После завершения коренного перелома в Великой Отечественной войне, который целиком и полностью был связан с победой Красной армии под Сталинградом и на Орловско-Курском направлении, началось поэтапное освобождение советских территорий от немецкой оккупации. Изгнание немецкой армии вермахт с оккупированных территорий, было целиком и полностью связано с событиями снятия блокады Ленинграда, освобождение Украины и Белоруссии, а также освобождение Крымского полуострова и отдельно значимых городов и населенных пунктов [3, с.150].
Еще в декабре 1943 года советские художники стали создавать собственные художественные произведения, которые были посвящены знаменательному событию, а именно снятие блокады Ленинграда, завершившейся в январе 1944 года. Ярким примером функционирования наглядной и визуальной агитации, является выпуск в декабре 1943 года советским художником В. А. Серовым плаката, под названием «Блокада Ленинграда прорвана! Разгромим немецких захватчиков» (см. рис.1).
Создание этого плаката советским художников В. А. Серовым имело большое патриотическое и военно-стратегическое значение. Это обусловлено тем, что в начале декабря 1943 года, советское командование разработало военно-стратегическую операцию по снятию блокады Ленинграда. Уже в середине декабря 1943 года Красная армия начала активные военные действия близ Ленинграда, а также одерживала крупные победы над финской армией. Тем самым, советское командование перед художниками поставило задачу, при помощи наглядных плакатов, оказать влияние на поднятие боевого духа бойцов Красной армии в уничтожении противника и окончательной снятии блокады Ленинграда [5, с.98]
Рис. 1. Серов В. А. «Блокада Ленинграда прорвана! Разгромим немецких захватчиков», 1943 г.
Одним из массовых плакатов, повествующим о героической обороне и снятии блокада Ленинграда, был плакат советского художника Сергея Михайловича Мочалова, под названием «За жизнь, за Родину, за Ленинград». (см. рис. 2).
Рис. 2. Мочалов С. В. «За жизнь, за Родину, за Ленинград!», 1943 г.
В данном плакате особое отражение нашли не только события, посвященные снятию блокады Ленинграда, и разгрома Красной армией немецкой группировки армии «Север», но и сам факт того, что именно в конце декабря 1943 года и начале января 1944 года произошел новый военный призыв. В военном плакате именно отражается процесс участия советской молодежи, которая была недавно призвана в ряды Красной армии, в боевых действиях по снятию блокады Ленинграда и успехам на Карельском перешейке [2, с.230].
Центральное место в деятельности советских художников, занимает отражение событий освобождения Белоруссии от немецкой оккупации. На всем протяжении 1944 года данной тематике уделялось пристальное внимание. Во многом, это было связано с успехами в реализации военно-стратегической операции «Багратион» летом 1944 года, которая привела к тому, что советское командование стало готовиться к освобождению Польши от немецкой оккупации [1, с.88].
В середине 1943 года, группой советских художников, а именно: В. Б. Корецким и Е. В. Поволоцкой, был создан военный плакат, под названием «Боец, освободи свою Белоруссию!» (см. рис. 3).
Рис. 3. Корецкий В. Б., Поволоцкая Е. В. «Боец, освободи свою Белоруссию», 1943 г.
Плакат носит под собой исключительно патриотическую направленность. В нем отражаются события положения Белоруссии в период немецкой оккупации, а также военные преступления и зверства немецкой военщины в отношении мирного населения Белоруссии. Кроме этого, советский плакат был создан накануне разработки военно-стратегического плана «Багратион», а также в результате больших военных успехов Красной армии на данном направлении [4, с.33].
Рис. 4. Щеглов М. М. «Привет тебе, Украина, Здравствуй, Белорусь, за слезы ваши, за руины мстить врагу клянусь!», 1943 г.
Советский художник Михаил Михайлович Щеглов в октябре 1943 года выпускает советский плакат под названием «Привет тебе, Украина, Здравствуй, Белорусь, за слезы ваши, за руины, мстить врагу клянусь!» (см. рис. 4) Создание военного плаката было связано с событиями начала освобождения Украины и в том числе, освобождения Киева, а также успехам Красной армии по форсированию реки Днепр [2, с.345].
Таким образом, в конце 1943–1944 годах советские художники осуществляли свою творческую деятельность по созданию военных плакатов, посвященных снятию блокады Ленинграда, освобождению Украины, Белоруссии и Крымского полуострова от немецкой оккупации. Отражение событий снятия блокады Ленинграда в советских плакатах было целиком и полностью связано с разгромом Красной армией немецкой группировки армии «Север», а также военными победами над финкой армией. Все это, в окончательном итоге привело к капитуляции Финляндии и ее выходу из Второй мировой войны. Немаловажное значение имеет то, что, начиная с 1943 года советские художники путем собственных произведений, массово поднимают боевой дух солдат и офицеров Красной армии, направленный на изгнание немецкой армии с территории СССР. Следует акцентировать внимание на том, что в основе творчества советских художников в 1944 году лежали военные события по освобождению Белоруссии. Все плакаты, данной тематики были основаны исключительно на реальных событиях, и посвящены успехам в реализации военно-стратегической операции «Багратион».
Литература:
- Большакова О. В. Советская пропаганда в годы Второй мировой войны // История России. 2023. № 2. С. 87–90.
- Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. М.: Олма-Пресс, 2002. 897 с.
- Сидоренко А. А. О начале коренного перелома во Второй мировой войне. Спб.: Яуза, 1997. 561 с.
- Сборник Советских военных плакатов времен Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. URL: http://kurskonb.ru/virt/plakat/files/assets/common/downloads/publication.pdf?uni=6cdf5357b40de2d56e9dc48aa1118bf7 (дата обращения: 18.11.2024).
- Узлов Ю. А. Пропаганда как фактор идеологического влияния в годы Великой Отечественной войны // Новая наука: теоретический и практический взгляд. 2016. № 4. С. 98–101.

