Коллективно-творческое дело как личностно ориентированная технология
Авторы: Ишкова Ирина Николаевна, Хаустова Валентина Николаевна, Солошенко Наталья Николаевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)
Дата публикации: 06.11.2017
Статья просмотрена: 1067 раз
Библиографическое описание:
Ишкова, И. Н. Коллективно-творческое дело как личностно ориентированная технология / И. Н. Ишкова, В. Н. Хаустова, Н. Н. Солошенко. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13185/ (дата обращения: 16.12.2024).
Актуальность данной темы определяется потенциалом технологии коллективной творческой деятельности и её возможностями в современном учебно-воспитательном процессе. Исследовательская проблема заключается в специфике коллективной творческой деятельности в учебно-воспитательном процессе. Игра для младших школьников — это способ научиться тому, чему их никто не сможет научить, способ исследования и ориентации в реальном мире, где рождается плодотворное соревнование. Таким образом, в ходе игры воспитывается личная ответственность за порученное дело. К концу младшего школьного возраста должны сформироваться такие центральные новообразования, как: рефлексия, анализ, внутренний план действий; развитие нового познавательного отношения к действительности; качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности.
Мы предлагаем использовать идею воспитания лидерских качеств личности, которая будет выступать мотивирующим фактором для участия каждого в КТД. Главный заказ от классных руководителей — дать новые формы воспитательной работы. Предпочтительным является тот вариант, когда форма воспитательной работы рождается в процессе коллективного осмысления и поиска всех участников работы, педагогов и школьников, а в ряде случаев и родителей. При выборе форм работы целесообразно руководствоваться следующими положениями:
- Учесть воспитательные задачи, которые определены на очередной период работы (год, четверть); каждая форма работы должна способствовать решению этих задач.
- На основе задач определить содержание работы, основные виды деятельности, в которые целесообразно включить детей.
- Составить набор возможных способов реализации намеченных задач, форм работы с учетом: принципов организации воспитательного процесса;
Формы КТД от других форм отличаются характером постановки воспитательных задач и освоения опыта учащимися. Воспитатель также ставит задачи, но делает это незаметно. Школьники как бы сами «открывают» эти воспитательные задачи, вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт, применяют ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые. К формам таковой деятельности во внеучебное время относят коллективные творческие дела, чередование традиционных поручений (ЧТП), сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и другие. Из общеизвестных форм к делам можно отнести трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел. В реальной практике эти формы используются по-разному, в зависимости от того, кто является их организатором и какова степень творчества участников. Особенно важно отметить, что в значительной степени меняется механизм анализа КТД, который содержит вопросы для рефлексии собственной деятельности участником.
Последовательность анализа КТД творческой группы:
‒ Первым дает обратную связь участник КТД (педагог).
‒ Затем обратную связь дают участники группы.
‒ Завершают анализ на подведении итогов.
Примером может служить КТД «Мир моих увлечений» в рамках операции «Сделай как я!».
Цель: развитие социальной активности, культурного и творческого потенциала членов детского общественного движения через участие в тимуровской работе
Задачи:
‒ вовлечение участников детского общественного движения в социально-значимую деятельность;
‒ воспитание заботливого, бережного отношения к старшему поколению, содействие
сотрудничеству разных поколений в реализации совместной деятельности;
‒ сохранение и приумножение традиций «тимуровцев».
Ход мероприятия
Тимуровское движение зародилось еще до Великой Отечественной войны, но по — настоящему развернулось во время борьбы с фашистами. Взрослые ушли на фронт, в партизаны, работали в госпиталях, на заводах, рыли окопы. Дети решили не отставать… Это с легкой руки Аркадия Гайдара, который написал книгу «Тимур и его команда», серьезная помощь детей и подростков взрослым стала называться «тимуровским движением». А после экранизации фильма по этому произведению стремления советских детей — быть полезным Родине немедленно стали массовыми. Фильм помог детям раскрыть романтику их простых дел, быть более чуткими и внимательными к тем, кому нужна помощь. В настоящее время в городе проводится акция «Хоровод добрых дел». Кто-то скажет: «Война закончилась. Все хорошо. Тимуровцы в прошлом». Но поэтому акция и называется «хоровод», что означает «по кругу», «взявшись за руки», «не прерывая связь поколений». 3 «А» и 4 «А» классы решили помочь первоклассникам войти в большой и дружный коллектив нашей школы.
Разделились на группы в зависимости от дела, которым увлекается каждый. Получилось 9 направлений. Старшие ставили задачу не просто развлечь малышей, а научить новому делу, умению работать совместно в группе, помочь узнать лучше друг друга. Пришлось долго готовиться, зато получилось все здорово! С помощью более взрослых ребят-третьеклассников и четвероклассников первоклассники построили замок, сыграли в «Веселые старты» и получили первые красочные грамоты; научились играть в шашки и даже в шахматы, составлять картины из пазлов, рисовать пастелью, изготовлять поделки из природных материалов. Группа, занимающаяся оригами, собрала для всех малышей подарки — симпатичных собачек, рыбок, лягушат, котят. Но самое главное — это чувство радости от общения друг с другом, гордости за то, что ты чему-то можешь научить другого. Ребята подружились, поняли, что малыши — очень любознательные, смышленые, веселые мальчишки и девчонки, такие же, как и мы в первом классе.
Сразу стало понятно слово «тимуровец». Это умный, благородный, дружелюбный, добросовестный, добросердечный, добропорядочный. Получается, что добро — это вечное понятие и необходимо оно всегда: и в военное, и в мирное время. Такая богатая сфера реализации творческих устремлений становится основой для коллективной творческой работы ребят. Главное в разнообразии коллективных творческих дел — развитие взаимной товарищеской заботы, общей бескорыстной заботы о своем коллективе и в повседневной жизни и при подготовке к творческим делам (КТД).