В статье рассматриваются новые возможности использования STEM-образования в практике дошкольных образовательных организациях.
Ключевые слова: STEM-образование, исследовательское мышление, моделирование, технологии.
Будущее наших детей зависит от нас сегодня, от того какие знания мы сможем предоставить детям для их познания и изучения.
Мир не стоит на месте, наблюдаются высокие темпы научно-технической революции. Продукты научно-технической революции занимают свои ведущие места во всех образовательных учреждениях, от ВУЗов до дошкольных образовательных организаций (далее ДОО). В практику ДОО активно включаются занятия по моделированию, проектированию и конструированию, что дает высокие показатели заинтересованности детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе.
Чтобы дети были заинтересованы в получении и поиске новых знаний, сам процесс должен быть интересным и увлекательным, знания должны быть применены на практике, все это будет способствовать формированию почвы успешного будущего детей — это высокий интеллект, а как следствие высокая заработная плата. Современным дошкольникам недостаточно обычного рассказа взрослого о том или ином факте, свойстве и т. д., наиболее продуктивным видом образовательной деятельности будет совместный поиск решения поставленных задач посредством взаимодействия ребенка и педагога. В свою очередь такой вид деятельности способствует формированию доброжелательных взаимоотношений между педагогом и ребенком.
Современный педагог в свою очередь должен создать все необходимые условия для формирования познавательного интереса у дошкольников. Для этого используются различные методы и средства, такие как интерактивные доски, мультимедийные проигрыватели, средства ИКТ.
«Институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» была разработана парциальная модульная программа «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста». Данная программа преследует цель — формирование способности к исследовательскому мышлению, развитию интеллекта посредством познавательной деятельности дошкольников и их вовлечение в научно — техническое творчество. Базисным положением в системе STEM-образования лежит проектный метод, основой которого является поиск познавательного и художественного характера, выраженный в получении знаний, как путем собственного практического опыта, так и последующее применение полученных знаний в таких видах детской деятельности как: игра, конструирование, познавательно-исследовательская деятельность. Внедрение такой парциально программы в практику дошкольных образовательных организаций способствует реализации требований, диктуемых Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, в частности реализации образовательной области «познавательное развитие». Применение данной практики является инновационным и эффективным в условиях современной дошкольной образовательной организации, так как сами занятия в рамках системы STEM-образования являются интересными и увлекательными для дошкольников. Дети изучают и познают законы окружающего мира через такие любимые ими игры как: лего, различные виды конструкторов, создают серии мультфильмов на основе лего-персонажей.
Понятие «STEM — образование» представлено в виде четырех составляющих:
− естественные науки;
− технология;
− инженерное искусство;
− математика.
Взаимосвязь и взаимодействие областей знаний всех четырех составляющих, объединённых в понятии «STEM-образование» делает процесс организованной образовательной деятельности более интересным и увлекательным, что позволяет детям старшего дошкольного возраста понять систему взаимосвязей в окружающем нас мире, способствует формированию познавательного интереса и способствует формированию способностей к исследовательской деятельности.
Жизнь современного человека «пропитана» технологиями и инновациями, задача взрослых научить детей быстро находить информацию и уметь ее использовать. STEM-подход в образовании дает возможность дошкольникам изучать мир системно, понимать логику окружающих вещей, обнаруживать взаимосвязь тех или иных явлений. Постановка педагогом задачи, направленной на изучение и выявление взаимосвязей, способствует формированию любознательности и познавательной активности. Тот факт, что дошкольникам приходится самостоятельно составлять алгоритм решения поставленной задачи, способствует формированию критического мышления. Работа в коллективе способствует формированию навыков работы в команде. Все это является основой новой системы развития детей дошкольного возраста, что в сою очередь способствует формированию всесторонне развитой личности, дает большие возможности при выборе профессии в будущем.
Программа «STEM-образование» может быть представлена и реализована в следующих видах деятельности:
− Образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фребеля»
− Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»
− «LEGO-конструирование»
− Образовательный модуль «Математическое развитие»
− Образовательный модуль «Робототехника»
− Образовательный модуль «Мультстудия «Я творю мир»
Используя в своей практике программу «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста», педагог инновационным методом реализует требования, диктуемые ФГОС ДО. Совместно с этим можно добиться высоких результатов развития способностей к познавательно — исследовательской деятельности дошкольников, формировать развитие гармонично развитой личности с высокими показателями интеллекта.
Литература:
- Королева И. Кто придумал детский сад? Система дидактических игр Фридриха Фребеля // Город детства, 2016 г., № 2.
- Фридрих Фребель. Будем жить для своих детей. Педагогика детства / Сост. и пред. Л. М. Волобуева. — М., 2015.
- Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. — Москва: 2013г.
- https://alt.izh.one/content/stem_obrazovanie.html