Изобразительное искусство 1941–1945 годов как важный фактор морально-психологического воздействия на население Дальнего Востока | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №17 (151) апрель 2017 г.

Дата публикации: 01.05.2017

Статья просмотрена: 5292 раза

Библиографическое описание:

Бажайкина, М. С. Изобразительное искусство 1941–1945 годов как важный фактор морально-психологического воздействия на население Дальнего Востока / М. С. Бажайкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 17 (151). — С. 218-223. — URL: https://moluch.ru/archive/151/42902/ (дата обращения: 16.12.2024).



Из огня пожарищ Великой Отечественной войны наша страна вышла стойкой и духовно закаленной. Победу отстояло предвоенное поколение советских людей, которые не только самоотверженным подвигом, героическим трудом, но и высокой духовностью победили врага. Советский человек победил фашизм не только силой оружия, но и силой нашей культуры, потому что культура является барометром общества, его духовности. Советские художники с первых дней войны подчинили свою деятельности основному лозунгу тех лет — «Все для фронта, все для победы!». Они наглядно показали звериную сущность нацизма и его злодеяния на советской земле, призывая к отмщению, воспитывая в советских людях, священную ненависть к захватчикам.

В июне 1942 года председатель Организационного комитета художников СССР А. М. Герасимов, выступил в прессе с призывом «Художники — Родине»: «… оргкомитет Союза советских художников СССР перестраивает всю свою деятельность, а так же должен объединить все творческие Союзы, в первую очередь, работу крупнейших объединений Москвы и Ленинграда, а так же более мелких краевых с тем, чтобы быстрее и лучше выполнять задачи и требования, диктуемые военной обстановкой… Их произведения должны затронуть волнующие темы сегодняшнего дня, они представляют самое острое художественное оружие…». [5, с. 14]

Великая Отечественная война открыла взору художника россыпи материала, который таил огромные нравственные и эстетические богатства. Массовый героизм людей дал искусству столько, что начатая в те годы галерея народных характеров все время пополнялась новыми и новыми фигурами. Острейшие жизненные коллизии, в ходе которых с особой яркостью проявились идеи верности Отчизне, мужество и долг, любовь и товарищество, способны питать замыслы мастеров настоящего и будущего.

Стоит отметить, что уже с начала войны строже стал контроль над изобразительным искусством, это было отраженно в приказах, директивах и письмах государственных органов разных уровней власти в стране. Так, например, в приказе Комитета по делам искусств при СНК СССР (КПДИ) № 509 от 23 декабря 1942г. «Об утверждении временной инструкции республиканским, краевым, областным уполномоченным Главного управления по контролю за зрелищами и репертуаром Комитета по делам искусств при СНК СССР», отмечалось, что запрещается без предварительного разрешения уполномоченных от Главного управления по контролю за зрелищами и репертуаром Комитета по делам искусств при СНК СССР массовое производство и распространение произведений изобразительного искусства. Контроль над печатной художественной репродукцией, плакатами, «Окнами ТАСС» осуществляется только органами Главлита и т. д. [6, с. 47–48]

Существует заблуждение, будто станковая живопись, сюжетно-тематическая картина и тем более монументальные искусства в годы Великой Отечественной войны практически исчезли и лишь в конце войны появляется портрет. На самом деле, именно в наиболее тяжкие для страны годы из-под пера, кисти, резца художников появились произведения, отмеченные громадными эмоциями и художественной силой.

Одним из важнейших видов изобразительного искусства в годы войны стал плакат. Плакаты военного времени являлись не только оригинальными художественными произведениями, но и подлинно историческими документами. Они показывали боевые эпизоды, героизм воинов, объясняли стратегическое и тактическое значение отдельных событий. Плакат имел многообразные и порой совсем новые формы: от привычного настенного до этикетки спичечного коробка.

