В статье рассматривается важная роль песен как средства сохранения и передачи исторической памяти. Песни, являясь неотъемлемой частью культурного наследия, служат не только формой искусства, но и мощным инструментом для формирования общественного сознания и идентичности. Также проведен анализ опроса россиян по данной теме и создан видеоролик с музыкальными композициями военных лет, посвященной реконструкции «Прорыв из Лиепаи», как один из инструментов сохранения исторической памяти.
Ключевые слова: песни, историческая память, Великая Отечественная война, музыка, культура, военные песни, патриотизм.
Песня играет особую роль в сохранении исторической памяти народа, так как она является важным историко-культурным наследием старшего поколения. События на фронте в годы Великой Отечественной войны находили горячий отклик в поэтических текстах фронтовых песен. За годы войны их было создано много – как народных, так и профессиональных [5].
Музыка всегда сопутствовала бойцам, будь то привал или кровавое сражение. Ничто так не сплачивало солдат, как песня. Она поднимала дух, придавала веры в собственные силы, помогала преодолеть все лишения фронтовой жизни [4]. Каждый военный год рождал новую песню, в результате чего создалась целая «музыкальная копилка» песен о войне [1].
В рамках научного исследования был проведен анализ наиболее известных песен о Великой Отечественной войне («Катюша», «Священная война», «Темная ночь», «Смуглянка», «День Победы»), а также был осуществлен опрос на знание песен о войне 1941–1945 гг. Граждане России, живущие в различных субъектах страны – 101 человек – отвечали на двенадцать вопросов.
В результате исследования мы пришли к следующим результатам:
– граждане Российской Федерации знают, что такое историческая память, понимают важность сохранения сведений о данной войне, около 80% опрашиваемых считают себя патриотами;
– большинство населения в России склонны помнить и чтить память предков, а также передавать свои знания следующему поколению.
– респонденты помнят военные песни тех лет, но слушают и поют их редко;
– опрос показал, что большинство подростков 14-17 лет могут точно сформулировать, для чего нужны были песни о Великой Отечественной войне непосредственно в период войны, но им тяжело понять, для чего они нужны в нынешнее время.
Таким образом, можно сделать следующие выводы, которые поспособствуют укреплению культурной и исторической идентичности народа:
– пение военных песен на памятных мероприятиях помогает укрепить чувство единства и патриотизма;
– необходимо проводить больше мероприятий, посвященных военным песням, таких как концерты, конкурсы, уроки истории и тематические вечера;
– молодежь должна знать об историческом контексте и значении песен. Возможно, необходимо включение изучения военных песен и их контекстного значения в рамках образовательного процесса и у школьников, и у студентов;
В качестве показательного продукта исследования выступает видеоролик, сюжет которого посвящен военно-исторической реконструкции «Прорыв из Лиепаи». Немецкий историк Пауль Карель в книге «Операция «Барбаросса» писал: «У стен Лиепаи немецкие войска встретили упорное сопротивление со стороны советских войск, продемонстрировавших высокий моральный дух и стойкость». [2]
Героическое сопротивление защитников Лиепаи стало одним из символов мужества и стойкости советского народа в начале войны [3]. В качестве звукового сопровождения в видеоролике были выбраны песни «Враги сожгли родную хату» и «Священная война».
«Священная война» – это знаменитая советская песня, которая быстро стала гимном сопротивления советского народа на фронте. В нем описываются глубокие чувства любви к Родине, готовность защитить ее любой ценой. «Враги сожгли родную хату» – это память о войне, символ горя и невозвратимости. Песня показывает войну не как парад победы, а как трагедию, разрушившую миллионы судеб.
Видеоролик опубликован на официальном сайте Дальневосточного филиала Российского государственного университета правосудия им. В.М. Лебедева и на видеоплатформе «VK Видео» для распространения идеи важности военных песен в годы Великой Отечественной войны, которые стали существенной частью культурной общности народа, сохранившейся до наших дней.
Любая из песен о Великой Отечественной войне является олицетворением мыслей и действий фронтовиков, тыловиков войны, потомков своих героев и других как–либо причастных к истории данного периода. Крайне важно не предавать забвению наше прошлое. В нынешнее время сохраняют память о тех страшных событиях, о людях, каждым своим шагом приближавших Победу нашего народа в тот период, песни о Великой Отечественной войне.
Литература:
1. Головченко К.П. Песня и ее место на фронте Великой Отечественной войны // Культурный ландшафт регионов. – 2019. – Том. 1. –№ 1. – С.43-50.
2. Пауль Карелл Unternehmen Barbarossa // Перевод. А. Уткин «Барбаросса. От Бреста до Москвы». – Издательство «Русич», 2003.
3. Пронин А.В. Оборона Лиепаи. 1941г. Малоизвестная страница героической летописи Великой Отечественной войны. – URL: https://xn--80afaddfnecahkg3akbiaetpiq8m.xn--p1ai/stranicy-istorii/epizody-pogranichnoj-istorii/oborona-liepai-1941-god.html
4. Решетова А.А., Висюлькина Е.А. Влияние патриотической песни на формирование личности военнослужащего – защитника Российского Отечества // Материалы XIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – URL: https://scienceforum.ru/2021/article/2018027195
5. Скороварова Н.П. Песни Великой Отечественной войны как средство патриотического воспитания студентов // Образовательный альманах. – 2020. – URL: https://s-ba.ru/conf-posts-2020-03/tpost/ocvnlhvux1-pesni-velikoi-otechestvennoi-voini-kak-s

