Статья посвящена актуальной проблеме речевого развития детей дошкольного возраста в современных условиях с использованием игровых технологий.
Ключевые слова: речь, игровые технологии речевого развития, SET технология, мнемотехника, моделирование, технологии активизирующего обучения.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни [1].
К сожалению, в последнее время всѐ больше появляется детей с речевыми нарушениями и это не только врождённые патологии, но и недостаток речевого развития. Родители перестали читать детям книги, говорить с ними на различные темы, играть в речевые игры. Можно сказать, что появился дефицит речевого общения.
Сказать можно, что возникла дефицитная речевая коммуникация.
По Федеральному государственному образовательному стандарту детского сада одна из главных задач — развитие речи детей в дошкольном возрасте.
В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новым является решение речевых задач в контексте детской деятельности, не переводя ее в учебную по форме и методам воздействия [3].
Для активной коммуникации важно новейшее использование различных учебных ситуаций, смену партнеров речи, создание коммуникационных ситуаций в виде обобщенных моделей игр и речи, использование различных методик и методов.
Сейчас в процессе образовательного процесса дошкольных организаций широко применяются технологии игр. Такой выбор основан на том, что игра — это ведущая деятельность детей дошкольного возраста.
Понятие «современные педагогические игры в обучении речи» включает достаточно широкую группу методик и методов организации учебного процесса в виде различных образовательных игр.
Дошкольное время — самый благоприятный период для использования игровой техники в учебном процессе.
При выборе технологии мы ориентируемся к следующим требованиям:
– первостепенное — развитие коммуникационных умений детей в дошкольном возрасте;
– содержание технологии ориентировано на то, чтобы повысить позицию субъекта в коммуникации и речи;
– у него есть здоровьесберегающий характер;
– основан на аналичностном взаимодействии ребенка;
– прослеживаются взаимосвязи познавательной и речевой деятельности;
– обеспечиваются активные речевые практики каждого ребёнка с учетом того, что каждый ребенок имеет активную речь и его индивидуальные особенности.
Игровая форма образовательной деятельности создается игровым мотивом, который выступает средством побуждения.
Образовательная деятельность детей стимулирует их к образовательным занятиям.
Реализация игрового приема и ситуации осуществляется в таких основных направлениях:
– дидактические цели ставятся перед детьми как игровая задача;
– образовательные мероприятия подчиняются правилам игровой деятельности;
– в качестве его средства используется развивающий материал;
В образовательной деятельности вводится элемент конкурса, переводящий дидактические задачи в игровые;
Успешно выполнение дидактики связано с результатом игры.
Подробнее хочется остановиться на одной из игровых технологий развития речи, эффективно применяемых с детьми в дошкольном возрасте.
Set-технология — приём технологии развития креативного мышления, творчества. Эти технологии эффективны для развития познавательной и речевой сферы. Сет (Set) — это английское слово, в широком смысле означающее «набор» или «серию». Эта технология разработана на основе ТРИЗа.
Сети бывают разными: спорт — набор занятий, музыка — подбор песни к празднику, фото — подбор фотографий животных и животных.
Сет начинает с какой-либо центральной фигуры, создание ее непредсказуемо.
Правила создания Set: дается «пространство» — картина пустой в рамке, а также набор различных изображений. Хорошо, хорошо, хорошо, Основное изображение помещается в центр картины, а к нему уже крепятся изображения, как-то взаимосвязанные с центральным изображением, которые можно объяснить логически. По завершении заполнения поля создается картина с обратной стороны с элементами, которые размещаются на поле заполнения. В процессе создания Set обязательно проговариваются все действия, а дети в конце рассказывают о том, что они получили, дети в процессе всей работы по этой технологии общаются, общаются.
Существуют разные виды сетевых сетов, такие как цепная сетка, когда в новом сетевом сете строится новый предмет, образ, который находился в ранее сетевом сете. Такие цепные сеты можно множество и их можно отдельно ставить.
Другая эффективная игровая технология развития речи — технология мнемотехники, включающая различные методы, которые облегчают память и увеличивают объём памяти, создавая дополнительные ассоциации. Применяется не изображение предмета, а символы его, чтобы опосредованно запоминать, максимально близко к речевым материалам. Работа начинается с простых мнемоугольников, потом переходя на мнемодорожки, а затем — на мнемотаблицы. В памяти детей остаются отдельные изображения: лоток — зеленый, ягодок — красный. Позже упрощается или заменяется еще одной заставкой — изображение персонажа в графическим виде.
Еще одна из игровой технологий развития речи — моделирование речи. Особенно эффективны модели при изучении стихов. Суть в том, что ключевые слова или слова в каждой строке стиха «кодируются» подходящей для смысла картинки. Поэтому все стихи автоматически зарисовываются. После чего ребенок, ориентируясь на графические изображения, весь стих воспроизводит по памяти. На начальной стадии предлагается готовый план, а в процессе подготовки ребенок активно участвует в процессе создания своего плана. Эффективными в развитии речевого развития дошкольников выступают и методики активизации обучения автора Белобрыкин О. А. Лингвистические игры, которые представлены в этой методике, позволяют развитию различных видов речевой деятельности, проявлению инициативы детям. К примеру, предлагается полностью назвать пословицы лишь двумя словами: «кормить», «портить» — «Труд кормить, лень портить»; «дом», «стены» — «Дома и стены помогают».
Поэтому использование игровой техники в развитии дошкольников способствует успеху речевого развития: расширение словарного запаса детей, повышение речевой активности, развитие умения выделять основное, развитие мыслительной деятельности, наблюдательности.
Технологии игр используются как в организованной учебной деятельности, так и в различных учебных ситуациях, режимных ситуациях.
Литература:
1. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников/ М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М.: Академия, 2000. — 159 с.
2. Двинянинова, Ю. А. Творческие игры в старшем дошкольном возрасте / Ю. А. Двинянинова // Воспитатель ДОУ. — 2009. — № 12. — С. 43–47.
3. Сборник федеральных нормативных документов для руководителей дошкольных образовательных организаций / авт. сост. Т. В. Волосовец. — 2-е изд. — М.: ООО «Русское слово-учебник», 2015. — 456 с.