Статья посвящена исследованию правового статуса несовершеннолетних в трудовых отношениях, а также проблемных вопросов, связанных с трудом несовершеннолетних в Российской Федерации.
Ключевые слова: трудовые права несовершеннолетних, проблемы правового регулирования, несовершеннолетние, трудовые правоотношения.
До XIX века в России детский труд не регламентировался в законодательстве. Лишь к концу XIX века были приняты законы, которые официально его регулировали, и это стало шагом для последующего развития трудового законодательства уже в советской России. Постепенно выработалось законодательство, которое обеспечивало лицам до 18 лет право на медицинский осмотр, кроме того, вводился запрет на сверхурочный и ночной труд, запрет работы в выходные дни. Конвенция о правах ребенка 1989 года определила границы прав несовершеннолетних, и стала главным международным документом, на который опиралось законодательство всех государств, к этой Конвенции присоединившихся. Можно сделать вывод, что история развития трудовых прав ребенка прослеживалась на протяжении многих лет. Сегодня существует широкая устоявшаяся законодательная база, регулирующая труд несовершеннолетних и обеспечивающая их трудовые права [1, с.231].
Однако стоит отметить, что законодательное регулирование часто оказывается недостаточным для полного обеспечения трудовых прав. Возможности трудоустройства молодых специалистов затруднены, ведь работодатели не заинтересованы оформлять трудовые отношения с несовершеннолетними.
Думается, что вопросы теории и практики трудовых отношений несовершеннолетних граждан является актуальной темой, а существующие проблемы достаточно остро стоят для современного общества и требуют внимания государства в целях обеспечения сменяемости на рынке труда и свободы человека распоряжения своими трудовыми ресурсами. Конституция РФ в ст. 37 провозглашает свободу труда, но не предусматривает особых положений для некоторых уязвимых категорий субъектов. Хотя, с другой стороны, включение в Конституцию положений, которые выделяли бы права некоторых субъектов перед другими, повлияло бы на принцип равенства каждого человека перед законом. Однако дополнительно регламентировать права несовершеннолетних и пристально следить за их доскональным соблюдением необходимо, ведь несовершеннолетние — одна из самых уязвимых групп населения.
Детальная регламентация правового статуса несовершеннолетних находит свое отражение в целом ряде иных нормативных правовых актов, к числу которых можно отнести ГК РФ и ТК РФ, глава 42 которого устанавливает особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Однако, несмотря на наличие отдельной главы в ТК РФ, законодательство в области прав на труд несовершеннолетних не решает всех проблем [2].
Стоит сказать, что в трудовом праве можно с долей условности выделить основные направления регулирования трудовых правоотношений. Во-первых, регулирование трудовых отношений всех субъектов вне зависимости от особенностей их правового статуса. Во-вторых — регулирование трудовых отношений, в которых задействованы специальные категории работников с особенностями в правовом статусе [3, с.248].
Особенность правового положения несовершеннолетних в трудовом праве состоит в том, что для них установлены определенные гарантии, а также ограничения применения к ним общих норм трудового права. Гарантии, напомним, — это средства, с помощью которых законодатель реализует применение прав и свобод человека. Несовершеннолетним работникам предоставляются гарантии, связанные с обучением, здравоохранением, социальной защитой. Что касается ограничения применения к несовершеннолетним работникам норм трудового законодательства, ярким примером тому служит ограничение материальной ответственности таких работников. Несовершеннолетний несет полную материальную ответственность в ограниченных случаях: когда работодатель доказал умысел работника при причинении вреда. Все вышесказанное говорит о том, что политика государства направлена на то, чтобы повысить социальную защищенность данной категории работников и повышение их качества жизни.
На практике правоприменитель стремится к тому, чтобы уменьшить негативные последствия ранней трудовой деятельности (нормы, направленные на это, отражены в ст.94 ТК РФ). Сокращенное рабочее время, установленное для несовершеннолетних, минимизирует наступление обстоятельств, которые негативно бы сказывались на развитии личности несовершеннолетнего работника. Кроме того, нужно упомянуть права, которые предоставляются работникам до 18 лет: выходные дни, соблюдение рабочего времени, право на получение заработной платы, социальное страхование, право отстаивать свои права в коллективном и индивидуальном порядке. Все эти права — важная часть правового статуса несовершеннолетнего работника в трудовых правоотношениях.
