Статья посвящена особенностям использования современных информационных образовательных технологий в рамках учебного процесса в средней школе.
Ключевые слова:case-технология, образовательный процесс, школы, ученик, учитель, классно-урочная система, качество образования.
Особенностью современных образовательных систем является тенденция к персонализации процесса обучения, а также их направленность на формирование не только знаний, умений и навыков, но также и компетенций — набора практически ориентированных и имеющих прикладное значение комбинированных умений с набором знаний и привитием навыков [2; 8; 15; 17]. Важно отметить, что необходимость развития подобных компетенций обуславливается двумя факторами, играющими значительную роль благодаря воздействию общества:
1) ростом и развитием информационных потоков, при котором традиционное обучение может быть непригодно в силу того, что представляет собой повтор материала, который может быть найден в инфопространстве;
2) акселерацией не только физиологических, но и интеллектуальных способностей школьников.
Таким образом, адекватным ответом на вызов современной эпохи является активное внедрение в школьную педагогическую практику информационных образовательных технологий. Одним из вариантов информационных технологий выступает кейсовая технология. Она представляет собой дистанционную образовательную технологию, основанную на предоставлении ученикам информационных образовательных ресурсов в виде специализированных наборов учебно-методических комплексов, предназначенных для самостоятельного изучения (кейсов) с использованием различных видов носителей информации (рис. 1).
Рис. 1. Критерии внедрения case-систем
Таким образом дистанционное обучение с применением case-средств выступает в качестве инструмента, целью которого является создание условий для построения образовательного пространства школы в сети Интернет [1; 3; 10; 14].
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
- определение необходимости использования в дистанционном обучении case-средств;
- выбор case-средств;
- выполнение пилотного проекта;
- практическое внедрение.
Для определения необходимости внедрения кейсовых технологий требуется проведение анализа возможностей школы и учеников — составление отчета о материально-технической базе компьютерных классов и компьютеров с выходом в Интернет, а также подсчет процента учеников, не имеющих компьютера. В результате можно столкнуться с рядом проблем:
- отсутствие компьютера дома у учеников и учителей;
- отсутствие выхода в Интернет дома у учеников и учителей;
- отсутствие необходимого программного обеспечения [4; 5; 7; 18].
Для решения первых двух проблем разрабатывается график дополнительной работы кабинетов информатики для учеников и учителей. Все необходимое программное обеспечение должно быть перечислено на школьном сайте — странице внедрения новых технологий, также необходимо организовать web-страницу со ссылками на сервисы предоставляющие возможность использования программного обеспечения свободного распространения [6; 9; 11].
На следующем этапе внедрения новой технологии учитель выбирает вид case-средства, который необходимо создать. Среди возможных средств можно выделить: электронные учебники, Web-сайты; электронные документы и т. д.
Механизмами для организации обучения и общения между учителем и учениками могут быть: телеконференции, графики проведения которых вывешиваются в школе и на школьном сайте; чаты и блоги, специально организованные и разделенные по тематике; электронная почта. Кроме перечисленных способов должны быть подготовлены варианты кейсов на электронных носителях, например, CD-дисках или flash-носителях. Каждый учитель может использовать тот вид кейса и механизм общения, который ему доступен при разработке и внедрении.
Перед полномасштабным внедрением дистанционного обучения с использованием case-технологий в школе выполняется пилотный проект. Его цель — экспериментальная проверка готовности к внедрению технологии в учебный процесс. Для реализации данного этапа в школе организуется инициативная группа педагогов. Выбирается предмет и учитель, готовый «запустить» проект [13; 18].
Дифференцированным отличием от европейских стран является принятие в отечественной педагогике того факта, что case-технологии — это, прежде всего, развитие информационной сферы, где выполняются разделы кейсов или все задания сразу. Построение подобной информационной системы стоит значительных средств и вполне применимо для таких предметов, как математика и других дисциплин, где ответ на задание предполагает расчет и однозначный ответ. При этом необходимо четко понимать, что отдельная информационная система для развития технологии case-образования зачастую будет неэффективной (рис. 2).
