В статье обоснована целесообразность и эффективность использования компьютерных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста, раскрываются варианты использования компьютерных игр в речевом развитии.
Ключевые слова: речь, развитие речи, игровые технологии, компьютерные технологии, инновационные технологии.
Дошкольный возраст — это период активного освоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Средства массовой информации активно проникают в жизнь детей. Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных организациях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность применения этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии ребенка в целом. (исследования С. Л. Новоселовой, И. Пашелите, Г. П. Петьку, Б. Хантера и др.).
В современных условиях, с широким внедрением новых информационных технологий, проблема речевого развития дошкольника остается актуальной. Ведь именно от уровня развития его речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие.
Многие согласятся, что большинство родителей мало уделяют внимания речи своих детей, поэтому речь дошкольников не отличается особой выразительностью, они часто допускают ошибки в своей речи, ограничиваются односложными ответами. Из-за неразвитости речи, скудности словарного запаса воспитанники теряют интерес к занятиям по развитию речи, нет мотивации к ним. В этом случае на помощь приходят компьютерные технологии как источник мотивации. Компьютерные технологии позволяют погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственную образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной.
Использование компьютерных игр на занятиях, безусловно, имеют ряд преимуществ. Например, представление информации в игровой форме на экране компьютера привлекает ребенка, так как такие игры вызывают у него яркие эмоции. Компьютерные игры становятся увлекательными благодаря интеграции аудио и видеозаписи и тем самым заинтересовывают ребенка через демонстрацию явлений и объектов в динамике.
Кроме того, если дошкольник правильно решает игровую задачу, то любимые персонажи из сказок и мультфильмов поощряют его, повышая уверенность в себе, что особенно важно для детей с заниженной самооценкой.
Использование компьютерных технологий на занятиях по развитию речи имеют ряд преимуществ:
- Представления об окружающем мире расширяются, словарный запас пополняется.
- Дошкольники более логично и последовательно будут выражать свои мысли, глубже понимать смысл слов.
- Будет сформирована возможность передавать свои впечатления от прослушанной музыкальной композиции, от просматриваемой картины или иллюстрации.
- Дети будут использовать художественные достоинства своего родного языка в своей речи, и в конце обучения они проявят желание самостоятельно создавать их.
- Использование компьютерных технологий позволит постепенно воспитывать у ребенка интерес к сказкам, стихам, загадкам.
- При таком подходе будет обоснована предусмотренная взаимосвязь групповой и подгрупповой, совместной и индивидуальной форм организации работы с детьми.
Мы применили компьютерные технологии на практике в центре интерактивного развития детей «Радуга» на базе ФГБОУ ВО «АГПУ» с детьми 5–6 лет. Мы использовали в занятии компьютерные игры, направленные на речевое развитие дошкольников. Данное занятие было направлено на воспитание звуковой культуры речи, на формирование и закрепление новых умений и навыков.
Компьютерные игры для воспитания звуковой культуры речи мы разделили на 2 блока:
1 блок — игры для формирования первоначальных умений и навыков у детей.
2 блок — игры для закрепления умений и навыков.
В первом блоке мы использовали такие игры, как:
- Игра «Найди звук р». Перед детьми стояла задача правильно выделить звук «р» в словах. Если дети правильно выделяли, то картинка менялась и детям снова нужно было найти звук «р».
Аналогичным образом проводились игры и на другие звуки.
Во втором блоке, мы использовали такие игры, как:
- Интерактивная игра «Смешарики». Ребёнок выбирает одну из клавиш, расположенных на экране, и при щелчке на нее мышкой, открывается упражнение с веселым изображением героя — Смешарика, предлагающего поиграть. При нажатии кнопки «дом» происходит возврат к меню выбора другого варианта. При нажатие клавиши «Физминутка», ребенок может отдохнуть, повторяя движения за любимым героем. Эта игра состоит из несколько игр:
– Игра «Угадай-ка». Ребенок должен выбрать предметы и нажать на них курсором мышки, в которых присутствует соответственный звук, проговаривая слова.
- Игра «Ловушка». Детям предлагается «открыть ловушки», т. е. поставить руки локтями на парту, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки». Затем дается задание детям: задается определенный звук. На экране по одной начинают появляться картинки с определенными предметами, если в данной картинке присутствует заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т. е. хлопнуть в ладоши.
Таким образом, занятия с дошкольниками с помощью компьютерных технологий очень интересны и многоплановы, свободно внедряются и совмещаются с работой по программам дошкольных образовательных организаций. Играя в компьютерные игры, дети не замечают, что учатся правильно говорить. Даже плохо говорящие ребята с удовольствием отвечают на вопросы.
Литература:
- Атанов Г. А. Компьютерные «игры» в обучение / Г. А. Атанов // Образовательные технологии и общество. — 2004. — № 2.
- Денисова Т. Р. Компьютер в детском саду [Текст]/Т. Р. Денисова// Ребенок в детском саду, 2010-№ 3-С 77–79.
- Ищенко А. В. Применение ИКТ в детском саду для развития речи дошкольников.
- Сохин Ф. А. Задачи развития речи//Развитие речи детей дошкольного возраста/Под ред. Ф. А. Сохина. — М., 1984.