С первых дней войны возобновились испытанные в Гражданской войне плакаты «Окна Роста» — «Окна ТАСС». Они были созданы М. Черемных осенью 1941г. при государственных агитационно-плакатных мастерских Бийского горисполкома Алтайского края. Распространенным сюжетом плакатов 1941 года стала женщина, заменившая ушедшего на фронт мужчину на заводах и в колхозах, например, Т. Еремин «На трактор девушки садятся смело», Н. Ватолина и Н. Денисов «Большой хлеб для фронта и тыла» и т. д. [2, ф. 1691, оп. 1, ед. хр. 15, л. 45] Также хотелось бы отметить, что в первый год войны большинство художников в плакате на первое место ставили действие, а не характер героя, образ человека ставили на второе место.

Мастерских типа ТАСС в крае не было, «Окна» выпускались инициативными группами художников и писателей края, например, в городе Комсомольске «Окна» выходили по памятным датам, в городе Хабаровске выходили регулярно 12 плакатов «Окон» и 4 издания «Дальгиза». [2, ф. 1691, оп. 1, ед. хр. 11, л. 89]

Сразу после начала войны в Хабаровске появились окна-плакаты сатиры «Удар по врагу», они выходили вплоть до Победы, всего более 350 выпусков. Из них: плакат-окно «Будет и на нашей улице праздник» худ. В. Кайдалов, плакат «Гитлеровский брехомет» худ. Л. И. Дешко, текст П. С. Комарова, плакат «За волжскую твердыню» худ. М. Козелл, плакат «Лисица и Сталинград» худ. Л. И. Дешко, текст В. Павчинского, плакат «Смерть немецким оккупантам» худ. В. Слепченко, плакат «Героям Сталинграда слава!» худ. В. Кайдалов, плакат «С наступающим Новым годом!» худ. И. Горбунов, плакат «Как амурский паренек десять офицеров приволок» худ. И. Елкин, текст С. Феоктистова, плакат «На лыжи, молодежь!» худ. В. Слепченко, плакат «Сталинградские клещи — любых крепче» худ. В. Кайдалов, плакат «Экономь во всем — помогай фронту» текст Д. Д. Нагишкина, худ. Ю. Иванова, С. Феоктистова, «Казачье качество — рубить начисто» И. Елкина, «Брачный пункт» Н. Косых, «Долг платежом красен» И. Горбунов, «Больше рыбы фронту!» худ. И. Д. Елкин, В. В. Павчинский, «Советские патриоты! Помните о сиротах!» худ. А. В. Шишкин, «И там и тут — немцу капут!» текст Д. Д. Нагишкина, худ. Ю. Иванова, «Таран» худ. В. В. Слепченко, В. В. Колобов, «Освободи!» худ. В. В. Слепченко, «В совершенстве владеть пехотным оружием! (из винтовки по самолету)» худ. И. Д. Елкин и многие другие. [2, ф. 910, оп. 1, ед. хр. 6, 11, 19, 29, 40, 57, 64; 2. 6., с. 302]

Также были плакаты, которые не входили в окна (они, например, печатались в газетах), но они выполняли ту же функцию, в них отображены темы: помощь фронту — плакат-открытка «Дай лес фронту!» Н. И. Туркина, «Стахановским трудом в сельском хозяйстве обеспечим Красную Армию хлебом, мясом, овощами» краснофлотца Г. С. Булганова, «Ты сдал теплую одежду Красной Армии» Н. С. Тихонова, Д. С. Шофмана, «Хлеб нужен фронту как боеприпасы», «Фронт и тыл — едины!», «За урожай победы!» Л. И. Дешко, «Теплая одежда — вооружение бойца!» В. Павчинский; остро реагировали на события, происходящие на фронтах — «Украина освобождена!», «Крым освобожден!», «На Берлин» Л. И. Дешко, «Отстоим родную Москву!» В. В. Павчинский; призывы к социалистическим соревнованиям, к замене на рабочем месте товарищей ушедших на фронт — «Девушки к станку», «Вступай в предоктябрьские соревнования, усиливайте помощь фронту!» Л. И. Дешко; об изучении военного дела в тылу — «Изучай военное дело, бей врага смело!» Д. Д. Нагишкин; политические карикатуры — «На волоске», «Марш мертвецов», «Лакей в отставке», «В немецком балагане», «Он получил землю» Л. И. Дешко, «Союзнички», «Сел в галошу», «В бараний рог» В. В. Павчинский и т. д. [2, ф. 910, оп. 1, ед. хр. 2, л. 112, 16, 21, ед. хр. 3, л. 15, 17, 34]