Разработанность законодательной базы по обеспечению трудовых гарантий лицам до 18 лет, однако, не означает, что на практике не возникает проблем. Наблюдаются нарушения трудового законодательства в отношении несовершеннолетних, о чем свидетельствуют проверки, которые проводятся органами федеральной инспекции труда. Показательны данные на сайте Роструда, полученные в ходе проведения проверок соблюдения трудового законодательства, в результате которых Роструд выделил основные нарушения, допускаемые работодателями в отношении несовершеннолетних. Среди них — нарушения срока расчета при увольнении работника, привлечение к сверхурочной работе, невключение в трудовой договор с несовершеннолетним обязательных условий, предусмотренных законодательством. Кроме того, нередко работодатели нарушают правила охраны труда: среди «нарушений по охране труда в отношении несовершеннолетних работников — допуск к работе без инструктажа или предварительно медицинского осмотра и необеспечение средствами индивидуальной защиты».
Приведенные факты говорят о нежелании работодателей соблюдать закон, а также и том, что в действующем законодательстве, регулирующем труд несовершеннолетних есть недостатки. Это происходит в условиях, когда порядка 35–40 % учащихся подростков в России являются участниками трудовых отношений [4].
Проанализировав вышесказанное, можно сказать, что обеспечение трудовых гарантий несовершеннолетним лицам производится плохо, несмотря на проработанность законодательства. Государственные органы и профсоюзы далеко не всегда с достаточной эффективностью могут повлиять на трудовые правоотношения, складывающиеся с несовершеннолетними работниками, и плохо реагируют на нарушение прав таких работников. Это создает проблемы для данной категории лиц, связанные с надлежащей и полной реализацией своего права на труд. Обстоятельства, перечисленные выше, требуют изменения трудового законодательства. Для более эффективного регулирования отношений по поводу увольнений работников может быть принята такая мера, как постановка несовершеннолетних работников на учет в службе труда и занятости, а также развитие центров подготовки и переподготовки специалистов. Хотя постановка на учет таких работников может понизить мотивацию работодателей принимать их на работу, ведь это связано как с бюрократическими процедурами, так и с усилением контроля государственных органов за работодателем.
С другой стороны, последние новости показывают, что законодатель желает выбрать путь упрощения законодательства в этой сфере. В ноябре 2022 года в Государственную Думу РФ был внесен законопроект, который предлагает упростить прием на работу несовершеннолетних [5]. Предлагается исключить согласие органов опеки и попечительства при приеме на работу лица, которое получило общее образование и достигло 14 лет. Это будет касаться выполнения легкого труда, не причиняющего вред здоровью ребенка. Законодатель предлагает, кроме того, ввести условия, при которых работодатель будет освобождаться от обязанности за свой счет проводить медосмотр перед приемом на работу лица до 18 лет. Это будет возможно, если у будущего работника имеются результаты недавнего медосмотра.
Данный законопроект, на наш взгляд, с одной стороны, может повысить желание работодателей принимать на работу несовершеннолетних работников при определенном сценарии. С другой стороны — исключение органов опеки и попечительства из отношений, складывающихся по поводу трудоустройства несовершеннолетних, пусть и только в случае приема на легкую работу, может открыть пути произвола со стороны работодателя. Кроме того, предварительный медосмотр фактически будет выполняться работниками за свой счет. Тем не менее, все зависит только от добросовестности работодателей и бдительности органов по охране труда.
Подводя итог, можно сделать вывод, что проблемы правового положения несовершеннолетних работников и возникающие в связи с этим проблемы в трудовых правоотношениях видит и законодатель, и в ближайшее время стоит ждать обновлений Трудового кодекса РФ. Однако, на наш взгляд, изменения законодательства в данной сфере мало, необходимо, кроме этого, обеспечивать более эффективные механизмы контроля и надзора за исполнением законодательства, развитие и поощрение деятельности гражданского общества (профсоюзных объединений), повышение уровня правовой культуры как среди работодателей, так и среди работников.
Литература:
- Чашин А. Н. Теория государства и права: учебник / 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Эксмо, 2019. (Российское юридическое образование). 512 c.
- Чиглинцева А. А., Сайфутдинова В. М. Особенности трудоустройства несовершеннолетних // E-Scio. 2021. № 5 (56).
- Иванкина Т. В., Маврин С. П. Трудовое право России. СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2019. 500 c.
- Солопов О. В. Правовой статус несовершеннолетних в системе регулирования трудовых отношений в современной России // Право и политика. 2020. № 4.
- URL: https://ria.ru/20221109/trudoustroystvo-1830208211.html