Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Международно-правовое регулирование труда несовершеннолетних работников

Научный руководитель
Юриспруденция
22.12.2025
5
Поделиться
Аннотация
В статье исследуется комплекс международно-правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних лиц. На основе анализа ключевых конвенций Международной организации труда (МОТ) и Организации Объединенных Наций раскрываются основополагающие принципы защиты труда несовершеннолетних: установление минимального возраста, запрет на эксплуатацию и опасный труд, ограничение ночного труда, обязательность медицинского освидетельствования. Рассматривается влияние международных стандартов на национальное законодательство, в частности, на примере Российской Федерации. Подчеркивается актуальность совершенствования правовых механизмов, направленных на баланс между правом подростков на труд, защитой их здоровья, полноценным развитием и получением образования.
Библиографическое описание
Пустовая, А. Е. Международно-правовое регулирование труда несовершеннолетних работников / А. Е. Пустовая, В. М. Керпелец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 51 (602). — URL: https://moluch.ru/archive/602/131719.


Актуальность темы обусловлена тем, что вопрос правового регулирования труда несовершеннолетних работников занимает особое место в системе международного и национального трудового права. Сложность заключается в том, чтобы одновременно поддержать их право на социализацию и заработок и обеспечить защиту их физического и психического здоровья и нравственного развития. Это глобальная проблема, имеющая как экономические, так и социальные причины. Из-за своей уязвимости в силу психофизиологической незрелости и правовой неосведомленности несовершеннолетние работники нуждаются в дополнительных правовых гарантиях.

Формирование международных стандартов в области труда несовершеннолетних началось в начале XX века, когда была создана в 1919 году Международная организация труда (далее — МОТ). Ее трехсторонняя структура, объединяющая правительства, работодателей и работников, позволила выработать взвешенные и реалистичные нормы [13, с. 317].

Ключевым универсальным документом, заложившим правовую основу защиты детей, стала Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года. Ее статья 32 прямо обязывает государства-участники защищать ребенка от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, развития или образования [11]. На государства возлагается обязанность устанавливать минимальный возраст для приема на работу, определять требования к условиям и продолжительности труда, а также предусматривать меры ответственности за нарушения [11].

Однако основной массив специальных норм сосредоточен в конвенциях МОТ. Главными стали две конвенции: Конвенция № 138 (1973 г.) о минимальном возрасте, которая установила общий принцип, заключающийся в том, что минимальный возраст не должен быть ниже возраста окончания обязательного образования и, как правило, не ниже 15 лет (13 лет для легкого труда, не наносящего ущерба учебе и здоровью; 18 лет для опасных и вредных работ) и Конвенция № 182 (1999 г.) о наихудших формах детского труда, потребовавшая от государств немедленных действий по искоренению рабства, принудительного труда, использования в проституции, порнографии, незаконной деятельности (в частности, наркоторговли) и любой иной работы, способной нанести непоправимый вред здоровью, безопасности или нравственности ребенка [9] [10].

Эти фундаментальные акты дополняют отраслевые и специальные конвенции. Так, более ранние конвенции конкретизируют принцип установления минимального возраста для отдельных отраслей: № 58 (1936) — для работы в море; № 33 (1932) — для непромышленных работ; № 123 (1965) — для подземных работ в шахтах. Документы о медицинском освидетельствовании (№ 77 (1946) для промышленности, № 78 (1948) для непромышленных работ, № 124 (1965) для подземных работ) ввели обязательные предварительные и ежегодные медосмотры для несовершеннолетних за счет работодателя для определения пригодности к конкретному труду в целях установления «барьера» на пути к опасным для здоровья видам деятельности [3] [4] [8]. Конвенции, ограничивающие ночной труд (№ 79 (1946), № 90 (1948)), закрепили запрет и строгую регламентацию использования труда лиц моложе 18 лет в ночное время, устанавливая исключения лишь для профессиональной подготовки в отдельных отраслях в целях защиты не только физического здоровья, но и нормального режима жизни и учебы подростка [5] [6].

Российская Федерация, являясь участницей основных конвенций МОТ и Конвенции о правах ребенка, воплотила их принципы в Трудовом кодексе РФ (далее — ТК РФ) и специальных федеральных законах. Так, ст. 63 ТК РФ закрепляет возрастные рамки для заключения трудового договора (общее правило — с 16 лет), ст. 92 и 94 ТК РФ — сокращенную продолжительность рабочего времени, ст. 265 ТК РФ содержит запрет на применение труда лиц до 18 лет на тяжелых, вредных и опасных работах [12]. Обязательность предварительного и ежегодного медицинского осмотра установлена ст. 266 ТК РФ [12]. Таким образом, российское законодательство в целом соответствует международным стандартам, формируя специальный охранительный режим для несовершеннолетних работников.