В подавляющем большинстве литературные тексты к окнам и плакатам писались специально (П. С. Комаровым, В. Т. Зайцевым, Н. К. Шалым, М. З. Фишельсоном, С. М. Бытовым, В. В. Колобовым и другими), но бывали случаи, когда брались стихи уже напечатанные в центральных газетах (например, Щипачева С., Симонова К., Исаковского М. и другие). Также создатели часто использовали в своей работе патриотическое слово наших прославленных писателей и поэтов: М. Горького, М. Ю. Лермонтова, М. В. Ломоносова, А. С. Пушкина, Т. Шевченко и т. д. Тема каждого плаката диктовалась тем, что важно и необходимо сейчас было для фронта, для победы.

В годы войны в крае не раз проводились конкурсы на лучший агитплакат (например, 14 марта 1942 г.,). [4, с. 254–255] Они проводились с целью привлечения к работе над агитплакатами местной самодеятельности, а так же для оказания им творческой и методической помощи со стороны мастеров изобразительного искусства.

В годы Великой Отечественной войны было создано Хабаровское отделение Союза художников. В него входило 22 человека (М. М. Цыбаровский, Н. И. Туркин, В. В. Павчинский, Г. А. Цивилев, О. И. Фрицман, А. В. Шишкин, А. П. Смелов, В. М. Костин, Н. С. Евстафьев, Н. С. Тихонов, И. А. Горбунов, И. Д. Елкин и другие), во главе В. Н. Высоцкий. Вместе с тем активное участие в работе Союза приняли художники, приехавшие на Дальний Восток в качестве военнослужащих, например, Н. Н. Баскаков, В. В. Завьялов, А. Д. Дашкевич, В. В. Слепченко, Д. Т. Кадачникова, И. И. Суворов (эвакуирован из Ленинграда) и другие. [2, ф. 910, оп. 1, ед. хр. 2, л. 3]

С самого начала войны вся работа союзов (Приморского и Хабаровского) строилась по двум линиям: 1. наглядная агитация; 2. создание произведений, рисующих военную обстановку и жизнь в годы войны, со всем богатством ее проявлений и то новое, что принесла война в жизнь общества. [2, ф. 910, оп. 1, ед. хр. 2, л. 34, ед. хр. 3, л. 98] Работа по этим двум направлениям развернулась одновременно. Первое «Окно» плаката — «Удар по врагу» — вышло 4 июля 1941 года, а в декабре 1941 года на девятой краевой выставке художники Н. С. Тихонов и Д. С. Шофман показали живописные работы — «22 июня», «Государственный Комитет обороны» и «Маршалы».

Подъем советского искусства в годы Великой Отечественной войны знаменует собой громадный шаг вперед и в развитии портретной живописи. Портретный жанр небывало расцвёл в период Великой Отечественной войны в живопись, т. к. именно человек, с его безграничным мужеством и отвагой решал исход битвы с врагом. Живописный портрет имел свои особенности, в нем превалировала историческая и документальная достоверность. Перед художниками-портретистами встала сложная задача — уловить и запечатлеть в портретном образе черты, окрепшие и сформировавшиеся в советском человеке, дальневосточнике во время войны. Портрет в годы войны, как никогда раньше, приблизился к народу. Народ стал главным героем этого жанра, в гораздо больших масштабах, чем это было в довоенное время. Художники за годы войны создали громадную галерею образов простых советских людей, бойцов армии и тружеников тыла. Но при всем различии живописной манеры мастеров, создавших эти портреты, бросается в глаза глубокое единство портретных образов, общность стремлений художников передать внутреннюю собранность, твердость воли, решимость, которые подчеркнули во внутреннем и внешнем облике советского человека суровые годы войны. Такие образы можно встретить, например, в портретах А. В. Шишкина, который написал дальневосточного поэта Петра Комарова, в портретах Н. Н. Баскакова, который написал заслуженного артиста Сушкевича А., Героя Советского Союза Александра Пассара, в портретах исторических личностей написанных В. В. Завьяловым — «Суворов», «Александр Невский», «Кутузов», «Петр I», в этом же направлении работал и В. Е. Кайданов портрет «Василия Пояркова». [2, ф. 910, оп. 1, ед. хр. 3, л. 62, ед. хр. 6, л. 23, 29]

