Изучение философских и социокультурных аспектов глобализации является актуальной задачей исследования, поскольку необычайна острота вопросов, связанных с процессом глобальных изменений культуро-цивилизационного бытия человечества, политических, социально-экономических тенденций, культурной унификации и гомогенизации, перспективы дальнейшего развития мира, место и роль в нем человека, проблемы этнокультурной и гендерной идентичности, межэтнического взаимодействия, экологической безопасности планеты.
Проблематика глобализации остро дискуссионная, противоречивая и динамично развивающаяся.
Современный мир развивается чрезвычайно быстро. В современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-культурно-экономических, политических и иных связей – глобализацию. Глобализация – это всеобщий и многосторонний процесс культурной, идеологической и экономической интеграции государств, государственных объединений, национальных и этнических единств, что представляет собой сопутствующее явление современной цивилизации.
Понимание глобализации различается в зависимости от теоретических позиций авторов. Одна часть ученых, признавая наличие существенных изменений в современном мире, рассматривают глобализацию, скорее, как процесс эволюционного развития мира, а не как качественный скачок в его преобразовании. Неомарксисты видят в современных процессах заключительную стадию развития капитализма, порождающую все большую поляризацию мира по экономическому параметру, а как следствие – и политическую нестабильность. Для большинства исследователей, придерживающихся неолиберальной традиции, глобализация- это качественно новый этап развития политической структуры мира и, а также человеческой цивилизации в целом»[3, С.141].
Специфика проблем глобализации многоаспектна. Глобализация в ее современном проявлении предстает как многоуровневая и многосторонняя система различных интеграционных проявлений. Таким образом, можно выделить ее аспекты: глобальная коммуникация, глобальная экономика, глобальная политика, глобальная культура, глобальная наука, глобальный язык, глобальный образ жизни.
Глобализация мировой экономики представляет собой создание единой зоны, где свободно перемещаются товары, услуги, информация, капитал, где распространяются идеи и передвигаются беспрепятственно их носители, стимулируется развитие современных финансово-кредитных институтов и налаживаются механизмы их взаимодействия. Глобализация подразумевает образование всеобщего международного правового, экономического и информационного пространства. Процесс даёт мощный импульс формированию политических отношений между странами.
Все большее количество товаров производятся совокупными усилиями многих стран. Но в возникающей глобальной экономике доминируют 40 тысяч транснациональных корпораций (ТНК), которые в своем подавляющем большинстве принадлежат капиталу США, Западной Европы и Японии. Они нередко оттесняют на второй план или даже подчиняют себе экономики средних и небольших стран. Из 100 наиболее крупных экономических субъектов на планете 51 является ТНК и лишь 49 – странами. Речь идет о таких ТНК, как «Coca Cola», «Ford Motor», «Philip Morris», «Mitsubishi», «General Motors», «Toyota». Годовой оборот «General Motors» превышает валовой внутренний продукт (ВВП) Таиланда и Норвегии, оборот «Ford» – ВВП Польши, Греции, Малайзии.
Глобальный рынок за последние два десятилетия возродил ряд отрицательных социальных явлений: резкая дифференциация доходов, массовая безработица, обнищание, отчуждение, маргинализации рассматриваются как прямое следствие реализации на практике логики глобального свободного рынка[1, С.452].
Набирающая силу глобализация охватывает все стороны современной жизни. Возникнув в экономике, она затем распространилась на политику и культуру. Культурная глобализация ведет к дальнейшему вытеснению высокой культуры и полному господству массовой культуры, к размыванию культурного многообразия, униформизации и стандартизации.
В зарубежной литературе прослеживаются несколько точек зрения на процессы культурной глобализации и коммерциализации. Первая точка зрения исходит из того, что культурная глобализация есть объективно необходимое и позитивное в своей основе явление. Вторая точка зрения, напротив, резко критическая, можно сказать, апокалиптическая по отношению к культурной глобализации. Например, феномен культурной индустрии, породившей массовую, коммерческую культуру, именуемую сегодня медийной и постмодернистской. По их мнению, распространение продуктов культурной индустрии ведет к деградации общества, к непоправимой утрате того, что составляет основу подлинности человека и его бытия [4].
Современный человек все больше ощущает социальную отчужденность, неопределенность и неустойчивость мира, вследствие развития техногенной, информационной сферы, милитаризма, что обуславливает возникновение экзистенциального вакуума. По этому поводу Э.Хейвуд пишет: « Принципиальный момент неопределенности выражается в «обществе риска». Общество риска- это социальное образование, в котором рост индивидуализма сопровождается ослаблением традиций, внутренних связей и традиционных институтов. Порождаемая при этом неопределенность выходит далеко за рамки того, что бывает при простом ускорении темпов и усилении непредсказуемости экономических и социальных процессов: она приобретает личностные, даже психические формы, все устойчивое и привычное смещается со своих мест, под вопросом оказываются базовые ценности людей, самый смысл их жизни»[6, С.178-179].
