Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в сфере сенсорного развития детей возраста до 3-х лет через использование современных игровых технологий.
Мир входит в жизнь детей постепенно, и для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого закладывается фундамент умственного развития, от которого будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша. И здесь на помощь воспитателю приходят игровые технологии — фундамент всего дошкольного образования.
Что такое игровая технология, и какова её роль для дошкольника?
Цель игровой технологии — не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Игровые технологии направлены и на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, сенсорных процессов, творческих способностей.
Чтобы правильно организовать работу и достичь желаемого результата, воспитатель обязан знать:
1) Что включает в себя понятие «сенсорное развитие»?
2) Какие задачи решаются?
3) С помощью каких игровых технологий можно их решить?
Практическая часть.
— С помощью каких игровых технологий мы сможем реализовать данные задачи? (ответы участников).
Игровые технологии.
— Предлагаю по описанию назвать игровые технологии, применяемые для сенсорного развития ребенка:
1. Движение способствует нейрогенезу. Мозг развивается в движении. Тело связано с эмоциями, а эмоции с телом. Обучение в движении приносит радость! Назовите данную технологию? (VAY TOY).
Подвижные развивающие игры VAY TOY специально созданы для развития сообразительного, общительного и здорового ребенка. В ходе данных игр происходит развитие не только логики, памяти, внимания, пространственного мышления, речи, но и мелкой моторики. Ребенок производит с детьми разные действия — ощупывает, крутит, вертит, переворачивает, накладывает, убирает, кладет в мешочки и достает их обратно — разве это не способствует развитию мелкой моторики?
ЗАДАНИЕ: выберите из предложенных задач, те, которые решает педагог в ходе данной технологии, и выделите, которая к данной технологии не относится:
– учить детей определять основные признаки предмета (цвет, размер, форма) по отдельности;
– учить распознавать фигуру по всем трем критериям в совокупности;
– учить узнавать фигуры по описанию;
– развивать логику, внимание и наблюдательность;
– учить детей различать толщину предмета;
– формировать элементарные математические понятия.
2. Игры с этим природным материалом для детей — это не только веселое время препровождение, это простые полезные упражнения, которые помогают учиться и развиваться. Что это за технология? (Песочная терапия, игры с песком).
Песочная терапия. Особенности и актуальность игр состоит в том, что в процессе игры дети развивают мелкую моторику рук, кроме того это доступный природный материал, который практически не способен вызывать аллергические реакции, он помогает успокоить непосед и делает более активными тихонь. Знакомьте ребенка с новыми играми и способами взаимодействия с природой!
Задание «Угадай на ощупь»
Рассмотрите предметы, которые лежат на подносе, закройте глаза (прячет их в песок). На ощупь определите, что за предмет нашли в песке, достаньте и проверьте правильность предположения.
Предметы: яблоко, гриб, пирамидка.
Описание:
– яблоко — круглое, гладкое, маленькое.
– колечко с пирамидки — круглое, посередине дырочка.
– гриб — гладкая шляпка на ножке.
3. Хочется, сказать еще об одной игровой технологии.
Развивающие игры данного автора — это творческая методика. В основу игр заложены три основных принципа — интерес, познание, творчество.
Это не просто игры — это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают малыша к мышлению и творчеству. («Сказочные лабиринты игры В. В. Воскобовича»).
Вопрос воспитателям:
— Какие игры В. В. Воскобовича используются для сенсорного развития детей возраста до 3-х лет? (ответы педагогов).
— Предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес»;
— «Коврограф Ларчик»;
— Квадрат Воскобовича 2-х цветный и т. д.
Задание: предлагаю название игры, оборудование и содержание. Составьте задачи к данной игре.
Название: «Помоги гномикам найти свой домик».
Материалы и оборудование : пособие «Разноцветные квадраты», набор карточек «Разноцветные гномы» (Кохле, Желе, Зеле, Селе) и круги — липучки.
Ход игры: Однажды гномы гуляли на полянке. И вот на небе появилась большая дождевая туча. Туча закрыла солнышко. На полянке стало темно, и пошел дождь. Гномики Кохле, Охле, Желе, Зеле испугались. В темноте они не могут найти свои домики. Я вам предлагаю зажечь фонарики над их домиками. Для этого нам надо прикрепить разноцветные кружки большого размера над квадратами такого же цвета. А теперь под квадраты поставьте соответствующие по цвету картинки.
Задачи: Закреплять знания детей о цветах. Формировать умение классифицировать предметы по цвету.
Подводя итоги сказанного, хочу сделать вывод, что применение игровых технологий в педагогической работе помогает влиять на качество образовательной деятельности с детьми и позволяет осуществлять текущую коррекцию её результатов.
Игра — это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, и надо организовать ее так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь.
Рефлексия. Упражнение «Неоконченное предложение» .
Уважаемые коллеги, я предлагаю вам закончить предложения, написав в чате ответ:
– практикум помог мне …
– в ходе практикума мне было…
– я оцениваю практикум…
Литература:
1. Сергеева И. С. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников: методические рекомендации / И. С. Сергеева, Ф. С. Гайнуллова. — М.: КНОРУС, 2016. — 112 с.

