Как задачи открытого типа на уроках биологии способствует развитию дивергентного мышления учащихся 7 классов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Клышина, Л. Л. Как задачи открытого типа на уроках биологии способствует развитию дивергентного мышления учащихся 7 классов / Л. Л. Клышина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10.4 (114.4). — С. 42-45. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29994/ (дата обращения: 17.12.2024).



Обучение в Назарбаев Интеллектуальных Школах Казахстана обращает внимание на такую особенность как необходимость создать условия для раскрытия самых различных способностей талантливых и одаренных детей. Отечественные и зарубежные передовые практики, объединяемые с традиционно сильными сторонами казахстанских школ, включают в себя важное направление - развитие творческого мышления, частью которого является дивергентное мышление. Оно предполагает, что на один вопрос может быть дано несколько ответов, что и является условием порождения неординарных идей и самовыражения личности. Однако, это наименее разработанный вопрос в теории и практике развития таких качеств и свойств мышления ребенка как «дивергентность».

Почему меня заинтересовал именно этот аспект? Начав работу в 7-х классах, я обратила внимание, что учащиеся при постановке учителем открытых вопросов, требующих различных способов решения, оказываются в замешательстве. Большая часть из них вообще не могла прийти к какому-либо решению. Некоторые очень несмело пытались дать ответ. Кроме того, именно с учащимися 7-х классов важно начать работу над научно-исследовательскими проектами. Это даст возможность им развивать свои исследовательские, практические навыки. Также это поможет им осознать, что все знания, которые они получают в школе, ими будут применяться в жизни. Однако, определиться с темой проекта, предложить способы исследования выбранной темы стало серьезным препятствием в данной работе. Таким образом, определилась проблема: у учащихся необходимо развивать способность предлагать множество решений или способов решения задач.

Ставя такой вопрос исследования, я предполагала получить следующие результаты:

- Учащиеся смогут решать задачи открытого типа;

- Учащиеся смогут составлять самостоятельно задачи открытого типа;

- Учащиеся смогут определиться с темой научно-исследовательского проекта и предложат несколько методов исследования.

Для работы по теме исследования мною была изучена литература. Наиболее исследовали данный вопрос российские ученые В.Утемов и П.Горев. Дивергентное мышление способствует развитиюочень умных, творческих личностей. Думаю, сегодня именно такие люди и нужны Казахстану, чтобы войти нашей стране в число 30 конкурентоспособных стран мира.

Преимущества дивергентного мышления огромны. Десятилетия исследований показали, что учащиеся, у которых целенаправленно развивается дивергентное мышления, сразу становятся более творческими, и позже в жизни это им очень помогает.

Для решения проблемы развития у учащихся 7 классов способности предлагать множество решений или способов решения задач мною, в первую очередь, было проведено совместно с с психологом школы тестирование (по Гилфорду) учащихся 7 G класса. Была определена фокус-группа: ученик А (сильный ученик с высоко развитой мотивацией к изучению биологии), ученик В (сильный ученик, но имеющий пассивное поведение, мотивированный скорее внешне – на оценку) и ученик С (со средними способностями, но с высоко развитой мотивацией к изучению биологии). По результатам теста Гилфорда данные ученики имели следующие позиции.

Таблица 1

Результаты тестирования учащихся фокус-группы по тесту Гилфорда

Ф.И.

беглость

гибкость

оригинальность

Общий бал теста

Балл

Процент

Балл

Процент

Балл

Процент

Ученик А

122,6

100%

34,5

69,1%

54

60,6%

242,1

Ученик В

78,1

63,7%

49,9

100%

78

87,6%

218

Ученик С

96,2

78,4%

44,6

89,3%

40

44,9%

204,8

Беглость мышления определяется количеством идей, возникающих в единицу времени. Разброс по показателю «беглость», не может не сказываться на выполнении заданий на уроках: ученики по-разному включаются в выполнение заданий и скорость выполнения у них очень разная. Если ученик А успевает выполнить задания на 100%, то ученик С при таких же условиях выполнит задания всего на 63,7%.

Гибкость мышления - это способность человека к быстрому поиску новых стратегий решения. При одних и тех же обстоятельствах ученик А может предложить всего 69,1 % из предложенных решений в данной группе.

Оригинальность — способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы (одна из основных особенностей творческих людей), но именно оригинальность сложнее всего проявлять, так как часто оригинальные идеи больше всего подвергаются критике и не воспринимаются другими людьми. Таким образом, проведенное тестирование позволило определить проблемные зоны у учеников, для развития которых необходимо составлять задания на дивергентное мышление.

По итогам данного теста мною были предложены задачи открытого типа по биологии.

Рис. 1. Кластер, созданный учащимся к задаче открытого типа №1 по теме «Транспорт веществ у растения»

Такие задачи можно применять на различных этапах урока: для организации вызова, для изучения нового материала, для закрепления изученного. Также можно применять как в группах, так и для индивидуального решения. Причем и сами группы можно формировать как по преобладающим типам мышления, так и по имеющимся способностям. Еще одним способом решения является ознакомление учащихся с алгоритмом решения задач открытого типа, развитием их умения определять тип задачи: исследовательская или изобретательская и соответственно типу определять алгоритм решения. Инновационным методом развития дивергентного мышления является применение инновационной стратегии «Дизайн мышления». Поэтому, при планировании уроков я попыталась использовать все описанные мною способы решения проблемы. Это дало возможность мне применительно к отдельным ученикам определить наиболее результативные из них.

