Ключевые слова: валеология, алкоголизм, атипичная форма опьянения, мотивация, абстинентный синдром, интолерантность, психокоррекция.
Сегодня наркомания является одной из важнейших проблем нашего общества. Очевидным является тот факт, что молодое поколение России переживает кризисную социально-психологическую ситуацию. Разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Выработка новых форм поведения происходит хаотично и бессистемно. Молодежь утрачивает ощущение смысла происходящего и не имеет определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный стиль жизни.
Современная ситуация в обществе приводит молодёжь к необходимости взять ответственность за своё будущее на себя, самостоятельно выбирать и контролировать своё поведение. В то же время совершенно очевидно, что подростки находятся под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций. Они не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Прогрессивно нарастающие требования социальной среды вызвали появление массовых состояний психоэмоционального напряжения, увеличение форм саморазрушающего поведения, на первое место из которых вышла наркотизация подростков, а также различные виды злоупотреблений психоактивными веществами.
Отсутствие знаний, навыков и современных социально-адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения не позволяет им оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку. Подростки оказались одиноки и психологически беспомощны в связи с утраченными связями со старшим поколением. Профессиональные группы лиц, работающие с детьми и подростками, учителя, школьные психологи, инспектора ИДН и т. д., также нуждаются в выработке совершенно нового подхода к взаимодействию со своими подопечными. Для того, чтобы обучить их новым формам поведения, сформировать самостоятельную стрессоустойчивую личность, способную ответственно строить свою жизнь, требуется, во-первых, самим обладать необходимыми для этого качествами и демонстрировать их в процессе профессионального взаимодействия с подростками, а во-вторых, обладать знаниями, умениями и навыками обучения способности эффективно преодолевать жизненные проблемы, развивать стереотипы здорового поведения.
Всё это требует нового подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами, одним из которых является разработка и внедрение концептуально обоснованных профилактических программ нового поколения.
В целом профилактика зависимостей от наркотиков и других психоактивных веществ может быть определена как комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления психоактивных веществ (ПАВ), а также предупреждение развития и ликвидации негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний и т. д.).
Данное определение предусматривает наличие трех основных целей профилактической работы, на основании которых Всемирной Организацией Здравоохранения была принята классификация профилактики, предусматривающая первичную, вторичную и третичную ее формы.
Первичная профилактика — направлена на предупреждение употребления и пробы наркотических и других ПАВ в среде детей и подростков и представляет собой работу со всеми категориями молодежи.
Стратегическим приоритетом первичной профилактики следует считать создание системы позитивных мер, ориентированных не на патологию, не на проблему и её последствия.
Цель первичной позитивно направленной профилактики состоит в воспитании психически здорового, гармонично развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приёме каких-либо адаптогенов.
Задачи первичной профилактики:
- Пробуждение личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у молодёжи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на неприемлемость злоупотребления психоактивных веществ;
- Внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих создание ценностей здорового образа жизни, мотивированного отказа от «пробы» и приёма психоактивных веществ, а также технологий раннего обнаружения случаев злоупотребления психоактивных веществ;
- Поддержка научных исследований в области профилактики злоупотребления психоактивными веществами;
- Реализация постоянно действующей антинаркотической пропагандистко-информационной компании, ориентированной на образовательный процесс и учащуюся молодёжь;
- Целенаправленная широкая поддержка антинаркотической деятельности студенческого общественного движения и самоуправления;
- Стимулирование коммерческих и финансовых структур в осуществлении мероприятий по профилактике злоупотребления психоактивными веществами;
- Налаживание постоянно действующей системы мониторинга не только в отношении употребления и распространённости психоактивными веществами, но и эффективности действия системы профилактики на каждом этапе её становления и функционирования.
Вторичная профилактика — это работа с детьми и подростками, которые уже пробовали наркотические или другие психоактивные вещества или имеют положительное отношение к тому, чтобы их попробовать, и тем более к их регулярному употреблению.
Стратегическим приоритетом вторичной профилактики является полное прекращение потребления психоактивных веществ и сохранение личностного и социального статуса.
Цель вторичной профилактики состоит в максимальном сокращении продолжительности степени вреда, наносимого злоупотреблением как потребителю, так и окружающим, предотвращении формирования хронического заболевания.
Задачи вторичной профилактики:
- Создание системы раннего выявления потребителей психоактивных веществ:
- Обеспечение доступного и социально безопасного обследования и диагностики;
- Оказание специализированной психологической, медицинской, педагогической и социальной помощи потребителям психоактивных веществ и окружающей микросоциальной среде.
Третичная профилактика — это комплекс лечебных и реабилитационных мероприятий различного характера. Третичная профилактика зависимости касается больных, страдающих химической зависимостью.
Стратегическим приоритетом её является остановка развития болезни химической зависимости и реабилитации пациента в основных сферах его жизнедеятельности.
Цель третичной профилактики — прекращение разрушительного воздействия психоактивного вещества на организм и его функции, восстановление и адаптация личности на основе её сохранившихся частей.
Задачи третичной профилактики:
- создание специальным образом организованной психотерапевтической среды (наркологический стационар, диспансерное лечение, терапевтическое сообщество, клубы для выздоравливающих больных и их родственников);
- Обеспечение диагностики состояния и степени снижения личностного уровня, физического и психологического здоровья;
- Разработка и проведение индивидуальных и групповых программ реабилитации выздоравливающих и их родственников.