В искусстве военного общества исторический жанр, как и другие жанры, наполняется новым содержанием. Историческая живопись за годы войны обогатилась рядом значительных произведений. И в этом разделе творчества наблюдался тот всеобщий подъем, неуклонное движение вперед, которым отмечено развитие всех других жанров нашей живописи. Пожалуй, без преувеличения можно сказать, что именно в годы Великой Отечественной войны наша историческая живопись приобрела подлинную зрелость, поднялась на новую, высшую ступень своего развития, стала глубоко содержательной. Здесь были созданы художественные образы той силы и внушительности, которые являются неотъемлемым качеством настоящей исторической картины. В этом направлении работали и дальневосточные художники, например, А. В. Шишкин — «Бой у стен Ачанского городка во главе с Хабаровым», «События на о. Хасан», «Казак Хабаров», Г. А. Цивилев — «Первые строители Комсомольска», «Раскорчевка тайги». [2, ф. 910, оп. 1, ед. хр. 3, л. 3, 61]

Больше всего художников работало в жанровой живописи. Волнующие события и эпизоды того времени определили характер, подъем и объем живописи вообще и жанровой живописи в частности. Перед жанровой живописью встала задача запечатлеть в художественных образах картины борьбу советского народа с фашистскими оккупантами и вызвать ненависть к врагу. Перед жанровой живописью стояла и другая задача — показать, героический труд, радость побед и скорбь утрат, страдания в фашистском рабстве и самоотверженность, стойкость и непокорность советских людей перед врагом. Таковы были картины: «Встреча в Тегеране», «В неволе», «В разведке» В. В. Завьялова, «Партизаны» В. Н. Высоцкого, «Допрос Зои Космодемьянской», «В освобожденном селе» М. Г. Козелла, «Лютый враг» А. Д. Дашкевича, «Комитет обороны», «Маршалы» Н. С. Тихонова, «Хабаровск 1942г». Н. Н. Баскакова, «Победа», «Салют», «Клятва», «В засаде» В. Е. Кайдалова, «Бойцы всеобуча на ученьях» А. В. Шишкина, 11 рисунков «Ленинград» А. П. Смелов. [2, ф. 910, оп. 1, ед. хр. 3, л. 63, ед. хр.5, л. 45, 56, 58]

В период Великой Отечественной войны, когда обострилось чувство Родины, перед советскими художниками стал ряд новых ответственных задач. Среди них было требование проникновеннее, всестороннее обрисовать поэтический облик родной земли, на защиту которой самоотверженно стали миллионы советских людей. Художники подмечали в природе многоговорящие детали и талантливо переносили их на полотна: сломанная береза с обнаженным молочно-белым стволом и расположившиеся вокруг нее, например, женщины-беженки или работницы полей; золотое море поспевшей ржи с синими васильками и лежащие в ней дети-сироты… В этом направлении работали и дальневосточные художники — А. Д. Дашкевич и его Нижне-Амурские и Камчатские пейзажи, серия Амурских пейзажей Н. Н. Баскакова, Анюйские этюды А. В. Шишкина и другие. [2, ф. 910, оп.1, ед. хр. 5, л. 44–45, 56]

Подобно остальным работникам искусства, скульпторы осознали свой долг перед Родиной и не могли не оказаться на самом гребне народного гнева и ненависти к бесчеловечному врагу. Военная тематика становится основной в творчестве дальневосточных скульпторов, переживших огромный подъем патриотических чувств. Находясь, в тылу они по-своему боролись с ненавистным врагом Родины. «Резец скульптора становился таким же действенным оружием идеологической борьбы с врагом, как и перо писателя или композитора, кисть живописца или плакатиста». [4, с. 259]