Глобализация проявляется практически на всех уровнях жизнедеятельности общества:
- Глобальная коммуникация. Новые средства коммуникации во взаимодействии с усовершенствованными старыми (реактивная авиация, телевидение, радио, Интернет, мобильный телефон) соединяют людей на разных континентах. Географические препятствия и межгосударственные границы отступают. Пространство и время сжимаются, люди и народы сближаются. Информационно-коммуникативные технологии открыли широкие возможности для взаимодействия между отдельными людьми, разделенными континентами, географическими расстояниями. Стоит отметить и такое явление глобальной системы коммуникации – феномен социальных сетей, крупнейшая из которых уже насчитывает 1миллиард пользователей.
- Глобальная наука. Формируется глобальная наука, чему способствуют международные академические обмены, развитие мировой академической инфраструктуры (интернациональные форумы, журналы, издательства), унификация международного стандарта образования – Болонский процесс.
- Проблема экологической безопасности планеты и демографическая проблема. При современном уровне развития производительных сил глобальный характер приобрела проблема охраны окружающей среды. Разрушение среды обитания показывает, что сейчас речь идет не только о защите человека от сил природы, но и о защите природы от техногенного вмешательства человека и от эксплуатации им природы. Новые системы вооружения представляют собой технологически совершенные средства уничтожения человечества. Все это требует от мирового сообщества координировать экологические меры, объединять усилия в деле охраны природы, сообща бороться за сохранение мира на планете.
Эти глобальные тенденции мирового развития свидетельствуют о необходимости разработки современного научного мировоззрения. В докладе Римского клуба «Первая глобальная революция» утверждается, что для изменения угрожающих тенденций мирового развития нужна цивилизация, обеспечивающая целостное и сознательное управление развитием человечества.
Целенаправленное регулирование соизмеряет техногенную нагрузку на природную среду, становится определяющим фактором, способствующим новому диалогу человека с природой и созданию технологических условий для решения социальных проблем на принципах гуманизма. [2, С.36-38].
К процессу глобализации невозможно относиться однозначно. Он оказывает как большое положительное влияние на общество, так и огромное отрицательное воздействие. Значительная часть человечества получила немыслимый прежде доступ к знаниям и сведениям благодаря прогрессу в сфере технологий, в частности, Интернету. Глобальный охват конкуренции подстегивает производительность труда, поощряет научные разработки, привлекает капитал в зоны социальной стабильности. Однако, гораздо более значимыми оказываются негативные последствия глобализации.
Только рынок капиталов является подлинно глобальным, и только капитал без всяких препятствий мигрирует в места наиболее выгодного своего приложения. Капитал, в свою очередь исходит не из бедных стран Юга, а богатых стран Севера. Совершенно ясно, что глобализация вопреки смыслу этого слова затронула лишь небольшую группу развитых стран. Если говорить точнее, то коснулась она всего мира, однако только наиболее развитые страны имеют возможность пользоваться ее плодами. 81% прямых инвестиций приходится на северные страны с высоким жизненным уровнем – США, Британия, Германия, Канада. Концентрация капитала в этих странах увеличилась за четверть века на 12%. Важный аспект глобализации – превращение формирования массовой культуры, массового сознания, в весьма выгодный вид бизнеса. [5, С.286].
Глобализация – довольно противоречивый процесс, и, как было отмечено ранее, имеющий множество различных последствий. Два ее параметра: неравномерность глобализации и ее плохая управляемость – вызывают наибольшее беспокойство. Глобализация проявляет себя далеко не во всех странах и регионах одинаково и не по всем аспектам сразу.
Глобальные проблемы – борьба с терроризмом и голодом, с болезнями, урбанизацией, демографическим ростом населения планеты, проблемы энергоресурсов и их перераспределения, военных конфликтов, сохранение уникальной природы планеты – все это вызывает к необходимости совместных усилий по их решению. Традиции, образ жизни, этнокультурные и религиозные ценности подвергаются серьезной трансформации под влиянием глобализации. От того, насколько человечество сможет взять под свой контроль глобализационные процессы, во многом зависит его будущее развитие.
Литература:
1. Г.П. Анилионис, Н.А.Зотова. Глобальный мир: единый и разделенный. – М.: Международные отношения, 2005. – 676 с.
2. Володина Л.В. Проблема глобализации современного общества Глобализация в социально-философском измерении. Сборник материалов конференции. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.36-38 (http://anthropology.ru/ru/texts/volodina/globalism_06.html)
3. М.М. Лебедева. Мировая политика. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 365 с.
4. В. В. Миронов. Философия: учебник для ВУЗов. Культура в условиях глобализации/(http://society.polbu.ru/mironov_philosophy/ch128_i.html)
5. Культурология: Учебник для вузов / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана.- М.: Юрайт, 2005. – 410 c.
6. Э.Хейвуд. Политология. – М.:ЮНИТА-ДАНА, 2005. – 544 с.