В современном мире, даже если человек обладает высоким уровнем знания, но не способен в коммуникации, то его не признают. В мире карьеры нет правильных ответов на все ситуации, которые могут произойти в жизни. Существуют определенные варианты ведения коммуникации в карьерной деятельности. Но нужно найти «свой стиль», так как характер человека, атмосфера организации и вид его работы бывают очень разные, и нельзя точно сказать какой именно для него правильный. Сначала нужно понять сущность человека, особенности организации и его работы, найти оптимальный и эффективный для него вариант, и «постоянно» придерживаться его [1].
- Как узнать, настолько человек коммуникативный?
Люди в коллективе считают его скучным? Когда он говорит «А», одни понимают как «Б», а другие даже как «В»? Он считает, что у него нет проблем, но часто происходят конфликты с окружающими людьми? Истинная трудность коммуникации заключается в том, что человек не осознает, как он себя ведет. Нужно объективно проверить свои коммуникативные способности. Существует множество методов проверки. Вот один пример.
Проверка «Ты хороший собеседник в коллективе?»
Поставьте галочки на подходящие себе пункты.
- Ты смотришь в глаза, когда разговариваешь с людьми.
- Ты стараешься говорить «аха», «да» и кивать головой в подходящие моменты.
- Ты можешь долго молчать в беседе, даже если чувствуешь неловко.
- Ты умеешь разряжать напряженные обстановки беседы легкими шутка.
- Ты обращаешь внимание не только на содержание беседы, но и на весь его процесс.
- Ты слушаешь собеседника до конца, даже когда возникают вопросы или непонятные моменты.
- Ты сохраняешь положительную позицию в беседе.
- Ты уделяешь большое внимание жестам, тональности и диапазону голоса.
- Ты пытаешься оставаться наравне с собеседником, а не стать центром беседы.
Результат:
Менее 2 пунктов - мало навыков не только в деловом, но и повседневном общении.
3- 6 пунктов – неплохо, но, чтобы добиться взаимного понимания со всеми, нужно больше стараться.
Более 7 пунктов – окружающие считают его хорошим собеседником.
- Стратегии коммуникации
В карьерной деятельности встречаются 2 типа собеседников: сотрудники организации (начальник, коллеги) и клиенты(партнеры). От того, насколько хорошо налажены связи с ними, зависит его успехи и репутация. Их невозможно контролировать в совершенстве, но наверняка существует основные методы для эффективной коммуникации с ними[2].
1) Партнеры/клиенты
Фактор риска: трудно предугадывать, когда они изменят решение.
Стратегия 1. Доказательства
Бывает так, чтобы, когда полностью выполнены все требования партнера/клиента, он продолжает придираться на мелочи, не касающиеся к делу, и не хочет выполнить свои обязанности. Для этого нужно оставлять все данные сотрудничества с ним (записи переговоров, переписки и др.) в качестве доказательства. Но сразу предъявить их для разрешения разногласий – не лучший вариант. Можно просто сообщить им, что все данные, связанные с ними, сохранились.
Стратегия 2. Не давать неуверенных ответов.
Когда требуется дать определенное решение, но если оно очень важное, и ответственные лица в тот момент в отлучке, лучше всего, отложить его, и попросить подождать, пока все не решится.
Стратегия 3. Начальство
При работе с клиентами/партнерами часто встречается случай, когда нужно отказать им. В таких случаях можно использовать начальство, сказать им, что отказ не является личным мнением одного сотрудника, а решением начальства, и, что мы очень постарались, и нам очень жаль[3].
Сотрудники организации
Сотрудники организации, особенно начальники являются важным элементом в карьерной деятельности, так как их мнения сильно влияют на репутацию сотрудника.
Стратегия 1. Встречи
В отношении с начальником нужно попытаться передать свои мысли при встрече. Передать начальнику данные через других коллег или электронную почту, сообщения, социальную сеть, является не лучшим вариантом. Если не в состоянии организовать встречу, нужно лично позвонить ему и сказать сам.
Стратегия 2. Содержание и поведение
В разговоре с начальником важно не только содержание, но и поведение сотрудника. Даже если у сотрудника хорошая идея, но будет рассказывать неуверенно, его идея, скорее всего не дойдет до начальника. Если у сотрудника великолепная идея, и чтобы она передавалась начальнику, нужно уделять больше внимания своему поведению. Но нельзя пытаться обмануть его своим поведением.
Стратегия 3. Отчет
Когда некоторые сотрудники, особенно новички с высокими стремлениями получают задачи, они пытаются выполнить их «идеально» и показать их начальству. Это большая ошибка. Нужно сделать предварительные отчеты и сообщить начальству о текущих состояниях процесса работы, так как они ждут готовые работы, при этом не зная о состоянии работы, и беспокоятся.
Стратегия 4. Поведение, после конфликта (для новых сотрудников)
В первое время после поступления на работу у новых сотрудников часто случаются конфликты. После этих конфликтов ни в коем случае нельзя показывать свои эмоции другим сотрудникам, потому что они могут оценивать их поведении не очень хорошо, и это повлияет на репутацию сотрудника отрицательно. Так как эмоции показываются через выражения лица, голоса и других поведений, нужно постоянно следить за ними. Лучше всего сделать ясное выражение лица и говорить громче, показать волю окружающим, что он старается изо всех сил. Это выражает не высокомерие, будто ему все равно, а положительную позицию о том, что он научился много нового, и будет стараться больше.
- Некоторые меры при критических обстоятельствах
В коммуникации[4] в карьерной деятельности часто бывают критические обстоятельства.
Проблема 1. Коммуникация с закрытыми людьми.
Пример.
Клиент избегает определенных ответов на вопросы сотрудника, постоянно рассказывает то, что хочет, и заканчивает разговор. Поэтому организовали с ним встречу и добились взаимных соглашений. Но после встречи он отправляет в компанию совершенно другие требования и настаивает на них.
В таких случаях важнее всего скорость. Нужно первыми отправить им требования, согласованные при встрече. Бывает так, что при встрече стороны расходятся с неправильными информациями. Поэтому можно на заключительной стадии проверить все информации. Можно записать переговоры, получив соглашения сторон в начале встречи.
Проблема 2. Коммуникация с нервным начальником.
Пример.
Начальник очень нервный человек. Он настолько нервный, что сотрудники все время следят за его настроением и не могут работать нормально. Некоторые сотрудники даже поменяли работу из-за него.
В таких ситуациях выход только один – узнать, когда у него хорошее настроение. Поменять работу – тоже решение. Но нельзя гарантировать, что в новой работе не будет такого начальника. Это может стать хорошим учением. Сотрудники, которые работали с таким начальником, стараются на стать таким же в будущем.
Подводя итог выше изложенного можно сделать следующий вывод:
· Эффективное использование коммуникации сотрудников позволяет повысить работоспособность всей организации.
· Коммуникация важна не только для повышения жизнеспособности организации, но и необходима для ее развития.
Литература:
1. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: учебное пособие 2-ое издание – СПб: Знание, СПб ИВЭСЭП, 2004.
2. Шкляр Т.Л. Провокационная реклама, как короткий путь к потребителю. Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. № 33. С. 81-85.
3. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://m.cosmopolitan.co.kr/article/RetArticleView.asp?strArtclCd=A000001258&strFCateCd=AHAA (дата обращения 15.04.2014).
4. Каптюхин Р.В. Новые функции массовых коммуникаций и рекламы в связи с развитием технологий интернет//Инновации и инвестиции. -2013. -№ 5. -С. 42.