Однако эти правовые нормы так и не смогли полностью решить проблему в мировом масштабе. Глубокое экономическое и социальное неравенство, а также новые реалии нашего времени показали, что между нормативными нормами и реальным положением дел в мире существует огромная пропасть. Главной проблемой остается массовая неофициальная занятость, которая превращает подростков в «невидимых» работников — они работают без договора, а значит, лишаются всех защитных предусмотренных конвенциями гарантий, которые должны им предоставляться.

В том же числе устойчивость наихудших форм детского труда, таких как рабство и работа в опасных условиях (например, на плантациях и в шахтах), в странах, переживающих вооруженные конфликты, миграционные кризисы и экономические потрясения (как, например, пандемия COVID-19) демонстрирует, что одних правовых запретов недостаточно, пока не устранены коренные причины — крайняя нищета, неравенство, разрушение социальных институтов.

Отдельную сложность создает гендерное неравенство. Девочки-подростки сталкиваются с двойной дискриминацией: их чаще привлекают к неоплачиваемой работе в сфере услуг по дому, а также они больше рискуют стать жертвами сексуальной эксплуатации, нередко получают меньшую оплату и концентрируются в низкооплачиваемых секторах.

Стоит упомянуть и появление совершенно новых проблем, с которыми старые правовые подходы справиться не могут. Развитие интернета и цифровой экономики привело к росту так называемой удаленной «платформенной занятости». Подросток, выполняя за компьютером мелкие онлайн-задания, юридически не считается полноценным работником с договором, а значит, он не попадает под защиту трудового законодательства. Очень сложно проверить, сколько ему на самом деле лет, сколько часов он проводит за экраном, как такая работа влияет на его психику (например, если он вынужден просматривать шокирующий материал как модератор), и действительно ли ему платят справедливо. Международное право только начинает искать подходы, как решать эти вопросы. Ситуацию усугубляет и то, что во многих странах законы плохо работают из-за слабых государственных институтов, коррупции и низких штрафов для нарушителей. Поэтому международные стандарты чаще всего не являются реальными инструментами защиты.

Таким образом, для решения проблем на современном этапе предлагается следующее. Во-первых, на законодательном уровне расширить толкование понятия «трудовые отношения» с целью охвата платформенной занятости и защиты прав «цифровых» несовершеннолетних работников и ужесточить административную и уголовную ответственность за использование наихудших форм детского труда, ввести конфискацию доходов, полученных в результате такой эксплуатации. Во-вторых, усилить профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства в отношении несовершеннолетних. В-третьих, расширить влияние Международной программы по искоренению детского труда (ИПЕК) как координатора деятельности МОТ по борьбе с детским трудом.

Литература:

1. Конвенция Международной организации труда № 33 о возрасте приема детей на непромышленные работы (Женева, 30.04.1932). — URL: https://base.garant.ru/2541245/

2. Конвенция Международной организации труда № 58 о минимальном возрасте допуска детей на работу на море (пересмотренная в 1936 г.) (Женева, 24.10.1936). — URL: https://base.garant.ru/2541225/

3. Конвенция Международной организации труда № 77 о медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности (Монреаль, 09.10.1946). — URL: https://base.garant.ru/2540594/

4. Конвенция Международной организации труда № 78 о медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах (Монреаль, 09.10.1946). — URL: https://base.garant.ru/2541214/

5. Конвенция Международной организации труда № 79 об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах (Женева, 09.10.1946). — URL: https://base.garant.ru/2540658/

6. Конвенция Международной организации труда № 90 о ночном труде подростков в промышленности (пересмотренная в 1948 году) (Сан-Франциско, 10.07.1948). — URL: https://base.garant.ru/2540590/

7. Конвенция Международной организации труда № 123 о минимальном возрасте допуска на подземные работы в шахтах и рудниках (Женева, 22.06.1965). — URL: https://base.garant.ru/2541283/

8. Конвенция Международной организации труда № 124 о медицинском освидетельствовании молодых людей с целью определения их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и рудниках (Женева, 23.06.1965). — URL: https://base.garant.ru/2540639/

9. Конвенция Международной организации труда № 138 о минимальном возрасте для приема на работу (Женева, 26.06.1973). — URL: https://base.garant.ru/2540542/

10. Конвенция Международной организации труда № 182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (Женева, 17.06.1999). — URL: https://base.garant.ru/2560459/

11. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/

12. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 29.09.2025). — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/

13. Эриашвили Н. Д. Международно-правовое регулирование труда несовершеннолетних работников / Н. Д. Эриашвили, Г. М. Сарбаев, А. В. Кухарев // Образование и право. — 2021. — № 8. — С. 316–320.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный