Были сформулированы три уровня поликультурной воспитанности учащихся: высокий, средний, низкий, а также способы измерения этих уровней. Например, на высоком уровне знания о поликультурной среде должны носить глубокий характер, эмоциональная оценка иной культуры исходить из рационального, критического подхода, нормы поведения базироваться на ценностях взаимного уважения. На низком уровне знания о поликультурном мире отсутствуют, наличествует преимущественно эмоционально-отрицательное восприятие иных социокультурных общностей, в поведении проявляются националистические тенденции.
Таким образом, «замеры» успешности поликультурного воспитания могут быть сделаны по степени освоения гуманистических ценностей, осознания самобытности различных культур, осмысления общности культур, воспитания уважения к родной, общенациональной и мировой культурам, наличию навыков и умений межкультурного и межнационального общения. Подобное измерение осуществляется при использовании традиционной системы оценки знаний, а также посредством психологического мониторинга с помощью бесед, интервьюирования, анкетирования, изучения продуктов творчества учащихся, анализа конкретных педагогических и жизненных ситуаций, и рейтинга.
Литература:
Бондырева С. К., Колесов Д. В. Толерантность. Введение в проблему [Текст] / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. — М.: МПСИ; МОДЭК, 2011. — 240 с.
Джуринский А. Н. Педагогика в многонациональном мире. — М.: ВЛАДОС, 2010. — 106 с.
Ершов В. А. Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы: Дис. канд. пед. наук. — М., 2000. — 185 с.
Зорин В. Ю. Национальная политика в России: история, проблемы, перспективы [Текст] / В. Ю. Зорин. — М.: ИСПИ, 2002. — 284 с.
Собкин В. С. Толерантность в подростковой и молодёжной среде. Труды по социологии образования [Текст] / В. С. Собкин. — М.: Центр социологии и образования РАО, 2004. — 223 с.
Banks J. Multiethnic Education: Theory and Practice. — Boston, 1981.
Lee J., Warner R. L. Multiculturalism and Multicultural Education in USA: Theory and Pedagogy // Public Policy and Politics in Sakhalin, Russia and Oregon. — Oregon State University, 2004.