Каждый педагог мечтает о том, чтобы его ученики не просто запоминали факты, но и умели размышлять, видеть скрытые связи, задавать вопрос «Почему?» и находить на него ответ. Именно поэтому центральной задачей нашей работы, ставшей основой выпускной квалификационной работы, стало глубокое погружение в мир причинно-следственных связей. Мы отправились в педагогическое путешествие с целью сформировать у второклассников познавательные универсальные учебные действия (УУД), а именно — научить их устанавливать эти самые связи и делать выводы, используя силу творчества. Исследование прошло в МБОУ «Гимназия № 14» г. Набережные Челны Республики Татарстан.
Моё путешествие в мир педагогической практики стартовало с тщательной проработки целей и задач. Каждое действие было частью большого плана — индивидуального маршрута, проложенного в соответствии с темой моей ВКР: «Формирование познавательных УУД (умение устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы) у обучающихся 2 класса посредством творческих заданий».
Погружение в атмосферу Гимназии № 14 г. Набережные Челны началось с ознакомления с административным устройством и внутренним распорядком, а также с обязательного инструктажа по технике безопасности. Затем состоялось знакомство с моими будущими подопечными — второклассниками, и их замечательным классным руководителем — Вериной Натальей Анатольевной. Беседы с ней и наблюдения за уроками стали бесценным источником информации, помогающим понять динамику класса и особенности организации учебной деятельности, что позволило точнее настроить наш педагогический компас. Параллельно с практической подготовкой я углублялась в теоретические основы проблемы, создавая прочную научную базу для всего исследования.
Чтобы понять, с чего начинать наше педагогическое приключение, и оценить, насколько успешно оно будет развиваться, было необходимо провести тщательную диагностику. Мы выбрали несколько зарекомендовавших себя методик, позволяющих оценить различные аспекты мышления второклассников:
Для оценки логики событий и прямых связей: Мы использовали методику, которая помогала увидеть, умеют ли дети выстраивать события по порядку и словесно объяснять, что за чем следует.
Для аналитического мышления: Методика Л. С. Выготского и Б. В. Зейгарника «Исключение лишнего» позволяла понять, насколько хорошо дети могут обобщать и выделять главное.
Для прогнозирования: Методика Ж. Пиаже «Закончи историю» давала возможность увидеть, как дети мыслят наперед — могут ли они предсказать последствия действия или, наоборот, восстановить причину по результату.
Эту исследовательскую работу мы развернули в двух вторых классах гимназии: 2 «А» (24 ученика, ставшего нашей экспериментальной группой) и 2 «Б» (25 учеников, нашей контрольной группой).
Констатирующий этап: выявление стартовых позиций.
Первый этап — констатирующий — оказался показательным. Его результаты ярко продемонстрировали, что большинству ребят ещё только предстоит освоить искусство видеть неочевидные связи и формулировать чёткие выводы. Эти данные не только подтвердили актуальность выбранной нами темы, но и стали мощным подтверждением правильности выбранного пути, создав надёжную отправную точку для сравнения с будущими достижениями.
Мы приступили к формирующему этапу. Наша задача состояла в том, чтобы не просто дать знания, а пробудить в детях способность к логическому мышлению через систему творческих заданий. Каждый блок заданий был разработан с учётом возрастных особенностей, учебных предметов и, конечно же, живого интереса второклассников.
Вербально-творческий блок. Здесь слова становились кистью художника логики. В задании «Создай загадку-рассуждение» ребята учились выделять ключевые признаки и их причины, чтобы затем построить на этом остроумные выводы. А в проекте «Редактор сказки» дети примеряли на себя роль сценаристов, предсказывая, как изменится вся история, если изменить один-единственный поступок героя.
Визуально-творческий блок. Мы верили, что логику можно не только говорить, но и видеть! Дети учились наглядно представлять связи: «Рисуем комикс «Причина-Следствие»» помогал графически изображать каждый шаг цепочки, а наш увлекательный «Схема-лабиринт «Почему?» учил строить сложные, многоступенчатые сети взаимосвязей.
Игрово-драматизационный блок. Искры эмоций вспыхивали здесь! Дети не просто рассуждали, они проживали логику через активные действия. В ролевой игре «Суд над явлением» они подбирали аргументы и формулировали выводы, как настоящие адвокаты и судьи. А «Цепочка невероятных событий» развивала гибкость мышления, позволяя быстро выстраивать связи в самых неожиданных ситуациях.
Практико-ориентированный блок. Наконец, этот блок переносил теорию в реальный мир. Мини-проект «Почему моё растение растёт?» давал детям возможность стать настоящими учёными, устанавливая причинно-следственные связи через личные наблюдения и эксперименты.
Программа формирующего этапа была насыщена и включала:
Началось всё с захватывающего внеурочного занятия «Я — юный исследователь: Узнаём тайны роста растений», которое зажгло искорку любопытства, мотивировало к исследованиям и помогло выбрать первые темы.
Затем мы «отредактировали» сказку на уроке литературного чтения в рамках «Редактор сказки: «Заюшкина избушка»», где учились прогнозировать последствия изменения действия героя.
Мы также погрузились в мир загадок природы на занятии по окружающему миру с нашей «Схемой-лабиринт «Почему листья желтеют?», визуализируя сложные природные процессы.
Помимо этого, программа включала занятия по литературному чтению («Сочиняем загадку-рассуждение»), по окружающему миру («Наблюдаем и делаем выводы: Начало проекта») и по технологии/ИЗО («Рисуем комикс «Причина-Следствие»»).
И, конечно, не обошлось без живых игр: мы провели ролевую игру «Суд над Огнем» во внеурочной деятельности, а также повторные погружения в «Редактор сказки» и «Схема-лабиринт «Почему листья желтеют?», чтобы закрепить и углубить приобретенные навыки.
Так, шаг за шагом, через тщательно продуманную и разнообразную систему творческих заданий, интегрированных в учебный процесс и внеурочную деятельность, мы не просто учили, а пробуждали в детях способность видеть мир в его логических связях. Эта целенаправленная работа позволила обеспечить глубокое погружение учащихся в изучение причинно-следственных отношений, создав прочную основу для повышения уровня сформированности данного познавательного УУД. Теперь перед нами стоит не менее важная задача — провести контрольный этап исследования, чтобы оценить реальную динамику и подтвердить эффективность разработанной и апробированной нами системы. Мы с нетерпением ждём новых открытий, которые принесет этот увлекательный путь познания.

