Использование компьютерных технологий в речевом развитии дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (293) январь 2020 г.

Дата публикации: 20.01.2020

Статья просмотрена: 1950 раз

Библиографическое описание:

Татаринцева, Е. А. Использование компьютерных технологий в речевом развитии дошкольников / Е. А. Татаринцева, Е. Г. Плотникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 461-463. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66536/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье обоснована целесообразность и эффективность использования компьютерных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста, раскрываются варианты использования компьютерных игр в речевом развитии.

Ключевые слова: речь, развитие речи, игровые технологии, компьютерные технологии, инновационные технологии.

Дошкольный возраст — это период активного освоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Средства массовой информации активно проникают в жизнь детей. Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных организациях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность применения этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии ребенка в целом. (исследования С. Л. Новоселовой, И. Пашелите, Г. П. Петьку, Б. Хантера и др.).

В современных условиях, с широким внедрением новых информационных технологий, проблема речевого развития дошкольника остается актуальной. Ведь именно от уровня развития его речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие.

Многие согласятся, что большинство родителей мало уделяют внимания речи своих детей, поэтому речь дошкольников не отличается особой выразительностью, они часто допускают ошибки в своей речи, ограничиваются односложными ответами. Из-за неразвитости речи, скудности словарного запаса воспитанники теряют интерес к занятиям по развитию речи, нет мотивации к ним. В этом случае на помощь приходят компьютерные технологии как источник мотивации. Компьютерные технологии позволяют погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственную образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной.

Использование компьютерных игр на занятиях, безусловно, имеют ряд преимуществ. Например, представление информации в игровой форме на экране компьютера привлекает ребенка, так как такие игры вызывают у него яркие эмоции. Компьютерные игры становятся увлекательными благодаря интеграции аудио и видеозаписи и тем самым заинтересовывают ребенка через демонстрацию явлений и объектов в динамике.

Кроме того, если дошкольник правильно решает игровую задачу, то любимые персонажи из сказок и мультфильмов поощряют его, повышая уверенность в себе, что особенно важно для детей с заниженной самооценкой.

Использование компьютерных технологий на занятиях по развитию речи имеют ряд преимуществ:

  1. Представления об окружающем мире расширяются, словарный запас пополняется.
  2. Дошкольники более логично и последовательно будут выражать свои мысли, глубже понимать смысл слов.
  3. Будет сформирована возможность передавать свои впечатления от прослушанной музыкальной композиции, от просматриваемой картины или иллюстрации.
  4. Дети будут использовать художественные достоинства своего родного языка в своей речи, и в конце обучения они проявят желание самостоятельно создавать их.
  5. Использование компьютерных технологий позволит постепенно воспитывать у ребенка интерес к сказкам, стихам, загадкам.
  6. При таком подходе будет обоснована предусмотренная взаимосвязь групповой и подгрупповой, совместной и индивидуальной форм организации работы с детьми.

Мы применили компьютерные технологии на практике в центре интерактивного развития детей «Радуга» на базе ФГБОУ ВО «АГПУ» с детьми 5–6 лет. Мы использовали в занятии компьютерные игры, направленные на речевое развитие дошкольников. Данное занятие было направлено на воспитание звуковой культуры речи, на формирование и закрепление новых умений и навыков.

Компьютерные игры для воспитания звуковой культуры речи мы разделили на 2 блока:

1 блок — игры для формирования первоначальных умений и навыков у детей.

2 блок — игры для закрепления умений и навыков.

В первом блоке мы использовали такие игры, как:

  1. Игра «Найди звук р». Перед детьми стояла задача правильно выделить звук «р» в словах. Если дети правильно выделяли, то картинка менялась и детям снова нужно было найти звук «р».

Аналогичным образом проводились игры и на другие звуки.

Во втором блоке, мы использовали такие игры, как:

  1. Интерактивная игра «Смешарики». Ребёнок выбирает одну из клавиш, расположенных на экране, и при щелчке на нее мышкой, открывается упражнение с веселым изображением героя — Смешарика, предлагающего поиграть. При нажатии кнопки «дом» происходит возврат к меню выбора другого варианта. При нажатие клавиши «Физминутка», ребенок может отдохнуть, повторяя движения за любимым героем. Эта игра состоит из несколько игр:

– Игра «Угадай-ка». Ребенок должен выбрать предметы и нажать на них курсором мышки, в которых присутствует соответственный звук, проговаривая слова.

  1. Игра «Ловушка». Детям предлагается «открыть ловушки», т. е. поставить руки локтями на парту, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки». Затем дается задание детям: задается определенный звук. На экране по одной начинают появляться картинки с определенными предметами, если в данной картинке присутствует заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т. е. хлопнуть в ладоши.

Таким образом, занятия с дошкольниками с помощью компьютерных технологий очень интересны и многоплановы, свободно внедряются и совмещаются с работой по программам дошкольных образовательных организаций. Играя в компьютерные игры, дети не замечают, что учатся правильно говорить. Даже плохо говорящие ребята с удовольствием отвечают на вопросы.

