Актуальность темы настоящего исследования обусловлена, прежде всего, тем, что в демократической системе управления государством и обществом особое место принадлежит органам местного самоуправления. Прежде всего, это место определяется тем обстоятельством, что наличие органов самоуправления обеспечивает децентрализацию системы управления.
Как форма непосредственного осуществления народовластия такой институт как местное самоуправление признание получил достаточно давно и в настоящее время осуществляется в большинстве стран мира. Конституция РФ закрепила местное самоуправление в качестве важнейшего элемента основ конституционного строя, а также как самостоятельную форму осуществления власти народа.
Одним из динамично развивающихся институтов народовластия в настоящее время являются муниципальные выборы. Именно посредством выборов регулируются вопросы периодической смены и формирования органов местного самоуправления. Основным назначением выборов является избрание представителей всего населения муниципального образования.
Институт муниципальных выборов, существующий в нашей стране, действует немногим больше 10 лет, и потому, за столь небольшой промежуток времени до сих пор не определены его оптимальные модели. Поэтому, в науке муниципального права России актуальным является вопрос создания концепции форм реализации народовластия при осуществлении местного самоуправления.
Целью настоящей работы является рассмотрение вопросов выборов главы администрации местного самоуправления, проблем и сложностей, возникающих при их проведении, а также пути решения.
В Российской Федерации под термином «орган местного самоуправления» понимается, прежде всего, учреждение, которым реализуются властные полномочия соответствующего характера. В то же время, стоит отметить, что местное самоуправление представляет собой отнюдь не власть учреждений, а форму власти народа. В системе должностных лиц местного самоуправления наличие главы муниципального образования, по действующему российскому законодательству является обязательным. Глава муниципального образования является его высшим должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями по решению вопросов местного значения.
Муниципальные выборы представляют собой форму прямой демократии. Она обеспечивает непосредственное участие граждан в формировании выборных органов местного самоуправления, а также избрания должностных лиц местного самоуправления, должности которых являются выборными.
Цель проведения муниципальных выборов заключается в избрании депутатов, выборных должностных лиц, а также выборного органа местного самоуправления. Муниципальные выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании [2].
Порядок выборов в органы местного самоуправления, и выборы главы администрации местного самоуправления, в частности, определяется законодательством субъекта Федерации.
В Российской Федерации создана двухуровневая система местного самоуправления (муниципальные районы и поселения), причем каждый уровень рассматривается как функционирующий автономно от других и от государственной власти с четким разграничением предметов ведения и полномочий. В этой системе местного самоуправления — залог создания подлинно самоуправляемой системы публичной власти низового уровня. Это также имеет огромное значение для системы выборов, сложившейся в России. Повышается значение роли местных выборов, как инструмента актуализации политической воли на местах.
Для подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, и в частности, главы администрации местного самоуправления, в зависимости от численности самого муниципального образования образовываются избирательные комиссии: муниципального образования; окружная и территориальная. Их работа осуществляется гласно и открыто.
С целью проведения выборов в органы местного самоуправления образуются избирательные округа. Для российской правовой системы характерны два вида избирательных округов — одномандатные и многомандатные.
Муниципальные выборы, и выборы главы администрации местного самоуправления назначается представительным органом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.
Федеральным законом о местном самоуправлении предусмотрено многообразие избирательных систем, которые применялись не только в разных субъектах РФ, но и на разных территориях одного и того же субъекта РФ. Виды избирательных систем, применяемых при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения определяются законами субъектов РФ. В уставах муниципальных образований определен конкретный вид избирательной системы, используемой при проведении муниципальных выборов.
Порядок избрания главы муниципального образования устанавливается уставом соответствующего муниципального образования.
Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает несколько возможных вариантов порядка избрания главы муниципального образования:
- глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах и является главой местной администрации — такая структура позволяет усилить взаимосвязь избирателей с местным самоуправлением и сосредоточить в руках главы муниципального образования наибольший объем полномочий и реальные рычаги власти и используется в большинстве муниципальных образований в России
- глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах и является председателем представительного органа муниципального образования, а глава местной администрации назначается по конкурсу — такая структура не очень распространена, позволяет выборному главе муниципального образования «царствовать, но не править».
- глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава, а глава местной администрации назначается представительным органом по конкурсу — такая структура получила распространение в последнее время, при такой структуре глава муниципального образования является лишь номинальной фигурой, а реальная власть сосредоточена у главы местной администрации, на которого примерно равное влияние могут оказывать представительный орган муниципального образования и администрация региона, от которых в различной степени зависит его назначение и смещение.
- глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава, возглавляет представительный орган и является главой местной администрации — такая структура допускается только в сельских поселениях, потому что там управленческий аппарат невелик и нет необходимости разграничения полномочий главы местной администрации и председателя представительного органа.
Назначение выборов вообще, и муниципальных, в частности, знаменует старт избирательной компании. Решение о назначении муниципальных выборов принимается не ранее чем за 90 и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.
В то же время при проведении выборов существуют определенные проблемы и сложности.
Одной из них является достаточно низкая активность избирателей и особенно на выборах местного уровня. В случае если в выборах приняло участие менее 20 % от числа избирателей они признаются несостоявшимися. В этой связи актуальным является привлечение на выборы электората.
По результатам выборов составляется протокол, подписываемый всеми присутствующими. Как правило, повторное голосование проводится в том случае, когда в избирательный бюллетень включено более 2-х кандидатов, и ни один из данных кандидатов не набрал для избрания необходимое число голосов избирателей.
Литература
1. Конституция Российской Федерации. Норма-М., М. 2014.
2. Федеральный закон от 6.10.2003. № 131-ФЗ (в ред. от 25.12.2008). «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». // Российская газета. — 2003. — № 202. — 8 октября.
3. Федеральный закон РФ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996г.№ 138-ФЗ.//Собрание законодательства РФ,1996,№ 49.Ст.5497.
4. Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Проспект, 2008.
5. Хрусталев Е. Н. Голосование на выборах: Виды и особенности //Актуальные проблемы государства и права на рубеже веков. Владивосток.: Дальневосточного ун-та,2008.С.120.