В военные годы самыми распространенными жанрами стали скульптурный портрет и бюст. К успехам в этой области у дальневосточников, прежде всего надо отнести скульптурный портрет «Витус Беринг» И. А. Горбунова, бюст Маршала т. Сталина, бюсты «Мальчик», «Девушка-боец» К. П. Водопьянова. Типичную для военных лет ситуацию подвига советского народа и партизанство передают скульптурные работы И. А. Горбунова — «Партизаны Амура», «Подвиг». Нередки были работы изображающие героев Великой Отечественной войны, например статуя снайпера-нанайца «Максим Пассар», скульптура «Зоя Космодемьянская» В. М. Костина. [2, ф. 910, оп. 1, ед. хр. 3, л. 65–66, ед. хр. 5, л. 44, 53] Итоги деятельности скульпторов за годы войны не уступают результатам, достигнутым живописцами, графиками, плакатистами. Участвуя во всенародной борьбе против фашистской агрессии, скульпторы, подобно остальным собратьям по искусству, клеймили гитлеровских насильников и палачей, показывая моральное превосходство советских людей, утверждали идей советского патриотизма и гуманизма.

За годы войны было создано более 2 тысяч оригинальных новых художественных произведений (600 портретов, 180 панно, до 300 копий с картин, значительное количество фоторепродукций). [9, с. 134] Среди произведений созданных в военный период дальневосточными художниками были произведения «не отвечающие основным функциям произведений военного периода». Так, например, плакат Виноградова «Арийское чудовище и его слезы», неверен был по своей идее. «…Чудовище заковано в броню из оружия и кажется грозным и неуязвимым. Но это не так. Товарищ Сталин говорил: «Враг не так силен как его изображают перепуганные интеллигенты, не так страшен как его малюют…» И события, которые сейчас идут подтверждают слова гениального товарища Сталина. Поэтому нужно ли так совершенно неправильно изображать германский фашизм, как это сделал товарищ Виноградов?…» [2, ф. 1738, оп. 1, ед. хр. 36, л. 12–14] Или например, этюд «Случай в воздухе» художник Н. Т. Еловских, «…неудачен, т. к. не сделан остро, конфликтно и получился пустячок, по поводу которого не стоит ничего и говорить…Его можно просто выкинуть…». [2, ф. 1738, оп. 1, ед. хр. 36, л. 17]

Но истинный уровень искусства определяется не только достигнутыми вершинами, но и тем, насколько широко оно охватывает и вовлекает сферу своего воздействия широкие асы общества, насколько глубоко проникает в их толщу. Что касается изобразительного искусства периода Великой Отечественной войны, то оно вошло в жизнь народа глубже, чем когда-либо. Ярче это выразилось в активной выставочной деятельности дальневосточных художников, которые выставляли свои работы в разных уголках страны: Владивосток, Хабаровск, Красноярск, Иркутск, Москва, Улан-Удэ, Чита и другие.

С 1942 года проводились выставки: — персональные выставки художников, скульпторов, графиков. Например, Пашкова, которая с успехом прошла во Владивостоке, Ворошиловске, Спасске, в декабре 1942 года в Хабаровске проходила персональная выставка А. В. Шишкина, 26 октября 1944 года творческий вечер и выставка работ художника-графика В. В. Павчинского. [2, ф. 910, оп. 1, ед. хр. 6, л. 17, 21, 30]

Проводились тематические выставки. Например, «Отечественная война» Ворошилово-Уссурийской группы союза художников, к посевной 1942 года были подготовлены и направлены в районы 2 агитационные выставки на темы «10 Сессия Верховного Совета СССР» и «Книга т. Сталина об Отечественной войне», в марте 1943 года прошла выставка на тему «Дальневосточные пейзажи». Немного позже были подготовлены выставки-передвижки: «Нашему Военно-Морскому флоту — Слава!» в подарок тихоокеанцам, фотовыставка «Владивосток работает на победу» для города, «Боевые традиции русского народа» для края, выставка плакатов «Великая Отечественная война Советского народа с германским фашизмом». [1, ф. 501, оп. 1, ед. хр. 1, л. 31, 33–34]

