Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Современные игровые технологии в процессе сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Педагогика
13.12.2025
Поделиться
Библиографическое описание
Черниченко, В. А. Современные игровые технологии в процессе сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста / В. А. Черниченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 50 (601). — С. 665-666. — URL: https://moluch.ru/archive/601/131354.


Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в сфере сенсорного развития детей возраста до 3-х лет через использование современных игровых технологий.

Мир входит в жизнь детей постепенно, и для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого закладывается фундамент умственного развития, от которого будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша. И здесь на помощь воспитателю приходят игровые технологии — фундамент всего дошкольного образования.

Что такое игровая технология, и какова её роль для дошкольника?

Цель игровой технологии — не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Игровые технологии направлены и на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, сенсорных процессов, творческих способностей.

Чтобы правильно организовать работу и достичь желаемого результата, воспитатель обязан знать:

1) Что включает в себя понятие «сенсорное развитие»?

2) Какие задачи решаются?

3) С помощью каких игровых технологий можно их решить?

Практическая часть.

С помощью каких игровых технологий мы сможем реализовать данные задачи? (ответы участников).

Игровые технологии.

— Предлагаю по описанию назвать игровые технологии, применяемые для сенсорного развития ребенка:

1. Движение способствует нейрогенезу. Мозг развивается в движении. Тело связано с эмоциями, а эмоции с телом. Обучение в движении приносит радость! Назовите данную технологию? (VAY TOY).

Подвижные развивающие игры VAY TOY специально созданы для развития сообразительного, общительного и здорового ребенка. В ходе данных игр происходит развитие не только логики, памяти, внимания, пространственного мышления, речи, но и мелкой моторики. Ребенок производит с детьми разные действия — ощупывает, крутит, вертит, переворачивает, накладывает, убирает, кладет в мешочки и достает их обратно — разве это не способствует развитию мелкой моторики?

ЗАДАНИЕ: выберите из предложенных задач, те, которые решает педагог в ходе данной технологии, и выделите, которая к данной технологии не относится:

– учить детей определять основные признаки предмета (цвет, размер, форма) по отдельности;

– учить распознавать фигуру по всем трем критериям в совокупности;

– учить узнавать фигуры по описанию;

– развивать логику, внимание и наблюдательность;

– учить детей различать толщину предмета;

– формировать элементарные математические понятия.

2. Игры с этим природным материалом для детей — это не только веселое время препровождение, это простые полезные упражнения, которые помогают учиться и развиваться. Что это за технология? (Песочная терапия, игры с песком).

Песочная терапия. Особенности и актуальность игр состоит в том, что в процессе игры дети развивают мелкую моторику рук, кроме того это доступный природный материал, который практически не способен вызывать аллергические реакции, он помогает успокоить непосед и делает более активными тихонь. Знакомьте ребенка с новыми играми и способами взаимодействия с природой!

Задание «Угадай на ощупь»

Рассмотрите предметы, которые лежат на подносе, закройте глаза (прячет их в песок). На ощупь определите, что за предмет нашли в песке, достаньте и проверьте правильность предположения.

Предметы: яблоко, гриб, пирамидка.

Описание:

– яблоко — круглое, гладкое, маленькое.

– колечко с пирамидки — круглое, посередине дырочка.

– гриб — гладкая шляпка на ножке.

3. Хочется, сказать еще об одной игровой технологии.

Развивающие игры данного автора — это творческая методика. В основу игр заложены три основных принципа — интерес, познание, творчество.

Это не просто игры — это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают малыша к мышлению и творчеству. («Сказочные лабиринты игры В. В. Воскобовича»).

Вопрос воспитателям:

— Какие игры В. В. Воскобовича используются для сенсорного развития детей возраста до 3-х лет? (ответы педагогов).

— Предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес»;

— «Коврограф Ларчик»;

— Квадрат Воскобовича 2-х цветный и т. д.

Задание: предлагаю название игры, оборудование и содержание. Составьте задачи к данной игре.

Название: «Помоги гномикам найти свой домик».

Материалы и оборудование : пособие «Разноцветные квадраты», набор карточек «Разноцветные гномы» (Кохле, Желе, Зеле, Селе) и круги — липучки.

Ход игры: Однажды гномы гуляли на полянке. И вот на небе появилась большая дождевая туча. Туча закрыла солнышко. На полянке стало темно, и пошел дождь. Гномики Кохле, Охле, Желе, Зеле испугались. В темноте они не могут найти свои домики. Я вам предлагаю зажечь фонарики над их домиками. Для этого нам надо прикрепить разноцветные кружки большого размера над квадратами такого же цвета. А теперь под квадраты поставьте соответствующие по цвету картинки.

Задачи: Закреплять знания детей о цветах. Формировать умение классифицировать предметы по цвету.

Подводя итоги сказанного, хочу сделать вывод, что применение игровых технологий в педагогической работе помогает влиять на качество образовательной деятельности с детьми и позволяет осуществлять текущую коррекцию её результатов.

Игра — это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, и надо организовать ее так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь.

Рефлексия. Упражнение «Неоконченное предложение» .

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам закончить предложения, написав в чате ответ:

– практикум помог мне …

– в ходе практикума мне было…

– я оцениваю практикум…

Литература:

1. Сергеева И. С. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников: методические рекомендации / И. С. Сергеева, Ф. С. Гайнуллова. — М.: КНОРУС, 2016. — 112 с.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №50 (601) декабрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 665-666):
Часть 10 (стр. 653-721)
Расположение в файле:
стр. 653стр. 665-666стр. 721

Молодой учёный