Всемирная погруженность подростков в социальные сети и отсутствие у них понимания интернет этики общения делают проблему кибербуллинга особенно обсуждаемой в современной науке.
Ключевые слова: безопасность, кибербезопасность, кибербуллинг, овершеринг, подростки, травля, агрессия.
В настоящее время цифровые технологии вошли в современную жизнь, люди постоянно и непрерывно используют компьютеры, смартфоны, Интернет и другие гаджеты, масштабный характер эксплуатации которых порождает угрозу обеспечения безопасности, так и новые виды киберпреступлений. Среди современных подростков и молодежи распространено такое асоциальное явление, как кибербуллинг. Впервые определение понятию «кибербуллинг» дал Билл Белси (Bill Belsey). Кибербуллинг — это использование информационных и коммуникационных технологий, например электронной почты, мобильного телефона, личных интернет-сайтов, для намеренного, неоднократного и враждебного поведения лица или группы, направленного на оскорбление других людей. В процессе общения в интернете теряют свое значение коммуникативные преграды, существующие в реальной жизни. Все действия совершаются с использованием сообщений в мессенджерах и социальных сетях, а также посредством выкладывания фотографий и видео-материалов, содержащих порочащую для репутации жертвы информацию в сети интернет [1, с. 148].
Жертвы кибербуллинга обычно более уязвимы, чем те, кто подвергается буллингу в реальной жизни. Это объяснимо самими особенностями травли в интернет-пространстве, происходящей постоянно, вне зависимости от дня недели или часового пояса. Последствия интернет-террора могут вызвать, как протест в посещении школы, так и тяжелые личностные изменения. В особо тяжелых формах, когда атаки производятся регулярно и используются крайне жестокие методы, возможны случаи депрессии, неврологические расстройства и суицидальные попытки [2, с. 180].
С января по декабрь 2019 года зарегистрировано 294,4 тысячи преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, что на 68,5 % больше, чем за аналогичный период прошлого года (данные МВД России по состоянию на 27 января 2020 года) [4]. Россияне сталкиваются с оскорблениями в интернете чаще, чем пользователи большинства других стран. Это следует из исследования Microsoft DCI, посвященного культуре общения и личной безопасности в сети. Россия занимает 19-е место из 22 по индексу цифровой культуры. Согласно опросу, 74 % участников сталкивались с интернет-рисками в 2018 году. Подчеркивается, что это превышает общемировой показатель в 66 %. Чаще всего интернет-рискам подвергались люди в возрасте 18–34 лет 81 %. При этом больше всего от оскорблений в интернете страдают подростки, особенно девушки 54 %. Россия — одна из лидирующих стран в мире по числу подростков 13–15 лет, которые подверглись травле в сети. По данным международного форума по кибербезопасности Cyber Security Forum 2018 (CSF 2018). Почти половина российских подростков в 2018 году столкнулась с интернет-травлей (кибербуллингом). 48 % подростков в возрасте 14–17 лет становились жертвами груминга (шантажа), 46 % подростков стали свидетелями агрессивного онлайн-поведения, 44 % — получали агрессивные сообщения [5].
В информационном мире широкое распространение имеет овершеринг среди подростков, который способствует увеличению случаев кибербуллинга. Овершеринг (чрезмерная открытость в интернете) — является одной из центральных информационных угроз для современной молодежи и подростков. В период с ноября 2019 по январь 2020 года центр «Безопасность 2.0» провел анализ поведения российских подростков в сети интернет. Согласно полученным данным, количество постов в социальных сетях, содержащих личную информацию, увеличилось: среди юношей— на 30 %, среди девушек— на 50 % по сравнению с данными 2018 года. Чрезмерная открытость подростков в социальных сетях способствует увеличению уровня агрессии в подростковой среде. В частности, можно отметить увеличение количества эпизодов онлайн-травли в сети интернет.
Согласно данным, на первом месте наиболее распространены геоданные. Количество постов с геолокацией увеличилось на 40 %. При этом возросло количество записей с указанием адреса дома, школы или места частого пребывания подростков. На втором месте — фотографии на фоне дорогих предметов и вещей (машин, бытовой техники, ремонта и т. д.) — фиксируется увеличение на 25 %. При этом около 63 % таких фотографий сопровождаются геоданными, то есть конкретными географическими координатами, где они были сделаны. На третьем месте фотографии и видеоматериалы с коллективных мероприятий — неформальных праздников — увеличение на 18 %. Открытость в сети подростков делает их уязвимыми перед кибер-преступниками и кибербуллерами. При этом, как отмечают эксперты, основной площадкой для публикации оскорбительных материалов являются анонимные мессенджеры, в частности «Телеграм». В настоящее время наблюдается тенденция снижения возраста пользователей интернета. Около 93 процентов подростков в возрасте 11–15 лет пользуются интернетом, а дети до семи лет проводят в Сети около трети своего времени. На фоне этих тенденций серьезное опасение вызывает активность различных деструктивных сообществ, которые могут в своих корыстных целях воспользоваться уязвимостью подростков [3].
Следует отметить, что согласно утверждённой в РФ Концепции развития информационного общества, до 2025 г. Интернет в целом и социальные сети в частности должны стать важной и неотъемлемой частью жизни каждого гражданина Российской Федерации. В век информационных технологий подростки постоянно погружены в интернет-пространство. Современное поколение очень быстро учится и осваивает новые технологии, информацию. Но не умеют критически ее оценивать. И, как следствие, сталкиваются с множеством проблем в интернет-пространстве. В связи с этим необходимо направить усилия педагогов на защиту подростков от негативно влияющей информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Просвещение подростков, знание ими элементарных правил взаимодействия в интернет-пространстве способствует развитию грамотной личности.
Литература:
- Slonje R., Smith P. K. Cyberbullying: Another main type of bullying? // Scandinavian Journal of Psychology. 2008. № 49. С. 147–154.
- Бочавер, А. А. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий / А. А. Бочавер, К. Д. Хломов // Высшая школа экономики. — 2014. — № 3. — С. 177–191.
- К чему приводит чрезмерная открытость в социальных сетях // ОП РФ. URL: https://www.oprf.ru/ru/1449/2133/ (дата обращения: 19.03.2020).
- Состояния преступности в Российской Федерации за 2019 год // МВД.РФ. URL: https://мвд.рф/reports/item/19655871/ (дата обращения: 19.03.2020).
- Тренды в области инфобезопасности 2017–2018: Россия и Мир // Cyber Security Forum 2018 / RUNET-ID. URL: https://runet-id.com/event/csf18/ (дата обращения: 19.03.2020).