Социально-философский феномен журнализма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №7 (66) май-2 2014 г.

Дата публикации: 11.05.2014

Статья просмотрена: 1388 раз

Библиографическое описание:

Епанчинцев, В. В. Социально-философский феномен журнализма / В. В. Епанчинцев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 657-659. — URL: https://moluch.ru/archive/66/10920/ (дата обращения: 16.11.2024).

Журнализм уже давно стал способом подхода к действительности, не исследующим факт, а пытающимся дать ему мгновенную оценку. При всей свободе в форме журнализм остается крайне консервативным в мысли. Он сконцентрирован на поверхности жизни, — для журнализма важна не проблема, а сам результат. В отличие от научного и художественного постижения мира журнализм оперирует готовыми штампами и трафаретами.

В 20 веке под термином «журнализм» в России понимали занятие журналистикой, литературно-публицистической деятельностью и сотрудничество с периодическими изданиями. Например, Исторический словарь галлицизмов русского языка определяет «журналистику» как «одну из форм литературной деятельности, профессию журналиста» [1]. Толковый словарь Ушакова определяет «журнализм» как свойства, присущие журнальному произведению, журналистской профессии [2]. В английском языке «журнализмом» называют род занятий или стиль деятельности СМИ. Владимир Даль связывал «журнализм» с документальной «срочной словесностью». Л. Г. Свитич определяет журнализм как «массинформационную медиацию, основой которой является креативная деятельность, связанная с созданием, пересозданием и оперативным распространением информации в ритмизированной, дискретной форме на всех уровнях информационных процессов» [3, с. 5].

Журнализм расширяет общепринятое понятие журналистики, обобщая свойства данного предмета и позволяя взглянуть на него с философской точки зрения. Поэтому понятия «журнализм» и «журналистика» имеют разный объем. Центральным понятием «журнализма» является сама профессия журналиста, но сюда же стоит включать и все составные части информационного пространства.

Для понимания социально-философского феномена журнализма необходимо прежде всего уяснить саму суть термина «феномен». В философии это понятие имеет широкое значение. Иногда феномен понимают как синоним явления. Платон считал, что феномен противостоит сущности вещи, как неустойчивая форма реальности. Иммануил Кант разделял феномен и непознанную «вещь в себе». Широко развил понятие «феномен» Эдмунд Гуссерль. Психическим фактам Гуссерль противопоставляет «чистые феномены», избавленные феноменологической редукцией от характеристик обыденного сознания. Феномен становится целостной единицей того, что можно вычленить в сознании. Существует понятие феномена как объекта чувственного созерцания. В таком случае феномен противопоставляется ноумену — предмету интеллектуального созерцания. В любом случае феномен является реализацией смысла и сущности.

Главной характеристикой журнализма является его универсальность. Сегодня он становится синтезным явлением. Новый глобальный журнализм — вещь, не имеющая границ. Журналист превращается в полифункциональное оружие, способное удовлетворить любые потребности аудитории в информации и развлечении. В глобальных сетях журнализм все более подвержен влиянию общепринятых шаблонов и стандартов. Художественное творчество и креатив в журнализм приносят безграничные возможности этих же глобальных сетей. Журнализм вплетается во все виды информации. Сетевые медиа сейчас несут свободу и независимость. Журнализм с каждым днем все больше влияет на общественное мнение, противостоять этому может только свобода выбора информации. Медиажурнализм стал саморегулируемым, а информация приобрела характер товара. С дальнейшим развитием технологий журнализм рискует стать более открытой и доступной профессией.

Однако он не прекратит принадлежать социуму в рамках определенной цивилизации. Важно понимать, что журналистика является социальной информационной системой сходной по своему устройству с другими системами общества на конкретном этапе развития. Однако социальные факторы ее не ограничивают, несмотря на включенность этой информационной системы в социоприродные и цивилизационные процессы.

На социальность журнализма влияет функционирование журналистики в обществе, которое является главным субъектом информационного воздействия. Потребность в информации, обусловленная политическими, экономическими, социальным, духовными и биологическими процессами, запускает в обществе информационную деятельность. Также запустить информационную деятельность может элементарный интерес аудитории.

Получается, что журнализм действует в двух направлениях — общественных потребностей (социальные институты сообщают СМИ информацию, которая доходит до аудитории со стороны ее интересов) и аудиторных интересов (социальные интересы аудитории, расходящиеся с объективными интересами). Во втором случае коммерческие структуры видят в потакании интересам аудитории свою коммерческую выгоду. Оптимальность развития общества определяет тем, насколько сбалансированы эти два направления.

Для тоталитарного общества характерна неразвитость направления аудиторных интересов. В демократическом обществе оба этих направления равноправны. Потакание низменным интересам публики приводит к развитию так называемой «желтой» прессы, что в свою очередь ведет к дестабилизации ситуации в обществе. Стихия интересов, не соответствующих объективным общественным потребностям, ввергает журнализм в хаос распущенности и двойных стандартов нравственности. Идеальным является комбинирования общественного и аудиторного направлений с небольшим преобладанием общественного.

Журнализму свойственны черты профессий по типу «человек-человек», «человек-знак» и «человек-художественный образ». Его главной функцией является удовлетворение информационных потребностей общества. При этом информационная потребность распределяется равномерно по всем уровням общества. Журнализм просвещает и регулирует сферы сознания, осуществляя коммуникативную, рекреативную и прагматическую функции в жизни общества. Журнализм влияет на социальные процессы через общественное мнение и задействование через СМИ членов общества в процессах управления.

