Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Современные тенденции развития кибербуллинга

Социология
23.03.2020
531
Поделиться
Библиографическое описание
Гущина, М. И. Современные тенденции развития кибербуллинга / М. И. Гущина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 12 (302). — С. 228-229. — URL: https://moluch.ru/archive/302/68272/.


Всемирная погруженность подростков в социальные сети и отсутствие у них понимания интернет этики общения делают проблему кибербуллинга особенно обсуждаемой в современной науке.

Ключевые слова: безопасность, кибербезопасность, кибербуллинг, овершеринг, подростки, травля, агрессия.

В настоящее время цифровые технологии вошли в современную жизнь, люди постоянно и непрерывно используют компьютеры, смартфоны, Интернет и другие гаджеты, масштабный характер эксплуатации которых порождает угрозу обеспечения безопасности, так и новые виды киберпреступлений. Среди современных подростков и молодежи распространено такое асоциальное явление, как кибербуллинг. Впервые определение понятию «кибербуллинг» дал Билл Белси (Bill Belsey). Кибербуллинг — это использование информационных и коммуникационных технологий, например электронной почты, мобильного телефона, личных интернет-сайтов, для намеренного, неоднократного и враждебного поведения лица или группы, направленного на оскорбление других людей. В процессе общения в интернете теряют свое значение коммуникативные преграды, существующие в реальной жизни. Все действия совершаются с использованием сообщений в мессенджерах и социальных сетях, а также посредством выкладывания фотографий и видео-материалов, содержащих порочащую для репутации жертвы информацию в сети интернет [1, с. 148].

Жертвы кибербуллинга обычно более уязвимы, чем те, кто подвергается буллингу в реальной жизни. Это объяснимо самими особенностями травли в интернет-пространстве, происходящей постоянно, вне зависимости от дня недели или часового пояса. Последствия интернет-террора могут вызвать, как протест в посещении школы, так и тяжелые личностные изменения. В особо тяжелых формах, когда атаки производятся регулярно и используются крайне жестокие методы, возможны случаи депрессии, неврологические расстройства и суицидальные попытки [2, с. 180].

С января по декабрь 2019 года зарегистрировано 294,4 тысячи преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, что на 68,5 % больше, чем за аналогичный период прошлого года (данные МВД России по состоянию на 27 января 2020 года) [4]. Россияне сталкиваются с оскорблениями в интернете чаще, чем пользователи большинства других стран. Это следует из исследования Microsoft DCI, посвященного культуре общения и личной безопасности в сети. Россия занимает 19-е место из 22 по индексу цифровой культуры. Согласно опросу, 74 % участников сталкивались с интернет-рисками в 2018 году. Подчеркивается, что это превышает общемировой показатель в 66 %. Чаще всего интернет-рискам подвергались люди в возрасте 18–34 лет 81 %. При этом больше всего от оскорблений в интернете страдают подростки, особенно девушки 54 %. Россия — одна из лидирующих стран в мире по числу подростков 13–15 лет, которые подверглись травле в сети. По данным международного форума по кибербезопасности Cyber Security Forum 2018 (CSF 2018). Почти половина российских подростков в 2018 году столкнулась с интернет-травлей (кибербуллингом). 48 % подростков в возрасте 14–17 лет становились жертвами груминга (шантажа), 46 % подростков стали свидетелями агрессивного онлайн-поведения, 44 % — получали агрессивные сообщения [5].

В информационном мире широкое распространение имеет овершеринг среди подростков, который способствует увеличению случаев кибербуллинга. Овершеринг (чрезмерная открытость в интернете) — является одной из центральных информационных угроз для современной молодежи и подростков. В период с ноября 2019 по январь 2020 года центр «Безопасность 2.0» провел анализ поведения российских подростков в сети интернет. Согласно полученным данным, количество постов в социальных сетях, содержащих личную информацию, увеличилось: среди юношей— на 30 %, среди девушек— на 50 % по сравнению с данными 2018 года. Чрезмерная открытость подростков в социальных сетях способствует увеличению уровня агрессии в подростковой среде. В частности, можно отметить увеличение количества эпизодов онлайн-травли в сети интернет.

Согласно данным, на первом месте наиболее распространены геоданные. Количество постов с геолокацией увеличилось на 40 %. При этом возросло количество записей с указанием адреса дома, школы или места частого пребывания подростков. На втором месте — фотографии на фоне дорогих предметов и вещей (машин, бытовой техники, ремонта и т. д.) — фиксируется увеличение на 25 %. При этом около 63 % таких фотографий сопровождаются геоданными, то есть конкретными географическими координатами, где они были сделаны. На третьем месте фотографии и видеоматериалы с коллективных мероприятий — неформальных праздников — увеличение на 18 %. Открытость в сети подростков делает их уязвимыми перед кибер-преступниками и кибербуллерами. При этом, как отмечают эксперты, основной площадкой для публикации оскорбительных материалов являются анонимные мессенджеры, в частности «Телеграм». В настоящее время наблюдается тенденция снижения возраста пользователей интернета. Около 93 процентов подростков в возрасте 11–15 лет пользуются интернетом, а дети до семи лет проводят в Сети около трети своего времени. На фоне этих тенденций серьезное опасение вызывает активность различных деструктивных сообществ, которые могут в своих корыстных целях воспользоваться уязвимостью подростков [3].

Следует отметить, что согласно утверждённой в РФ Концепции развития информационного общества, до 2025 г. Интернет в целом и социальные сети в частности должны стать важной и неотъемлемой частью жизни каждого гражданина Российской Федерации. В век информационных технологий подростки постоянно погружены в интернет-пространство. Современное поколение очень быстро учится и осваивает новые технологии, информацию. Но не умеют критически ее оценивать. И, как следствие, сталкиваются с множеством проблем в интернет-пространстве. В связи с этим необходимо направить усилия педагогов на защиту подростков от негативно влияющей информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Просвещение подростков, знание ими элементарных правил взаимодействия в интернет-пространстве способствует развитию грамотной личности.

Литература:

  1. Slonje R., Smith P. K. Cyberbullying: Another main type of bullying? // Scandinavian Journal of Psychology. 2008. № 49. С. 147–154.
  2. Бочавер, А. А. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий / А. А. Бочавер, К. Д. Хломов // Высшая школа экономики. — 2014. — № 3. — С. 177–191.
  3. К чему приводит чрезмерная открытость в социальных сетях // ОП РФ. URL: https://www.oprf.ru/ru/1449/2133/ (дата обращения: 19.03.2020).
  4. Состояния преступности в Российской Федерации за 2019 год // МВД.РФ. URL: https://мвд.рф/reports/item/19655871/ (дата обращения: 19.03.2020).
  5. Тренды в области инфобезопасности 2017–2018: Россия и Мир // Cyber Security Forum 2018 / RUNET-ID. URL: https://runet-id.com/event/csf18/ (дата обращения: 19.03.2020).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
безопасность
кибербезопасность
кибербуллинг
овершеринг
подростки
травля
агрессия
Молодой учёный №12 (302) март 2020 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 228-229):
Часть 3 (стр. 163-247)
Расположение в файле:
стр. 163стр. 228-229стр. 247

Молодой учёный