Ключевые слова: Моббинг, психологические притеснения, психологический террор, социальная изоляция, эмоциональное насилие, моббинг-действия, боссинг, латентный моббинг.
О моббинге как негативном социально-психологическом явлении в России заговорили совсем недавно. Количество людей, подвергшихся моббингу, растет с каждым днем.
Данный термин получил широкую известность в 60-е годы после публикации работы шведского врача Гайнеманна, который сравнил жестокое поведение детей по отношению к другим детям с агрессивным поведением животных и назвал его моббингом.
По данным различных исследований ежедневно подвергаются моббингу от 2,5% до 16,2%. По результатам опросов еженедельно сталкиваются от 1,7% до 6,4% опрошенных. Длиться такие действия могут более 5 лет (2,2-8,8%), от 1-до 5 лет (5-10% населения, которые часто сталкивались с враждебными действиями), и, наконец, от 2 до 5 лет (2-10,8%).
Исследование моббинга – относительно молодое направление в науке, хотя на самом деле, действия, которые понимают под моббингом, совсем не новые и хорошо известны. Благодаря объединению под одним термином удалось повысить осознание опасности этого феномена.
На сегодняшний день моббинг является очень распространенным явлением в школах. Некоторые дети подвергаются психологическому террору на протяжении нескольких лет и зачастую остаются со своей бедой один на один. Чаще всего это выражается в насмешках, угрозах и издевательствах одноклассников, порче учебников, воровстве домашних заданий. Дети-мобберы в 4 раза больше остальных рискуют быть втянутыми в сферу молодежной преступности.
Существует много разновидностей моббинга, однако, можно выделить несколько наиболее распространенных видов:
Открытый моббинг – это крайняя его степень. В ход идут все средства — открытые насмешки, издевательства и оскорбления, порча имущества (важных рабочих документов или личных вещей).
В случае латентного мобинга психологическое давление происходит в скрытой форме.
Горизонтальный моббинг – это притеснения со стороны коллег или одноклассников, т.е. равных по рангу и статусу окружающих.
В случае же если инициатором психологической травли становится непосредственный руководитель, например, преподаватель, это уже вертикальным моббинг, еще его называют боссингом.
Одним из оснований возникновения психологического насилия в коллективе можно назвать неумение улаживать конфликты как условие возникновения моббинга [5, с. 72].
Чаще всего причиной моббинга становится зависть. Наряду с личными недостатками, чувство зависти может возникнуть в результате обделенности внутри организации, коллектива, группы.
Иногда причиной моббинга становится самоуверенное поведение: излишнее хвастовство, обилие жалоб, вызывающая манера поведения.
Также причиной может служить внутренняя агрессия, недоброжелательность, недовольство собой, антипатия к окружающим. Целью может быть – желание навредить личной или профессиональной жизни. Еще одной причиной является желание подчинить объект и самоутвердиться на этом. [2, c. 307]
Увеличение внимания к данной проблеме привело к созданий ряда организаций по профилактике моббинга. Руководству и администрации коллектива (например, школы) также необходимо проявлять бдительность и распознавать первые признаки моббинга [3, с. 122]. Несколько стран пробует решить проблему законодательным путем, а именно путем принятия законов, признающих существование такого явления как моббинг, защищающих и обеспечивающих безопасность, включая эмоциональную составляющую здоровья.
С моббингом бороться можно и делать это надо обязательно. В судовом праве моббинг появился в 1997 году. В юридической литературе и в судебной практике встречаются подобные случаи, особенно под ключевыми словами «нарушенный рабочий климат», «нарушенный мир на производстве» или «издевательство на рабочем месте». Действия при моббинге могут быть наказуемы так же, как, например, принуждение, оскорбление, злословие, шантаж, повреждение имущества или увечье.
При возникновении моббинг-действий, которые при общем составе преступления подпадают под возмещение ущерба, следует воспользоваться общими нормами уголовного права.
Споров, где упоминается моббинг, дискриминация, в практике немного, что говорит о высокой латентности, так как в большинстве случаев граждане не обращаются в соответствующие органы.
К сожалению, сегодня, моббинг в школах, согласно некоторым данным, достигает около 16%. И это учитывая то, что зачастую, ни родители, ни преподаватели и сами дети не придают огласке эмоциональный террор. Родители даже могут не знать о том, что происходит в стенах школы с их ребенком. В России сложилась такая ситуация, когда моббинг является «обычным делом», на него не обращают внимания, игнорируют, что еще раз подчеркивает латентность моббинга.
На самом деле, психические травмы, полученные еще в детстве остаются, и с возрастом проблемы со здоровьем увеличиваются. Такие дети находятся в группе риска, и зачастую, в будущем, могут быть втянуты в сферу молодежной преступности.
За границей с моббингом уже борются на законодательном уровне. В ситуации с моббингом доказать что-либо его жертве очень тяжело. В Европе обвинения в моббинге составляют почти 10% от всех дел, которые рассматриваются в суде.
В данной ситуации при наличии оснований лицо привлекается к уголовной ответственности по статье 128.1 Уголовного Кодекса РФ. На наш взгляд, на сегодняшний день проблема моббинга набирает обороты в трудовой сфере, школах и иных коллективах и группах людей. Ввиду этого необходимо глубже изучить проблему моббинга и внести изменения в законодательство РФ, путем привлечения к ответственности мобберов и назначения соответствующего наказания.
За последние 10 лет выросло число самоубийств в стране среди молодежи. При этом число самоубийств среди несовершеннолетних (56% лица в возрасте 16-18 лет) в Республике Саха (Якутия) в 2 раза больше, чем в России.
Очень непросто установить и доказать наличие причинной связи между действиями зачинщиков конфликта и последующими действиями потерпевшего. При недоказанности указанных обстоятельств вина лиц, участвовавших в моббинге, не может быть достоверно установлена, доказана, а, следовательно, и наказаны виновные. Широкой практике не известны случаи доведения подобных дел даже до обвинения, не то, что осуждения виновных. [1, с. 35]
На основании изложенного можно прийти к выводу, что проблема моббинга требует дальнейшего изучения. Необходимо провести в нашей стране ряд исследований, социологические опросы. Считаем необходимым внесение изменений в уголовное законодательство и включение в Уголовный Кодекс РФ соответствующей статьи, предусматривающей уголовную ответственность, а также привлечение к возможной ответственности руководство организаций и администрацию школы.
Литература:
1. Пластинина Н. Как защищаться от моббинга?// Трудовое право- №2. - 2012
2. Колодей Криста. Моббинг Психотеррор на рабочем месте и методы его преодоления / Пер. с нем. – Х.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007.
3. Руланн Э.Г. Как остановить травлю в школе: Психология моббинга, М.: Генезис , 2012.
4. Энциклопедия трудового права - Москва, 2000.
5. Meyers kleines Lexikon Psychologie - 1986.- с. 186.