Объекты познания журналиста включают в себя сферы духовного и материального, все субъекты общества. Сознание человека является объектным полем деятельности журнализма. Через сознание он воздействует на личность, группу и общество.

Особенностью журнализма можно считать комбинацию творческой, литературной деятельности с организаторской работой. Это умственная деятельность, вписанная в обработку знаковых систем (информации, языка).

Журнализм универсален еще и благодаря сочетанию рационального и чувственного, разноритмовыми предметами деятельности, высокой социальной ответственности, эвристичности и адаптационной неопределенности. В журнализм входят несколько видов деятельности — художественно-творческая, редакторская, организационная, информационная, PR-функция. Универсализм журнализма определяет его бинарность. Из-за чего журнализм стремится запечатлеть вечное в сиюминутном и рутинном.

С философской точки зрения журнализм является всем и ничем, он наполняется в зависимости от потребностей социума. В творческую зависимость журнализм включает процесс редактирования индивидуальной креатуры. Неизученность проблемы неизбежно сталкивается с желанием глубже проникнуть в нее. Субъективность журнализма стоит в оппозиции к необходимости отражать объективную картину реальности, через палитру мнений. Интравертность его творческого компонента вступает в конфликт с его публичностью. Творческая деятельность неизбежно сталкивается с рутинными, коммерческими и издательскими процессами.

Креативность журнализма связана с социальным креатизмом, со способностью проникнуть в смысловую суть процессов художественно настроенной личности. Если рассматривать творчество как отражение действительности, то журнализм всегда нацелен на адекватную передачу происходящего. От этого зависят действия общества, чьи потребности в информации журнализм удовлетворяет. Таким образом, лучшим проявлением творчества становится проникновение и передача сути действительности, наиболее объективное отражение происходящего.

Предмет познания журнализма — изменчивый мир, который он познает через эмпиризм. Журнализм осваивает действительность рациональными и образными способами, используя эмпирическое и теоретическое познание. Журнализм как феноменологическая система способен познавать сущностные постоянные смыслы. Ярким примером тому может служить аналитический журнализм.

Только журнализм в целом, освещая жизнь сегментов общества, способен подобающе отразить все общественные процессы, формирующие действительность. Творчество в данном направлении журнализма состоит в приближении к стандарту реальности, в равной передаче информации обо всех сферах жизни.

Если рассматривать творчество как созидание жизни, то журнализм воздействует на общество и человека. Информация имеет творящие сущностные особенности, изменяющие и формирующие среду. Творящие функции журнализма следует понимать как распространение парадигм существования, информационных моделей жизни человека. Иначе говоря, это социоинформационное творчество. СМИ имеют большее влияние на человечество, чем вожди и пророки. Журнализм создает реальность, воздействуя на человека. Тем самым журнализм включен в процесс миротворения. В рамках этого направления журнализм должен действовать на благо общества, исходя из общепринятых ценностных норм.

В журнализме ценится особая форма подачи материала, композиции, способа изложения, хода мысли, иронии и игры слов. Большей популярностью пользуются материалы с новизной в подходе к информации, оформлении, композиции и проблематике. Журнализм является документально конкретным творчеством, взаимодействующим с обработанной действительностью. Образ, создаваемый им, обычно имеет фрагментарный характер и может ни в коей мере не уступать по яркости и сочности художественно-литературному образу.

Неизбежно историческая и информационная активность в жизни общества соприкасаются с термином Л. Н. Гумилева «пассионарность» [4] и производным «пассионарным журнализмом». В исторически напряженные этапы (смены общественных парадигм, воин и революций) пассионарная разновидность журнализма выходит на первый план. Можно вспомнить имена ярких представителей пассионарной публицистики времен Великой французской революции — Марата и Робеспьера. Пассионарный журнализм проявляется именно в такие периоды в публицистике. Более спокойными и вдумчивыми являются гармонический и аналитический журнализмы. В ситуации, когда нужно сохранять лишь стабильность в обществе усиливается безоценочный сугубо новостной журнализм. Такой журнализм актуален для США и других стабильных стран, но никак не для России. В нашей стране в период активных общественных преобразований данный тип прижиться не может.

Тип журнализма напрямую зависит от этапа развития общества, нахождении его на стадии перехода в иное состояние. В период социального перелома журнализм становится моложе, привлекая на свою сторону новые темы. В таких условиях непременно увеличивается свобода творчества.

Литература:

1.      Исторический словарь галлицизмов русского языка // gallicismes.academic.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gallicismes.academic.ru/15309/ %D0 %B6 %D1 %83 %D1 %80 %D0 %BD %D0 %B0 %D0 %BB %D0 %B8 %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B8 %D0 %BA %D0 %B0 06.05.2014

2.      Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка // ushakovdictionary.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=15541 06.05.2014

3.      Свитич Л. Г. Феномен журнализма. М.: МГУ, 2000. 252 с.

4.      Гумилев Л. Н. Конец и вновь начало. М.: ДИ-ДИК, 1994. 544 с.

Основные термины (генерируются автоматически): журнализм, информация, процесс, феномен, аналитический журнализм, жизнь общества, информационная деятельность, литературная деятельность, общественное мнение, Россия.


Задать вопрос