Художники края принимали участие в межобластных выставках художников Сибири и Дальнего Востока. Например, в мае 1944 в Хабаровске в помещении художественного музея прошла межобластная выставка 6 городов (Красноярска, Иркутска, Улан-Удэ, Читы, Хабаровска и Владивостока). Дальневосточные художники участвовали в ней 97-ю работами. Среди всех экспонировавшихся работ, по положительным отзывам коллег-художников, выделились две картины хабаровских художников — «Лютый враг» А. Д. Дашкевича и «Вылазка казака Хабарова из Ачанского городка» А. В. Шишкина. [2, ф. 910, оп. 1, ед. хр. 3, л. 82]

Проходили передвижные выставки по Дальнему Востоку. В июне 1942 года прошла 3 передвижная выставка по маршруту Хабаровск — Комсомольск — Троицкое — Николаевск, экспонировалось до 100 работ 25 авторов. В феврале 1944 года в городе Хабаровске была открыта выставка работ армейских художников, которая затем экспонировалась почти во всех гарнизонах Дальнего востока. На выставке было представлено: «6 картин, 5 других живописных работ, 4 работы станковой графики и 2 скульптурные работы. Особое внимание, судя по отзывам посетителей выставки, вызвали работы — картина «Победа» В. Е. Кайдалова, картина «Краснодонцы» В. В. Слепченко. Эти художники получили письменную благодарность от местных органов власти». [2, ф. 910, оп. 1, ед. хр. 3, л. 84]

В военные годы проходили выставки «Удар по врагу». Например, в марте 1943 года прошла выставка плакатов серии «Удар по врагу». [8, с. 306]

Проводились краевые выставки живописи, графики и скульптуры. Например, в ноябре-январе 1942–1943 года прошла третья краевая выставка, в которой приняло участие 37 художников, 400 экспонатов (37 из них принадлежали нанайским художникам). Выставка имела большой отдел посвященный Великой Отечественной войне. [1, ф. 501, оп. 1, ед. хр. 1, л. 34] В ноябре 1944 года в городе Хабаровске прошла объединенная 12-краевая и 2-фронтовая выставка изобразительных искусств художников профессионалов и самодеятельных художников. На выставке были показаны картины (например, картина «Мы помним» худ. В. В. Завьялова), карикатуры (например, 19 политических карикатур худ. В. В. Павчинского), этюды (например, 8 этюдов худ. В. Н. Высоцкого), рисунки (например, 40 рисунков пейзажей Хабаровска, худ. А. П. Смелов), скульптуры (например, бюст маршала товарища Сталина скульптора В. М. Костина) — всего 370 работ. Краевой отдел по делам искусств и Политуправление Дальневосточного фронта общим приказом премировали 15 художников денежной премией, 20 участников и 15 участникам объявлена благодарность. Вместе с благодарностью представители местных органов власти высказали недовольство этой выставкой: «…она не дала полного представления о силах и развитии изобразительного искусства на дальнем Востоке, так как на ней отсутствовали работы художников давно работающих в крае, например, Елкина, Нагишкина, Цыбаровского, Евстафьева и других. Художники не сумели или не захотели так организовать свое время, чтобы какими-то работами принять участие в выставке. Досаднее всего, что эти художники являются тем основным ядром, из которого в свое время организовывался творческий союз…» (Позже, в начале декабря, прошло детальное обсуждении е выставки на заседании краевого отделения Союза советских художников, где были выработаны новые положения о проведении выставок и участи в них членов союза советских художников). [2, ф. 910, оп. 1, ед. хр. 3, л. 84–86]

