Музыка великой Победы | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Самые юные ученые Отличные иллюстрации Актуальная тема исследования

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №4 (56) апрель 2022 г.

Дата публикации: 04.04.2022

Статья просмотрена: 154 раза

Библиографическое описание:

Миненко, С. П. Музыка великой Победы / С. П. Миненко, Е. Ю. Миненко. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 4 (56). — С. 32-36. — URL: https://moluch.ru/young/archive/56/2970/ (дата обращения: 17.12.2024).



На сегодня научно доказано, что музыкальные произведения оказывают мощное воздействие на сознание и подсознание человека. Неслучайно, исследователи отмечают настоятельную необходимость использовать музыку в широком спектре формирования личности.

Автор предлагает знакомить молодежь с музыкой и песнями Великой Отечественной войны для осознания современной молодежью важности и значимости исторических событий.

Ключевые слова: история, Великая Отечественная Война, музыка, песни

Стремясь раскрыть и запечатлеть в музыке глубочайший смысл происходящих событий, наши композиторы сумели горячо и вдохновенно откликнуться в самых разных жанрах на животрепещущие темы боевых дней.

Гипотеза исследовательской работымузыка военного времени всегда были явлением, объединяющим и воодушевляющим нацию на самопожертвование и героизм.

Для этого автором были выбраны следующие методы исследования, которые вы можете видеть на рис.1 .

Рис. 1

Артисты драматических и музыкальных театров, филармоний и концертных групп вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом. Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно. Тишину прифронтового леса нарушали не только артиллерийский обстрел врага, но и восхищенные аплодисменты восторженных зрителей, вызывая на сцену вновь и вновь своих любимых исполнителей: Лидию Русланову, Леонида Утесова, Клавдию Шульженко.

В решительные минуты песня помогала мобилизовать свои силы, избавиться от слабости и паники. А песни тех далеких лет мы поем и сейчас, потому что они помогают нам стать сильнее, мужественнее, человечнее.

Как написал замечательный поэт Василий Лебедев-Кумач: «После боя сердце просит музыки вдвойне» (рис. 2).

Рис. 2

А вот история создания песни «Темная ночь» достаточна интересна. В 1943 году во время работ над фильмом «Два бойца» у режиссера картины Л. Лукова возникли трудности со съемкой эпизода, где солдат пишет письмо домой. Не теряя времени, Л. Луков обратился к композитору Н. Богословскому и поэту В. Агатову. Всего за несколько часов были написаны легендарные стихи, которые потом пели и на фронте, и в глубоком тылу. (рис. 3).

Рис. 3

На следующем рисунке представлена песня «Враги сожгли родную хату…» Впервые стихотворение было опубликовано в 1946 году в журнале «Знамя». Автор и думать не мог, что на его стихи может лечь такая проникновенная музыка, и эта песня в итоге очень понравиться народу. Своим вторым рождением песня обязана замечательному М. Бернесу. В 1960 году он решил ее исполнить на большом концерте во Дворце спорта в Лужниках. Было страшно спеть запрещенную песню, но случилось чудо — после первых строчек, произнесенным речитативом глуховатом «непевческим голосом» артиста, зал встал, наступила мертвая тишина. Это молчание продолжалось еще несколько мгновений, когда отзвучали последние аккорды песни. И это была овация со слезами на глазах…

Рис. 4

Музыка песни «Синий платочек» была написана Е. Петербургским в 1940 году в Минске, в номере гостиницы «Беларусь». Во время гастролей в Москве музыку услышал и написал к ней слова поэт и драматург Яков Галицкий.

Лирическая песня быстро стала шлягером. Песенку стали включать в свой репертуар известные исполнители

Песня «Синий платочек» стала символом Великой Отечественной, даже через много лет после войны Клавдия Шульженко не снимала её с репертуара, а образ самой певицы с синеньким платочком в руках стал хрестоматийным.

В начале Отечественной войны среди массовых песен преобладали героико-драматические песни о доблести и мужестве советских воинов. К лучшим песням того времени относится черноморская баллада «Заветный камень». Легенда о севастопольском камне, рассказанная во флотской газете писателем Леонидом Соловьевым, произвела огромное впечатление на композитора Бориса Мокроусова. Он, еще не имея текста, написал полную драматизма мелодию песни. Когда музыка была готова, текст написал поэт Александр Жаров. Настоящий успех к песне пришел после того, как ее исполнил Леонид Утесов» (рис. 5).

Рис. 5

Первый год войны требовал патриотических песен, поднимающих бойцов на подвиг во имя Родины. Осенью 1940 года поэт Яков Шведов и композитор Анатолий Новиков написали песенную сюиту о молдавских партизанах. В нее входило семь песен, в том числе «Смуглянка» — песня о девушке-партизанке. Когда началась Великая Отечественная война, ноты этого цикла у Новикова пропали. Сохранились лишь черновые наброски. Восстановив некоторые песни, композитор решил показать «Смуглянку» на радио. Спустя некоторое время эту песню вставили в фильм «В бой идут одни старики».