В настоящее время наиболее адекватным ориентиром является стратегия сдерживания. Конкретная реализация профилактических программ возможна только в рамках концепции комплексной активной профилактики и реабилитации. Данная Концепция нацелена на профилактическую работу не только с «группами риска», но и с лицами, прошедшими курс терапии и реабилитации. Кроме того, она обеспечивает комплексный подход и активное выявление заболевших, динамический контроль за процессом реабилитации, а также позволяет оценить эффективность профилактических программ.
Внедрение новой Концепции в силу особенности сложившейся ситуации необходимо проводить в три этапа. Первый — этап неотложных мероприятий, второй — этап научно-организационных мероприятий, третий — этап полного развертывания КАПР.
Для обеспечения внедрения системной профилактики в образовательной среде необходимо предварительно решить ряд организационных вопросов — учредить Координационный совет по профилактике наркомании в образовательной среде при Министерстве образования Российской Федерации, создать организационно-методический и реабилитационный центры в рамках того же министерства. Указанные центры будут являться:
- учебно-методическими полигонами всеобъемлющих мероприятий по профилактике наркозависимости в образовательных учреждениях, включая решение задач реабилитации;
- действующими в реальной образовательной среде прототипами будущих региональных центров профилактики и реабилитации;
- информационными узлами, позволяющими адекватно интерпретировать результаты мониторинга по различным регионам с целью оценки развития наркологической ситуации и эффективности профилактики наркозависимости.
Кроме того, любым конкретным шагам в области профилактики должно предшествовать создание и утверждение соответствующего нормативно-методического обеспечения, полностью учитывающего современные правовые, социальные и педагогические нормы. Наличие указанной нормативно-методической базы позволит непосредственно приступить к реализации мероприятий первого и последующих этапов КАПР. Разработанная государством концепция является основой для нормативных документов и передовых программ в области профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде.
Литература:
1. Анисимов А. И., Матусевич М. С.,.Шатровой О. В. Виктимная психология. Системно-деятельностный подход к обнаружению аверсивного стимула. Монография — СПб.: «Издательство РГПУ им. А. И. Герцена», 2013
2. Бахтин Ю. К., Соломин В. П., Макарова Л. П., Сыромятникова Л. И. Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете//Молодой ученый. 2012. № 6. С. 372–375.
3. Бахтин Ю. К., Сопко Г. И., Пазыркина М. В. Формирование культуры здоровья- ответственная задача учреждений народного образования. Молодой ученый. 2012. № 4. С. 445–447.
4. Буйнов, Л. Г. Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России» / В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // сборник: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб: Лема, 2010. с. 70–76.
5. Буйнов, Л. Г. Патогенетический подход к разработке средств и методов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля / Л. Г. Буйнов, Л. А. Глазников, М.И, Говорун, Л. А. Сорокина, Р. А. Нигмедзянов, А. Е. Голованов // Вестник оториноларингологии. 2012. № 4. с. 33–36.
6. Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина и др. RUS 2435617 23.03.2010
7. Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение/ Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина RUS 2437689 04.06.2010
8. Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина RUS 2453346 27.04.2010
9. Л. П. Макарова, М. С. Матусевич, Ю. К. Бахтин, А. В. Соловьев. Валеологические основы здоровьесберегающей педагогики и превентологии (профилактике социальных отклонений). // Журнал «Молодой ученый» № ____, ______2014 г.
10. Л. П. Макарова, М. С. Матусевич, Ю. К. Бахтин, А. В. Соловьев. О необходимости системного подхода к профилактике социальных отклонений у подростков и молодежи// Молодой ученый № _____, ________2014 г.
11. Макарова Л. П., Буйнов Л. Г.. Пазыркина М. В. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема//Современные проблемы науки и образования.2012.№ 4.С.242.
12. Матусевич М. С. Методические основы построения программ снижения риска наркотизации в молодежной среде на уровне муниципального образования [Текст] / М. С. Матусевич, А. П. Новожилова // Молодой ученый. — 2012. — № 8. — С. 360–364.
13. Матусевич М. С. Сборник информационно-методических рекомендаций по организации системы профилактики наркомании среди подростков и молодежи. СПб.: Комитет по образованию, культуре, спорту и молодежи МО «Сертолово», 2005. — 53 с.
14. Соломин В. П., Бахтин Ю. К., Буйнов Л. Г., Макарова Л. П. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета// Молодой ученый. 2013. № 6.С. 730–732.
15. Сорокина, Л. А. Активизация познавательной деятельности обучающихся как средство формирования метапредметных результатов при изучении курса естествознание [Текст] / Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2013. № 12. с. 522–524.
16. Сорокина, Л. А. Изучение образа жизни студентов педагогического вуза методом анкетирования / Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков // сборник: Безопасность городской среды материалы международной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию г. Министерство образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского»; науч. ред.: А. Г. Гущин. 2010. с. 142–146.
17. Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» (5 класс) [Текст]: / Л. А. Сорокина // История и педагогика естествознания. 2013. № 1. с. 29–30.
18. Станкевич П. В., Макарова Л. П., Матусевич М. С.«Стратегия подготовки магистров по превентологии (профилактике социальных отклонений)»// Журнал «Молодой ученый» (№ 10 (57), октябрь 2013 г.).
19. Сыромятникова Л. И., Шпет И. Н., Буйнов Л. Г. Особенности гендерных условий профилактики наркомании старшеклассников, Молодой ученый. 2013. № 11. С. 660–662.
20. Хвеженко С. П., Матусевич М. С. Методические подходы к комплексному решению проблемы наркомании на уровне реализации локальных психолого-педагогических программ. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009.№ 1.С.222–226.