Литература:

  1. Атанов Г. А. Компьютерные «игры» в обучение / Г. А. Атанов // Образовательные технологии и общество. — 2004. — № 2.
  2. Денисова Т. Р. Компьютер в детском саду [Текст]/Т. Р. Денисова// Ребенок в детском саду, 2010-№ 3-С 77–79.
  3. Ищенко А. В. Применение ИКТ в детском саду для развития речи дошкольников.
  4. Сохин Ф. А. Задачи развития речи//Развитие речи детей дошкольного возраста/Под ред. Ф. А. Сохина. — М., 1984.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, развитие речи, блок, дошкольный возраст, занятие, звук, звуковая культура речи, родной язык, ряд преимуществ.


Похожие статьи

Использование компьютерных технологий в речевом развитии детей с ОВЗ

В статье обоснована целесообразность и эффективность использования компьютерных технологий в развитии речи детей с ОВЗ, раскрываются варианты использования компьютерных игр в речевом развитии.

Современные игровые технологии в процессе развития речи дошкольников

В статье описаны современные игровые технологии и их использование в развитии речи детей дошкольного возраста.

Использование игровых технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста

Статья посвящена актуальной проблеме речевого развития детей дошкольного возраста в современных условиях с использованием игровых технологий.

Использование ТРИЗ-технологий в процессе развития речи дошкольников

В статье описана ТРИЗ-педагогика и использование ее в развитии речи детей дошкольного возраста.

Использование ИКТ на уроках технологии как инновационный метод обучения

В статье рассматривается значение использования информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе. В частности, описываются возможности ИКТ как средства повышения эффективности школьного образования в процессе преподавания технологи...

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий

В статье описан опыт использования здоровьесберегающих технологий в процессе развития речи детей дошкольного возраста. Раскрыты различные подходы к понятию здоровьесберегающих технологий. В статье выделены цель и задачи, изучаемой технологии. Рассмот...

Внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование

В статье рассматривается использование компьютерных игр для образовательной деятельности дошкольников с диагностикой по трём параметрам. Компьютер — мощный инструмент при активизации творческого потенциала ребёнка и осознанное им восприятие программн...

Использование компьютерных игр в экологическом воспитании дошкольников

Статья посвящена проблемам экологического воспитания дошкольников, условиям и средствам организации процесса на основе использования игровых технологий, в том числе компьютерных игр.

Использование игровых педагогических технологий с целью повышения познавательной активности дошкольников старшего возраста

В статье авторы отражают работу по активизации познавательного мышления через использование игровых технологий.

Применение компьютерных технологий в современном обучении детей дошкольного возраста

В работе описывается обучение элемента компьютерной графики, развивает творческие способности, позволяя повысить компьютерную грамотность дошкольников, развивает интеллект и способствует общей подготовке к обучению в школе.

Похожие статьи

Использование компьютерных технологий в речевом развитии детей с ОВЗ

В статье обоснована целесообразность и эффективность использования компьютерных технологий в развитии речи детей с ОВЗ, раскрываются варианты использования компьютерных игр в речевом развитии.

Современные игровые технологии в процессе развития речи дошкольников

В статье описаны современные игровые технологии и их использование в развитии речи детей дошкольного возраста.

Использование игровых технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста

Статья посвящена актуальной проблеме речевого развития детей дошкольного возраста в современных условиях с использованием игровых технологий.

Использование ТРИЗ-технологий в процессе развития речи дошкольников

В статье описана ТРИЗ-педагогика и использование ее в развитии речи детей дошкольного возраста.

Использование ИКТ на уроках технологии как инновационный метод обучения

В статье рассматривается значение использования информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе. В частности, описываются возможности ИКТ как средства повышения эффективности школьного образования в процессе преподавания технологи...

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий

В статье описан опыт использования здоровьесберегающих технологий в процессе развития речи детей дошкольного возраста. Раскрыты различные подходы к понятию здоровьесберегающих технологий. В статье выделены цель и задачи, изучаемой технологии. Рассмот...

Внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование

В статье рассматривается использование компьютерных игр для образовательной деятельности дошкольников с диагностикой по трём параметрам. Компьютер — мощный инструмент при активизации творческого потенциала ребёнка и осознанное им восприятие программн...

Использование компьютерных игр в экологическом воспитании дошкольников

Статья посвящена проблемам экологического воспитания дошкольников, условиям и средствам организации процесса на основе использования игровых технологий, в том числе компьютерных игр.

Использование игровых педагогических технологий с целью повышения познавательной активности дошкольников старшего возраста

В статье авторы отражают работу по активизации познавательного мышления через использование игровых технологий.

Применение компьютерных технологий в современном обучении детей дошкольного возраста

В работе описывается обучение элемента компьютерной графики, развивает творческие способности, позволяя повысить компьютерную грамотность дошкольников, развивает интеллект и способствует общей подготовке к обучению в школе.

Задать вопрос