Песня «Священная война» стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача и музыка Александра Васильевича Александрова. Эта песня была совершенно необходима в те грозные дни. С этой песней на вокзалах родные и близкие провожали солдат на смертельный бой с фашизмом. Проникновенные слова и величавая мелодия песня звучала как воинская присяга. Песня «Священная война» приобрела массовую популярность на фронтах Великой Отечественной войны и поддерживала высокий боевой дух в войсках, особенно в тяжёлых оборонительных боях. И музыка, и слова песни до глубины души трогали каждого человека, вызывая патриотический подъем и веру, что мы победим.

В годы войны Дмитрий Дмитриевич Шостакович создаёт знаменитую симфонию № 7. Симфония написана в 1941 году. Это великое произведение о героизме и нравственной силе советского народа, борющегося с фашизмом.

Седьмая симфония Шостаковича была создана и впервые исполнена в блокадном Ленинграде. Образам нашествия в симфонии противопоставлены картины мира и непреклонное мужество борьбы. Одно из редких свойств таланта Шостаковича — его способность передать в музыке великую скорбь, слитую с великой силой протеста против зла (рис. 6).

Симфония № 5 С. С. Прокофьева создавалась в 1944 году, в дни блестящих побед Советской Армии, в период подъема, охватившего весь наш народ, увидевший лицо близкой победы над врагом. С. С. Прокофьев говорил: «Я задумал ее как симфонию величия человеческого духа».

Рис. 6

Автором была проведена диагностика среди обучающихся 4-х классов МБОУ СОШ № 12 им. В. В. Тарасова с целью выявления знания военных песен и их значения для современной молодежи.

Анализируя полученные данные мы выяснили, что 88 % учащихся считают, что песни играли важную роль в жизни солдат: придавали силы в битве, поднимали боевой дух; 98 % учащихся хотели бы узнать больше военных песен и познакомиться с историей их создания; 75 % учащихся знают, что такое патриотизм; 98 % учащихся знают песню «Катюша», 74 % — «Три танкиста», 46 % — «День победы», 8 % — «Священная война», 13 % — «Синий платочек», 4 % — «Враги сожгли родную хату», 4 % — «Эх, дороги», 67 % — «Пора в путь дорогу», 4 % — «Смуглянка», 2 % — «В землянке» (приложение 2); 100 % учащихся считают, что нужно воспитывать у молодежи любовь к Родине, 54 % — считают, что песни помогли победить фашизм, а 46 % воздержались с ответом.

Военная песня возникала тогда, когда люди испытывали самые обостренные чувства, попадали в самые экстремальные ситуации, в ситуации опасности. Эти песни возникали тогда, когда требовалась мобилизация всех физических и нравственных сил, когда проявлялась вся суть человека. И поэтому именно военная песня имеет огромный потенциал влияния на духовную жизнь общества, как никакой другой песенный жанр.

Мы должны помнить тех, кто завоевал для нас эту счастливую жизнь. Мы должны жить под девизом: «Никто не забыт и ничто не забыто», ценить и любить жизнь, завоёванную для нас отцами и дедами. Моя гипотезаподтвердилась,музыка военного времени всегда были явлением, объединяющим и воодушевляющим нацию на самопожертвование и героизм.

Мне очень хочется, чтобы песня стала спутницей наших мирных дел и свершений. Пусть с песней к каждому приходит радость, доброта.

Литература:

  1. Иванова Л. И. Советская песня // Отечественная музыкальная литература 1917–1985. М., 1996
  2. Кузьмин А. И., «Военная героика в русском народно-поэтическом творчестве», пособие для учителя, Москва, издательство «Просвещение», 1981
  3. Музы вели в бой. Деятели литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны. Сост. С. Красильщик — М.: АПН, 1985


Похожие статьи

Роль памятников истории и культуры в воспитании современной молодежи России

Нельзя пренебрегать влиянием культурно-исторических памятников на воспитание подрастающего поколения, формирование нравственных и духовных ценностей и ориентиров, чувства патриотизма. В настоящее время, когда происходит переписывание истории целых эп...

Преодолеть войну в умах детей! (по плану мероприятий КЦИТР, посвящённых юбилейным и знаменательным датам России, Алтайского края в 2015 – 2017 годах)

Актуальность позиции современного педагога «Преодолеть войну в умах детей!» определяется той напряжённой общественно-исторической обстановкой, которая, к сожалению, сложилась в мире. События последних лет на Украине, в странах Ближнего Востока диктую...

Значение ингушского фольклора в эстетическом воспитании школьников

В статье рассматривается значение ингушского фольклора в эстетическом воспитании школьников. Отмечается, что устное народное творчество являлось философским осмыслением окружающего мира, носителем фольклоризированной истории, кладезем мудрости, умным...