Дальневосточные художники принимали участие во всесоюзных выставках. Например, в ноябре 1943 года в городе Москва прошла выставка произведений художников республик, краев и областей Советского Союза. От художников Дальнего Востока на выставку было отправлено 60 произведений художников, среди работ — графика художников И. А. Горбунова, В. В. Завьялова, В. Е. Кайдалова, живописные полотна А. В. Шишкина, А. Д. Дашкевича, Н. Н. Баскакова, В. Н. Высоцкого, Г. А. Цивилева и других. «Особый интерес представляли отобранные для московской выставки образцы работ нанайских художниц Майлы Ахтанка и Ольги Бельды (художественная вышивка и орнамент)». [7, с. 4]

За время войны в крае было организованно более 35 выставок художников, которые проводились в музеях, кинотеатрах, парках культуры и отдыха, Домах партийного просвещения и т. д. Также большую работу Союз советских художников проводил и в праздновании знаменательных дат, посвященных творчеству знаменитых художников, скульпторов, графиков. Так, например, 5 августа 1944 года в Доме Красной Армии в городе Хабаровске был проведен вечер, посвященный 100-летию со дня рождения И. Е. Репина. [2, ф. 910, оп. 1, ед. хр. 3, л. 44]

Несмотря, на проведение большого количества выставок в конце войны отмечались два недостатка творческой работы. Первое выставочные работы не полностью отвечали тем высоким требованиям (многие из них за годы войны не были закончены), которые в военное время предъявлялись к советским художникам. Вторым существенным недостатком является малый процент участия членов Союза Советских художников в выставках. Вместе с тем, можно пытаться объяснить их существование — отсутствие у художников помещений для творчества и отсутствие времени у художников, чья профессия не связаны с творчеством и выполняющие свои служебные обязанности. Без этих условий немыслима творческая деятельность.

За участие в выставках, за выпуск окон «Удар по врагу» в военные годы художники края были премированы Краевым отделом по делам Искусств и Политотделом Дальневосточного фронта грамотами, (например, В. Н. Высоцкий, Н. И. Туркин, Н.Н Баскаков и другие), творческими поездками (например, А. В. Шишкин был направлен в г. Москву).

Художники края оказывали шефскую работу: — оформляли призывные и агитпункты (например, в городе Владивостоке), Дома Культуры (например, в г. Комсомольске), театры края; — выезжали в воинские части, для консультации художников флота и армии; — выезжали с выставками своих работ к работникам лесосплавов; — выступали в институтах, воинских частях, клубах, Домах Пионеров, клубе писателей и художников края с докладами, лекциями на темы: «Как читать картины», «Изобразительное искусство в дни войны», «Карикатура, политический рисунок, его роль в дни войны», «Чем художник может помочь родине сейчас», «Дальневосточные художники и Великая Отечественная война», цикл лекций «Великие русские художники» («Илья Ефимович Репин», «Василий Иванович Суриков», «Василий Васильевич Верещагин» и т. д.) и т. д.; [2, ф. 910, оп. 1, ед. хр. 6, л. 42] — проводили смотры своей графики в школах, клубах, заводах, фабриках, в качестве наглядной агитации. Так, например, в декабре 1943 года на «литературной пятнице» в Хабаровском клубе писателей и художников состоялся общественный смотр графики художника М. Г. Козелла. Особенно глубокое впечатление у зрителей оставили рисунки — «Душегубка», «Эсэсовцы», «Вурдалаки». «Художник задался благородной целью — показать непоколебимую стойкость советских людей, временно попавших под власть немецко-фашистских захватчиков. Эти рисунки возбуждают в нас жгучую ненависть к врагу, изобличают для нас звериное лицо немецкого фашизма, заставляют нас работать с тройной силой для того, чтобы помочь нашим товарищам на другом краю страны…». [2, с. 4]

Всего за годы Великой Отечественной войны дальневосточными художниками было создано более 2 тысяч оригинальных новых художественных произведений — 600 портретов, 180 панно, до 300 копий с картин, значительное количество фото-продукций. [2, ф. 910, оп. 1, ед. хр. 3, л. 93]

С начала войны деятели изобразительного искусства Дальнего Востока подхватили позитивный настрой, заданный их соратниками по всей стране. Художники, графики и скульпторы Дальнего Востока, в течении всей Великой Отечественной войны, выполняя важную агитационно-мобилизующую роль, через картины, плакаты и скульптуры обращались к землякам, воспитывали у них ненависть к врагу, любовь к Родине, чувство ответственности и сострадания.

