Несовершеннолетний в трудовых отношениях: правовой и социально-педагогический аспекты | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Аликина, Е. П. Несовершеннолетний в трудовых отношениях: правовой и социально-педагогический аспекты / Е. П. Аликина. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 158-160. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/141/8019/ (дата обращения: 19.12.2024).

Основным международным документом в области регулирования и защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних является Конвенция ООН о правах ребенка [1]. В ней закреплены основы правового статуса детей, охватывающего все возможные сферы их жизнедеятельности. Несовершеннолетний может выступать субъектом многих правоотношений, в том числе и трудовых. Так, согласно ст. 32, рассматриваемой Конвенции, государства участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и выполнение любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, служить препятствием в получении им образования, наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию несовершеннолетнего.

Политика нашего государства в трудовой сфере направлена на создание условий, способствующих экономической самостоятельности молодежи с учетом социокультурного и образовательного аспекта. Таким образом, на государство возлагается обязанность по принятию национального законодательства в области образования и труда. Как и для всех граждан Российской Федерации, трудовые права несовершеннолетних закреплены в Конституции Российской Федерации. Однако более детально правовой статус несовершеннолетних находит свое отражение в целом ряде норм национального законодательства. Среди нормативно-правовых актов, регулирующих отношения несовершеннолетних в данной области можно особо выделить: ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [3]; Трудовой кодекс Российской Федерации [2]; ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [4], и другие нормативно-правовые акты, носящие комплексный характер.

Основная проблема, требующая решения как на национальном, так и международном уровне сводится к определению предельного возраста, с которого возможно трудоустройство несовершеннолетних, установление гарантий при приеме на работу и увольнения с нее. Согласно трудовому законодательству заключение трудовых договоров допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет [2]. Однако существуют некоторые исключения. Так, Трудовой кодекс Российской Федерации допускает возможность оформления трудового договора между работодателем и несовершеннолетним в возрасте пятнадцати лет, также в исключительных случаях субъектом трудовых отношений может быть несовершеннолетний в возрасте четырнадцати лет или малолетний до достижения возраста четырнадцати лет. Условия, необходимые для трудоустройства детей не достигших шестнадцати лет прямо установлены в законе. По существу, в случае трудоустройства малолетнего, трудовой договор фактически заключается не с самим малолетним работником, а с его родителями. Следует отметить, что в данном случае нарушается один из самых главных принципов трудового права гарантирующих личное заключение трудового договора. В данном случае ребенок не выступает как субъект правоотношений, а является прежде всего объектом (например, для съемок в кино, выступлений в театрах).

Существенным является тот факт, что, согласно пункту 23 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 1 от 28.01.2014 года «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних», родитель(попечитель) несовершеннолетнего, а также орган опеки и попечительства вправе требовать расторжения трудового договора с учащимся, не достигшим возраста пятнадцати лет, в случае, если работа оказывает негативное влияние на здоровье ребенка [5].

Говоря о несовершеннолетних, следует подразумевать лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста. В трудовых правоотношениях они приравниваются в правах к совершеннолетним, но в области защиты и охраны труда, рабочего времени, гарантий и компенсаций, и иных условий труда пользуются льготами, установленными законодательством [7. с.104]. Следовательно, объем трудовых прав несовершеннолетних гораздо больше, чем у работников, достигших возраста восемнадцати лет. Прежде всего, следует отдать должное многочисленному ряду льгот и гарантий предоставленных несовершеннолетним трудовым законодательством, как на международном так и на национальном уровне. В качестве льгот и гарантий, в частности, можно выделить: сокращенный рабочий день; ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью тридцать один календарный день; право использовать ежегодный отпуск в любое удобное для несовершеннолетнего время; ежегодный бесплатный медицинский осмотр; запрещение применять труд лиц моложе восемнадцати лет на тяжелых работах, на работах с вредными или опасными условиями труда; запрещение привлекать несовершеннолетних к работе в ночное время и к сверхурочным работам; ограничение предельных норм переноски и передвижения тяжестей; запрет на расторжение трудового договора без согласия государственного инспекции труда, комиссии по делам несовершеннолетних. С несовершеннолетними не может быть заключен договор о полной материальной ответственности, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию.

