Современные игровые технологии в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
Авторы: Саяпина Любовь Ивановна, Чиликова Дарья Сергеевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (52) апрель 2022 г.
Дата публикации: 18.03.2022
Статья просмотрена: 333 раза
Библиографическое описание:
Саяпина, Л. И. Современные игровые технологии в развитии речи детей старшего дошкольного возраста / Л. И. Саяпина, Д. С. Чиликова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 4 (52). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/220/7186/ (дата обращения: 16.12.2024).
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни [1].
Известный философ Людвиг Витгенштейн сказал: «Границы моего языка — это границы моего мира» . Мы используем речь как способ передачи своих мыслей. Речь по праву считается одной из главных потребностей и человека. Именно речь отличает нас от других представителей живого мира. Непосредственно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Именно в дошкольном возрасте начинают проявляться недостатки речевого развития детей, а также индивидуальные особенности.
Язык — это ценный инструмент, которым мы должны вооружать детей. Как таковой, он должен постоянно совершенствоваться, чтобы они могли лучше общаться с другими по мере того, как они переходят от игровых занятий к более разнообразным учебным концепциям и ситуациям.
Речь — это прежде всего социальное явление, средство общения. Это инструмент для улучшения когнитивных навыков. Речь развивается, в ней становится больше слов и фраз, она становится разнообразной, образной и богатой.
Другими словами, дети изучают свой родной язык с помощью языковой деятельности «слушание» и «говорение». Вот почему важно знать и обладать условиями для языковой деятельности ребенка.
К сожалению, в последние годы увеличилось число детей с нарушениями речи, и нередки случаи, когда наблюдаются не только врожденные аномалии, но и недостаточное речевое развитие. В настоящее время проблема языкового развития у детей дошкольного возраста стоит особенно остро, и доля дошкольников с различными нарушениями речи стабильно высока. Дети, которые испытывают трудности со звукопроизношением, изучением лексики и грамматических форм, испытывают недостаток словарного запаса и не могут создавать связные предложения. Родители перестали читать детям книги, говорить с ними на различные темы, играть в речевые игры. Можно сказать, что языковая коммуникация несовершенна.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования делают языковое развитие детей дошкольного возраста одним из приоритетных направлений. В контексте его реализации принципиально новым является решение речевых задач в контексте детской деятельности, не переходя к педагогическим в плане формы и воздействия [3].
Новизна и интерес учебных материалов, использование различных учебных ситуаций, смена собеседника, создание ситуаций общения по типу обобщенной модели игрового и разговорного поведения, а также использование различных методов и приемов очень важны для активизации общения.
В настоящее время в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций нашли широкое применение игровые технологии. Такой выбор обусловлен тем, что игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игровая мотивация, как известно, доминирует над учебной, но, что особенно важно, на ее базе формируется готовность к обучению в школе. Психолого-педагогические исследования доказали положительную роль игры в развитии и обучении детей. В своей работе по развитию речи в дошкольных учреждениях я использую игровые технологии для оптимизации корректирующего эффекта, делая процесс обучения наших детей более интересным и приятным, что приводит к более эффективному обучению.
Понятие «современные обучающие игровые технологии в развитии речи» включает в себя довольно обширную группу методов и приемов организации образовательного процесса в виде различных развивающих игр. Дошкольный возраст — наиболее предпочтительное время для применения игровых технологий в образовании. [2]
При выборе технологий ориентируемся на следующие требования:
— первостепенным является развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста;
— содержание технологии ориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности;
— имеет здоровьесберегающих характер;
— основана на личностно-ориентированном взаимодействии с ребенком;
— прослеживается взаимосвязь познавательного и речевого развития;
— обеспечивается активная речевая практика каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
Игровая форма педагогических мероприятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к образовательной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций проходит по таким основным направлениям:
— дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
— образовательная деятельность подчиняется правилам игры;
— развивающий материал используется в качестве ее средства;
— в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
— успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Подробнее хотелось бы остановиться на некоторых игровых технологиях речевого развития, и начать с такой технологии как SETтехнология.
SETтехнология — приём технологии развития креативного мышления, творчества. Эти технологии эффективны для развития познавательной и речевой сферы. Сет (Set) — это английское слово, в широком смысле означающее «набор» или «серию». Эта технология разработана на основе ТРИЗа.
Сеты бывают разные: в спорте — набор упражнений, в музыке — подбор песен ко дню рождения, в фото — подборка фото животных или природы. Сет начинается с какого-либо центрального образа, его создание непредсказуемо.
Правила составления Setа: даётся «пространство»- картина, пустая в рамке и набор разнообразных картинок. В центр картины помещается главный образ, а уже к нему крепятся картинки, которые каким-то образом взаимосвязаны с этим центральным образом, и которые вы можете объяснить логически. По окончании заполнения пространства, создаётся картина на обратной стороне из элементов, которые размещены на заполненном поле. Во время работы по составлению Setа обязательно все действия проговариваются, а в конце дети описывают, что у них получилось, в процессе всего времени работы по данной технологии дети общаются, вступают в диалог.
Существует различные виды сетов, это и цепной сет, это когда новый сет строится от того или иного предмета, образа, который был в предыдущем сете. Таких цепных сетов может быть множество, и могут быть отдельно стоящие сеты.
Существует также мнемоническая технология в качестве эффективной игровой технологии для развития речи. Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга, позволяя полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Актуальность мнемотехники для дошкольников заключается в том, что дети в этот период обладают преимущественно зрительной и образной памятью, а поскольку воспоминания в основном непроизвольны, они способны запоминать события, предметы, факты, явления и т. д., близкие к их собственному опыту. Мнемотехника не использует изображение объекта, но использует его символы в качестве средства для запоминания его как можно ближе к речевому материалу. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам. У детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка — зелёная, ягодка — красная. После этого он усложняется или заменяется другим мнемоническим симвлом-рисунком в графической форме
Ещё одной из игровых технологий по развитию речи является моделирование. Метод моделирования эффективен еще и потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всей образовательной деятельности. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания. Модели особенно эффективны при разучивании стихотворений. Это делается для того, чтобы «закодировать» слова и фразы, которые являются ключевыми словами в каждой строке стихотворения, в соответствующую им картинку. Таким образом, все стихотворение рисуется автоматически. После этого ребенок сможет воспроизвести стихотворение целиком по памяти, основываясь на графическом изображении. На начальном этапе предлагаются готовые схемы планов, и по мере их изучения ребенок начинает активно участвовать в процессе составления собственной схемы.
Технология активного обучения (О. А. Белобрыкина) также эффективна для развития речи у детей дошкольного возраста. Языковые игры, предлагаемые в этой технологии, позволяют развивать различные виды языковой деятельности и проявлять непосредственность к детям. Например, предлагается назвать пословицу целиком всего 2 словами: «кормит», «портит» («Труд кормит, а лень портит»); «дом», «стены» («Дома и стены помогают»).
Игровые технологии используются в различных образовательных ситуациях и повседневной жизни, а также в организованной образовательной деятельности.
Таким образом, использование технологии игры в языковом развитии детей дошкольного возраста способствует успеху языкового развития. У ребенка есть желание играть, он способен выделить главное, развить мыслительную активность, наблюдательность, увеличить словарный запас, систематизировать полученные знания.
Литература:
- Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. — М.: Академия, 2000. — 159 с.
- Двинянинова Ю. А. Творческие игры в старшем дошкольном возрасте // Воспитатель ДОУ. — 2009. — № 12. — С. 43–47.
- Есипова А. А. Методика развития сказочного творчества детей 6–7 лет посредством обучения наглядному моделированию.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».