Приметы и суеверия народов мира

Нельзя пренебрегать влиянием суеверий и примет на развитие культуры народа, формирование нравственных и духовных ценностей и ориентиров, чувства уверенности в будущем. В настоящее время, когда происходит технический прогресс, который охватывает все б...

Анимация как феномен аудиовизуального наследия в проекте «АйНаар»

Отражено теоретическое обоснование разработки социокультурного проекта «АйНаар» по созданию короткометражной анимации по мотивам древних якутских легенд и былин. Данный проект должен мотивировать интерес учеников к родной культуре и родному языку, чт...

Фестиваль национальных культур как форма сохранения нематериального культурного наследия

Сохранение нематериального культурного наследия в последние десятилетия стало одним из главных вопросов в культурной политике России. В данной статье автор рассматривает фестиваль в качестве одной из форм сохранения нематериального культурного наслед...

Роль современной библиотеки в процессе выстраивания диалога поколений

В статье анализируется роль современной библиотеки как института социально-культурной деятельности в процессе выстраивания диалога между поколениями. Межпоколенческая коммуникация — важная тема, которая была актуальна ранее и остается не менее актуал...

История военной журналистики

Несмотря на всю опасность и значимость военной журналистики, ее значение и функции знакомы далеко не всем, и существует малое количество литературы, рассказывающей об этом. История нашей страны изобилует разными военными конфликтами, в ходе которых и...

Тема любви в творчестве чеченских поэтов

В данной статье раскрывается, главным образом, литературное знание биографии и творчества выдающихся чеченских поэтов и поэтесс. Ядром изучения стала любовная лирика. Обдуманно представлена воспитательная и нравственная роль выбранных стихотворений. ...

Патриотическое воспитание учащихся школы на примере неизвестных героев России

В своей работе авторы рассматривают проблемы сохранения исторической памяти у подрастающего поколения, изучения неизвестных имен героев нашего времени.

Похожие статьи

Роль памятников истории и культуры в воспитании современной молодежи России

Нельзя пренебрегать влиянием культурно-исторических памятников на воспитание подрастающего поколения, формирование нравственных и духовных ценностей и ориентиров, чувства патриотизма. В настоящее время, когда происходит переписывание истории целых эп...

Преодолеть войну в умах детей! (по плану мероприятий КЦИТР, посвящённых юбилейным и знаменательным датам России, Алтайского края в 2015 – 2017 годах)

Актуальность позиции современного педагога «Преодолеть войну в умах детей!» определяется той напряжённой общественно-исторической обстановкой, которая, к сожалению, сложилась в мире. События последних лет на Украине, в странах Ближнего Востока диктую...

Значение ингушского фольклора в эстетическом воспитании школьников

В статье рассматривается значение ингушского фольклора в эстетическом воспитании школьников. Отмечается, что устное народное творчество являлось философским осмыслением окружающего мира, носителем фольклоризированной истории, кладезем мудрости, умным...

Приметы и суеверия народов мира

Нельзя пренебрегать влиянием суеверий и примет на развитие культуры народа, формирование нравственных и духовных ценностей и ориентиров, чувства уверенности в будущем. В настоящее время, когда происходит технический прогресс, который охватывает все б...

Анимация как феномен аудиовизуального наследия в проекте «АйНаар»

Отражено теоретическое обоснование разработки социокультурного проекта «АйНаар» по созданию короткометражной анимации по мотивам древних якутских легенд и былин. Данный проект должен мотивировать интерес учеников к родной культуре и родному языку, чт...

Фестиваль национальных культур как форма сохранения нематериального культурного наследия

Сохранение нематериального культурного наследия в последние десятилетия стало одним из главных вопросов в культурной политике России. В данной статье автор рассматривает фестиваль в качестве одной из форм сохранения нематериального культурного наслед...

Роль современной библиотеки в процессе выстраивания диалога поколений

В статье анализируется роль современной библиотеки как института социально-культурной деятельности в процессе выстраивания диалога между поколениями. Межпоколенческая коммуникация — важная тема, которая была актуальна ранее и остается не менее актуал...

История военной журналистики

Несмотря на всю опасность и значимость военной журналистики, ее значение и функции знакомы далеко не всем, и существует малое количество литературы, рассказывающей об этом. История нашей страны изобилует разными военными конфликтами, в ходе которых и...

Тема любви в творчестве чеченских поэтов

В данной статье раскрывается, главным образом, литературное знание биографии и творчества выдающихся чеченских поэтов и поэтесс. Ядром изучения стала любовная лирика. Обдуманно представлена воспитательная и нравственная роль выбранных стихотворений. ...

Патриотическое воспитание учащихся школы на примере неизвестных героев России

В своей работе авторы рассматривают проблемы сохранения исторической памяти у подрастающего поколения, изучения неизвестных имен героев нашего времени.

Задать вопрос