Анализ проблемы профессионального самоопределения в отечественных и зарубежных исследованиях раскрывает многообразие научных подходов к изучению данной проблемы. В зарубежных работах круг проблем, связанных с профессиональным самоопределением решается в рамках теорий профессионального развития и профориентации. Концепции профессионального развития могут быть разделены на три группы: структурные, мотивационные, индивидуальные. Основная идея структурных теорий — профессиональное развитие и профессиональное поведение изменяются на различных этапах жизни и в разных условиях (С. Аксельрод, Д. Миллер, Д. Сьюпер и др.) [4]. Представители мотивационных теорий (А. Маслоу, Э. Роу и др.) стремятся выявить внутренние силы личности, которые побуждают ее к определенному типу профессионального поведения и деятельности. Наконец, теории «индивидуальности» трактуют профессиональное развитие как процесс формирования и упрочения самопонимания, а выбор профессии как попытку реализовать свою «Я-концепцию». Эти теории представлены работами К. Роджерса, Д. Сьюпера, Д. Холланда и других зарубежных исследователей [4]. Наиболее прогрессивной считается концепция профессиональной зрелости Д. Сьюпера, где сам процесс профессионального самоопределения (построения карьеры) определяется как постоянно чередующиеся выборы [7]. По мнению Холланда, приверженца типологической теории, все существующие профессии можно объединить в основные группы. У личностей существует склонность не только к тем или иным группам или типам специальностей, но и к определенным должностям, к положению в профессиональной иерархии. Процесс профессионального развития по Холланду заключается в том, что профессиональная успешность, удовлетворенность зависит от соответствия типа личности типу профессиональной среды [4]. Таким образом, неадекватный выбор профессиональный выбор в дальнейшем приводит к проблемам в профессиональном развитии.
Также сложность ситуации выбора профессии обусловлена неопределенностью подлежащих рассмотрению альтернатив и отдаленных следствий тех или иных решений. Ключевым звеном в выборе профессии Д. А. Леонтьев и Е. В. Шелобанова считают конструктивно-познавательскую деятельность построения возможных вариантов будущего [6]. Среди возможных вариантов выбора профессии выделяют следующие: 1) выбор профессии соответственно семейной традиции; 2) выбор профессии наугад; 3) выбор профессии по призванию; 4) выбор профессии по расчету. Приемлемым считается лишь четвертый вариант- осознанный, самостоятельный выбор профессии с учетом потребностей рынка труда, условий избираемой деятельности, предполагаемых форм вознаграждений в труде, оценки своих материальных и физических ресурсов при выборе профессионального учреждения как средства овладения профессией. После осуществления выбора профессии сущность профессионального самоопределения состоит не столько в новых выборах, сколько в нахождении смысла в избранной сфере (Пряжников Н. С. и др.).
Процесс обучения новой профессии соответствует одному из этапов профессионального самоопределения, на котором происходит уточнение своих интересов и целей в профессиональной деятельности, выбор путей к поставленным целям, познание профессии и себя в профессии.
Профессиональное самоопределение личности в отечественной педагогической науке понимается многопланово:
- как критерий профессионального становления человека в процессе его социализации;
- как главный компонент принятия решения о выборе профессии;
- как проблема трудоустройства работника;
- как ориентация человека на определенный вид деятельности;
- как формирование важных для человека новообразований — профессиональной направленности и профессионального самосознания;
- как готовность субъекта к самостоятельной профессиональной деятельности;
- как переживание человеком своего профессионального призвания.
По структуре профессиональное самоопределение представлено в литературе в рамках процессуального и уровневого подходов.
Процессуальный подход предполагает выделение последовательных закономерных этапов профессионального самоопределения: поиск профессии — выбор профессии — профессиональная самооценка — профессиональная подготовка — профессиональное самосовершенствование — выход из профессии. Здесь в рамках данного подхода есть две позиции относительно конечности профессионального самоопределения личности:
а) Постулируется положение о профессиональном самоопределении как о процессе, сопровождающем всю профессиональную жизнь человека в рамках одной конкретной профессии. При перемене профессии все этапы повторяются вновь.
б) Профессиональное самоопределение личности заканчивается с моментом принятия ею решения о выборе конкретной профессии.
Уровневый подход предполагает выделение уровней профессионального самоопределения:
1-й уровень — осознание целей и способов профессиональной деятельности;
2-й уровень — осознание смысла профессиональной деятельности;
3-й уровень — осознание отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности;
В рамках данного подхода предлагается считать завершением профессионального становления момент позитивного отношения к себе как к субъекту определенной профессиональной деятельности. При перемене профессии весь процесс осознания повторяется.
Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде,самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы. Конечно, эти жизненно важные проблемы возникают перед личностью в течение всей ее жизни. Личность жепостоянно изменяется, развивается. Значит, на разных стадиях ее развития одни и те же задачи профессионального самоопределения решаются по-разному. Постоянное уточнение своего места в мире профессий (либо конкретной профессии), осмысление своей социально-профессиональной роли, отношения к профессиональному труду, коллективу и самому себе становятся важными компонентами жизни человека. Иногда возникает отчуждение от профессии, человек начинает ею тяготиться, испытывает неудовлетворенность своим профессиональным положением. Нередки случаи вынужденной смены профессии (специальности) и места работы.
Можно констатировать, что перед личностью постоянно возникают проблемы, требующие от нее определения своего отношения к профессиям, иногда анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или ее смене, уточнения и коррекции карьеры, решения других профессионально обусловленных вопросов. Весь этот комплекс проблем в профессиоведении объясняют понятием «профессиональное самоопределение».Естественно, что такое сложное явление не могло получить «единственно правильное» объяснение в педагогической науке.
Обобщая проведенный анализ профессионального становления личности, выделим основные моменты этого процесса:
1. Профессиональное самоопределение — это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.
2. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.
3. Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.
4. Актуализация профессионального самоопределения личности инициируется разного рода событиями, такими, как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, смена места жительства, аттестация, увольнение с работы и др.
5. Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации.
Литература:
1. Головаха, Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодёжи/ Е. И. Головаха. Киев: Наукова думка, 1988.144с.
2. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения/ Е. А. Климов.-Ростов-на-Дону, 1996.512 с.
3. Климов, Е. А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. М.: Просвещение, 1990.150
4. Кондаков, И. М. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития/ И. М. Кондаков, А. В. Сухарев//Вопросы психологии.-1989.-№ 1.- с. 158–164.
5. Кон, И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание/ И. С. Кон.- М.: Политиздат, 1984.- 213 с.
6. Леонтьев, Д. А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего/ Д. А. Леонтьев, Е. В. Шелобанова//Вопросы психологии.-2001.-№ 5- с.91–96.
7. Михайлов, И. В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д. Е. Сьюпера/ И. В. Михайлов//Вопросы психологии.-1975.-№ 5.
8. Пряжников, Н. С. Психологический смысл труда/ Н. С. Пряжников.-М.: Из-во «Институт практической психологии», 1996.-352 с.