Необходимо сказать и о трудовых гарантиях, принятых в интересах детей, лишенных родительского попечения. Согласно ст. 9 Федерального закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет ведут с ними профориентационную работу и осуществляют диагностику их профессиональной пригодности к той или иной профессии. Данные несовершеннолетние, которые ищут работу впервые, и зарегистрированные в органах службы занятости населения в статусе безработного, вправе получать пособие по безработице, которое подлежит выплате в течении 6 месяцев.

Следует отметить, что с учетом социально-экономического положение государства, в настоящее время, существенным образом ограничивается и нарушается право несовершеннолетних на труд. Можно говорить о том, что работодатели пользуются отсутствием правовой грамотности несовершеннолетних в области труда в свою пользу. В связи с этим приоритетными направлениями государства в области труда являются правовая и социально-педагогическая поддержка несовершеннолетних.

Так Постановлением Пленума Верховного суда № 1 от 28.01.2014 года, судом указано на необходимость реагирования, на факты грубого нарушения прав несовершеннолетних, гарантированных трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, путем вынесения частных определений [6. с.100].

Под социально-педагогической защитой целесообразно понимать дополнительный механизм защиты законных прав и интересов подростков и детей не только в образовательном процессе, но и в условиях социума [8. с.22]. Защита несовершеннолетних в сфере труда стало возможным благодаря тому, что Российская Федерация ратифицировала таки нормативные документы, как Конвенция ООН «О правах ребенка», Конвенции МОТ № 5, 29, 138 и другие. Однако, можно сказать, что в полной мере система социальной педагогической защиты трудовых прав несовершеннолетних не реализована, так как в полном объеме не раскрыт педагогический аспект.

На сегодняшний день вопрос трудового воспитания подростков чаще всего рассматривается в традиционном направлении, что подразумевает только профориентацию несовершеннолетних. Следует учитывать тенденции развития нашего общества, а в частности молодого поколения. В связи с этим необходимо применять новые педагогические технологии в том числе применительно к формированию правовой культуры и правовой грамотности несовершеннолетних в области труда.

По средствам труда не только удовлетворяются жизненно важные потребности человека, но и происходит нравственное, эстетическое и физическое развитие личности. Многие юристы, педагоги и психологи отмечают, что у современной молодежи отсутствует элемент самостоятельности. При этом специалисты обращают внимание на то, что для преодоления негативных тенденций в молодежной среде, необходимо активно привлекать несовершеннолетних к трудовой деятельности.

В настоящее время многие несовершеннолетние изъявляют желание трудоустроиться, не только для приобретения экономической независимости от родителей, а в первую очередь для самореализации и установления социальных контактов в обществе. Но возникает другая проблема — количество рабочих мест, которые может предоставить работодатель для несовершеннолетних. Практика показывает, что работодатели либо не хотят трудоустраивать на работу несовершеннолетних, либо принимая их, пренебрегают нормами права. Данная ситуация обусловлена рядом социально-экономических причин:

-        неблагополучие семьи несовершеннолетнего;

-        тяжелое материальное положение многих российских семей, где родители не в состоянии обеспечить своих детей;

-        низкое качество работы образовательных организаций в рамках правового просвещения несовершеннолетних. Педагоги не выявляют причин, которые побуждают ребенка к трудоустройству, не оказывают социально-педагогическую помощь, не пытаются защитить права несовершеннолетних.

Недобросовестные работодатели, прежде всего, ориентируются на дешевую рабочую силу. Несовершеннолетний приступает к работе без оформления трудового договора, по средством чего сложно доказать факт его трудовой деятельности. Соответственно ребенок лишается всех прав и трудовых льгот.