С помощью задач открытого типа произошло развитие глобального мышления учащихся, так как они смогли увидеть свою роль в живой природе планеты, применить свои знания, чтобы показать своим одноклассникам, насколько важно изучать природу и заботиться о ней

Рис. 2. Ученики А и С работает в группе над задачей открытого типа: " ВВС news финансирует проект нового фильма «Рост растений». Предложите сценарий, где вы смогли бы показать рост растений в ролике (инновационный подход «Дизайн мышления»)

Учащиеся стали чувствовать себя более уверенно при решении таких задач, научились расширять рамки собственного видения решения задачи, применяя даже те, которые казались им самыми необычными

Описание: C:\Users\pvlstudent\Desktop\Отсканированные плакаты\20160315090736_00004.jpg20160315090736_00004Рис. 3. ПОПС- рефлексия учащихся

Неожиданным для меня стала возможность с помощью правильно составленных задач открытого типа, предложенных школьникам на этапе вызова, выйти им на цели урока, которые предлагаются в нашей программе. Это еще раз доказало, что задачи открытого типа должны присутствовать в заданиях на уроках.

Я определила, что для ученика А можно использовать все способы развития дивергентного мышления, в то время как для ученика В подходит только организация индивидуальной работы. Причем, если все же и будет работа в группе, то только с теми учениками, кто по уровню развития способностей не уступает ему.

Вместе с тем, пока не удалось выйти на новые темы научно-исследовательских проектов. Учащимся фокус-группы интересно на уроке, но заняться более глубоко изучением определенных тем они пока не готовы. Возможно, это связано со столь непродолжительным временем, которое мы уделяли развитию дивергентного мышления. Ведь в интервью никто из них не отметил, что их способность мыслить дивергентно достигла наивысшего развития.

По результатам исследования в действии школьники не смогли составить самостоятельно задачи открытого типа по изучаемым темам. Думаю, для этого им еще не хватает собственного опыта решения задач открытого типа.

Также наблюдаемый ученик С требует поиска новых стратегий развития, причем это не связано с его способностью дивергентно мыслить, а прежде всего с определенными когнитивными способностями (память, внимание), развитие которых также необходимо для развития дивергентного мышления.

В дальнейшем будем работать с учащимися над составлением задач открытого типа. При организации работы над задачами открытого типа учащиеся пожелали иметь больше различных источников литературы. Поэтому планирую подготовить такой перечень к задачам по темам.

Литература:

  1. «Психология мышления», под редакцией А.М. Матюшкина. – М.: Прогресс, 1965. – 534 с. (с. 433-456) Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. Лекция, прочитанная в Стенфордском университете 13 апреля 1959 г.

2. В.Утемов «Развитие креативности учащихся основной школы. Решая задачи открытого типа»

  1. ЭЭлектронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования» ISSN 2070-7428 "Перечень" ВАК Утемов В.В. Система задач открытого типа как средство креативности школьников

4. Горев П., Утемов В. Практическое руководство по развитию креативного мышления. Методы и приемы ТРИЗ

5. Валерий Михайлов, Павел Горев, Вячеслав Утёмов «Научное творчество. Методы конструирования новых идей»

Основные термины (генерируются автоматически): открытый тип, дивергентное мышление, ученик А, учащийся, задача, способность, ученик В, ученик С, выполнение заданий, сильный ученик.


Похожие статьи

Как решение творческих задач способствует развитию дивергентного мышления учащихся 8 класса

Методические рекомендации по обучению учащихся 7 классов решению задач по информатике на развитие алгоритмического мышления в рамках деятельностного подхода

Влияние стратегий критического мышления на повышение познавательной деятельности учащихся на уроках химии

Активизация познавательной деятельности учащихся через приемы моделирования на уроках биологии

Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики

Особенности обучения младших школьников решению текстовых задач для развития аналитической деятельности

Влияние групповой работы на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

Активизация речевого общения неслышащих детей в процессе внедрения верботонального метода на уроках в начальной школе

Формирование познавательной активности обучающихся на уроках биологии посредством ИК-технологий

Межпредметные задания экологического содержания на уроках математики — одна из форм активизации познавательной деятельности обучающихся

Похожие статьи

Как решение творческих задач способствует развитию дивергентного мышления учащихся 8 класса

Методические рекомендации по обучению учащихся 7 классов решению задач по информатике на развитие алгоритмического мышления в рамках деятельностного подхода

Влияние стратегий критического мышления на повышение познавательной деятельности учащихся на уроках химии

Активизация познавательной деятельности учащихся через приемы моделирования на уроках биологии

Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики

Особенности обучения младших школьников решению текстовых задач для развития аналитической деятельности

Влияние групповой работы на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

Активизация речевого общения неслышащих детей в процессе внедрения верботонального метода на уроках в начальной школе

Формирование познавательной активности обучающихся на уроках биологии посредством ИК-технологий

Межпредметные задания экологического содержания на уроках математики — одна из форм активизации познавательной деятельности обучающихся

Задать вопрос