Литература:

  1. Государственный архив Приморского края (ГАПК). Фонд 501 — Приморское краевое управление Союза советских художников 1939–1996гг. Оп. 1, ед. хр. 1–6.
  2. Государственный архив Хабаровского края (ГАХК). Фонд 910 — Союз Советских писателей. Оп. 1, ед. хр. 2, 3, 5, 6. Фонд 1691 — Краевой отдел по делам искусств Хабаровского крайисполкома. Оп.1, ед. хр. 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18. Фонд 1738 — Хабаровское отделение Союза Советских писателей. Оп. 1, ед. хр. 36.
  3. Графика художника М. Г. Козелла // Тихоокеанская звезда. 1943г., 26 декабря.
  4. Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны — М., Издательство Академии художеств СССР, 1951г.
  5. Московские художники в дни Великой Отечественной войны — М., «Плакат», 1981г.
  6. Музы в шинелях: советская интеллигенция в годы Великой Отечественной войны: документы, тексты, воспоминания. — М., РОССПЭН, 2006г.
  7. Работы художников на московскую выставку // Тихоокеанская звезда. 1943г., 21 сентября.
  8. Трудный путь к Победе: Сборник документов государственного архива Хабаровского края о Великой Отечественной войне (22 июня 1941г. — 9 мая 1945г.) и войне СССР с Японией (9 августа 1945г. — 3 сентября 1945г.) — Хабаровск: Частная коллекция, 2005г.
  9. Шитиков А. П. Край наш Хабаровский. История. Природа. Народное хозяйство. Культура — Хабаровск, Книжное издательство, 1970г.
Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, художник, Хабаровск, Дальний Восток, изобразительное искусство, плакат, работа, Владивосток, война, дело Искусств.


Похожие статьи

Изменение социальных ролей и социального статуса женщины на Дальнем Востоке РСФСР в годы Великой Отечественной Войне (1941-1945 гг.)

Особенности формирования образов Первой мировой войны в исторической памяти советского общества в 1930-е гг.

Влияние работы ДОСААФ СССР в 1965–1985 гг. на развитие советской провинции и регионов

Роль административно-территориальной реформы в трансформации повседневной жизни якутского села накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

Теоретические и практические аспекты влияния русской национальной культуры на формирование ценностных ориентаций личности

Методический аспект формирования образа Я ребенка 5-6 лет, как фактора вхождения в социум

Социально коммуникативное развитие младших школьников с ОВЗ как научно-педагогическая проблема

Роль комсомольских организаций Дальнего Востока РСФСР в сфере развития культуры и просвещения населения в регионе в 1922–1926 гг.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема

Трансформации тюменской правоохранительной системы в контексте революционных событий 1917 года

Похожие статьи

Изменение социальных ролей и социального статуса женщины на Дальнем Востоке РСФСР в годы Великой Отечественной Войне (1941-1945 гг.)

Особенности формирования образов Первой мировой войны в исторической памяти советского общества в 1930-е гг.

Влияние работы ДОСААФ СССР в 1965–1985 гг. на развитие советской провинции и регионов

Роль административно-территориальной реформы в трансформации повседневной жизни якутского села накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

Теоретические и практические аспекты влияния русской национальной культуры на формирование ценностных ориентаций личности

Методический аспект формирования образа Я ребенка 5-6 лет, как фактора вхождения в социум

Социально коммуникативное развитие младших школьников с ОВЗ как научно-педагогическая проблема

Роль комсомольских организаций Дальнего Востока РСФСР в сфере развития культуры и просвещения населения в регионе в 1922–1926 гг.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема

Трансформации тюменской правоохранительной системы в контексте революционных событий 1917 года

Задать вопрос