Рис. 2. Алгоритм внедрения технологий case-образования
Хорошо известно, что школьная атмосфера сегодня стала небезопасна для здоровья подрастающего поколения, многие учащиеся подвержены различным формам деструктивного поведения, таким образом, остро назрела необходимость создание создания комфортной обучающей среды, для всех субъектов образовательного процесса. Сase-технологии на наш взгляд как раз и являются эффективным средством решения данной педагогической задачи. Также не стоит игнорировать тот факт, что развитие информационных носителей: планшеты, смартфоны и т. д. способствует формированию постоянной среды информатизации, что также должно учитываться при разработке интеграционной схемы case-курсов. То есть для реализации case-технологий необходима информационная открытость и направленность на индивидуализацию процесса обучения. Активное использование case-технологий на уроках, может стать основой для модернизации всей системы школьного образования [12; 16].
Литература:
1. Буйнов, Л. Г. Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России» / В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // сборник: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб: Лема, 2010. с. 70–76.
2. Буйнов, Л. Г. Деформация в мотивационной и смысловой сфере как один из основных факторов, обусловливающий предрасположенность к асоциальному поведению / Н. Н. Плахов, А. Г. Зайцев, Л. Г. Буйнов // в сборнике: Развитие системы уровневой подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности (опыт внедрения) материалы XII Всероссийской научно-практической конференции. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. с. 167–168.
3. Буйнов, Л. Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема [Текст]: / Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, М. В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования № 4, Пенза, 2012 — стр.242.
4. Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина и др. RUS 2435617 23.03.2010
5. Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение/ Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина RUS 2437689 04.06.2010
6. Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина RUS 2453346 27.04.2010
7. Буйнов, Л. Г. Управление интеллектуальной собственностью в ВУЗе [Текст] Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 4. с. 16–17.
8. Сорокина, Л. А. Активизация познавательной деятельности обучающихся как средство формирования метапредметных результатов при изучении курса естествознание [Текст] / Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2013. № 12. с. 522–524.
9. Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» (5 класс) [Текст]: / Л. А. Сорокина // История и педагогика естествознания. 2013. № 1. с. 29–30.
10. Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса естествознание в 5 классе. Учебно-методическое пособие [Текст]: / Л. А. Сорокина // Издательство «РГПУ им. А. И. Герцена», СПб, 2012–85 с.
11. Сорокина, Л. А. Методы активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» как средство формирования планируемых результатов обучения [Текст]: / Л. А. Сорокина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 2–6. с. 1344–1347.
12. Сорокина, Л. А. Психоэмоциональные, дидактические и психофизиологические методы активизации познавательной деятельности школьников в методике преподавания курса «Естествознание» (5 класс) // История и педагогика естествознания. 2013. № 2. с. 29–32.
13. Сухоруков, Д. В. Социологические методы исследования аддиктивного поведения / Д. В. Сухоруков, А. А. Богданов // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 61.
14. Сухоруков, Д. В. Профилактика зависимого поведения в контексте образовательного процесса / Сухоруков Д. В., Бойков А. Е. // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 730–732.
15. Сухоруков, Д. В. Формирование аддиктивного поведения и образовательная модель его профилактики / Сухоруков Д. В., Бойков А. Е. // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 857–860.
16. Сухоруков, Д. В. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Образование и наука. 2014. № 2 (111), с. 139–153.
17. Сыромятникова, Л. И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников / Л. П. Макарова, А. В. Соловьёв, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый. 2013. № 12 (59). с. 494–496.
18. Сыромятникова, Л. И. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования / А. А. Борисов, Л. И. Сыромятникова, Л. П. Борисова // Молодой ученый. 2012. № 6. с. 375–377.