В связи с этим трудоустройство несовершеннолетних преимущественно осуществляют центры занятости населения по различным направлениям. Но и они не могут в полной мере обеспечить рабочие места желающим трудоустроиться несовершеннолетним гражданам. Поэтому у несовершеннолетних появляется потребность самостоятельно осуществлять поиск рабочего места, что в большинстве случаев приводит к нарушению прав несовершеннолетних, которые установлены законодательством.

Практика показывает, что подростки являются одной из самых незащищенных групп населения. Именно по этому, перед государством, а прежде всего законодателем стоит задача выработать комплекс новых предупредительных мер по незаконному использованию труда несовершеннолетних, включая социально-педагогическую защиту. Необходимо воспитывать у несовершеннолетних желание работать в соответствии с трудовым законодательством. Знание своих прав и обязанностей в трудовых правоотношениях в совокупности с желанием ребенка работать обеспечивают прочную основу, как для защиты его прав, так и для воспитания активного гражданина, имеющего представление о социальных ценностях.

 

Литература:

 

1.      Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)// «Сборник международных договоров СССР», выпуск XLVI, 1993.

2.      Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 06.04.2015)// «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.

3.      Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»// «Российская газета», N 147, 05.08.1998.

4.      Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 06.04.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015)// «Российская газета», N 303, 31.12.2012.

5.      Постановление Пленума Верховного суда РФ от 28.01.2014 № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних»// «Российская газета», N 27, 07.02.2014.

6.      Козлов, М. А. Верховный суд РФ ответил на вопросы об особенностях организации труда женщин и несовершеннолетних / М. А. Козлов // Советник бухгалтера государственного и муниципального учреждения.-2014. — № 3.- С. 90–100.

7.      Матвеев, С.П., Мещерякова, Е. И. Образование и труд: права несовершеннолетних в трудовых отношениях / С. П. Матвеев // Территория науки.- 2007.- № 1(2).-С.103–107.

8.      Фазлыева, А. Ф. Социально — педагогическая защита прав несовершеннолетних в сфере труда/ А. Ф. Фазлыева // Социальная педагогика.-2012.- № 3.-С.19–28.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, трудовой договор, ребенок, область труда, трудовое законодательство, Верховный суд, национальное законодательство, полная мера, правовая грамотность, Трудовой кодекс.

Похожие статьи

Развитие личности учащегося в структуре школьного образования: психолого-педагогический аспект

Психолого-педагогическое обеспечение формирования гражданской идентичности в воспитательно-образовательном пространстве

Формирование личности безопасного типа поведения при обучении ОБЖ: психолого-педагогический аспект

Интегрированное обучения дошкольников: философский и психолого-педагогический аспект

Педагогические основы развития социально-активной личности

Организация учебно-воспитательной деятельности: психолого-педагогические аспекты

Межличностные проблемы в среде подростков и их социально-педагогическое значение

Взаимодействие элементов образовательной системы: финансовый и управленческий аспект

Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности и её развитие в дошкольном возрасте

Профессиональное становление специалиста в сфере туризма и гостеприимства: теоретический аспект

Похожие статьи

Развитие личности учащегося в структуре школьного образования: психолого-педагогический аспект

Психолого-педагогическое обеспечение формирования гражданской идентичности в воспитательно-образовательном пространстве

Формирование личности безопасного типа поведения при обучении ОБЖ: психолого-педагогический аспект

Интегрированное обучения дошкольников: философский и психолого-педагогический аспект

Педагогические основы развития социально-активной личности

Организация учебно-воспитательной деятельности: психолого-педагогические аспекты

Межличностные проблемы в среде подростков и их социально-педагогическое значение

Взаимодействие элементов образовательной системы: финансовый и управленческий аспект

Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности и её развитие в дошкольном возрасте

Профессиональное становление специалиста в сфере туризма и гостеприимства: теоретический аспект