The article discusses an urgent problem of modern pedagogical management — the conditions for improving the management of the educational process in a group of young children. A mentally favorable environment and psychological and pedagogical conditions conducive to the growth and development of a child at this age are the key to his further successful personal development, socialization, formation and self- realization in society at other age stages. In this regard , an important condition for the effectiveness of the educational process in a group of young children is the socio-pedagogical partnership of the family and preschool institutions .
Keywords: educational process management, socio-pedagogical partnership of family and preschool educational institutions .
Ранний возраст — один из самых важных и ответственных этапов в развитии ребенка, оказывающий существенное влияние на дальнейшее его становление как личности: умственных, физических, творческих способностей, духовно-нравственной сферы. Именно в раннем возрасте, согласно исследованиям психологов и педагогов, закладываются базовые мировоззренческие установки — отношение к миру, к себе, к другим, так же этот возраст ответственен за развитие всех ключевых психологических функций: восприятия, памяти, речи, мышления.
Партнерство семьи и ДОО является ключевым фактором успешного развития детей раннего возраста. Согласованные усилия семьи и ДОО, основанные на взаимном уважении, доверии и общей цели, позволяют создать оптимальные условия для развития ребенка, его социализации и подготовки к дальнейшей жизни. Для эффективной реализации партнерства необходимо учитывать факторы, определяющие его эффективность, использовать разнообразные формы работы и решать возникающие проблемы. Перспективы развития партнерства семьи и ДОО связаны с повышением информированности родителей, разработкой гибких форм взаимодействия и обучением педагогов.
Поэтому социально-педагогическое партнёрство с родителями детей — первое условие совершенствование управления образовательным процессом в группе детей раннего возраста.
Цель социально-педагогического партнерства семьи и ДОО — сформировать доверительные, ответственные и конструктивные отношения педагогов и родителей, направленные на гармоничное развитие ребёнка раннего возраста.
В социально-педагогическое партнерство семьи и ДОО входят следующие компоненты:
— информационно-коммуникационный обмен (регулярные устные и письменные отчёты о достижениях и затруднениях ребёнка; использование доступных каналов связи (очные беседы, телефон, мессенджеры, электронная почта, журналы/дневники);
— совместное планирование и принятие решений: обсуждение индивидуальных образовательных задач, участие родителей в составлении индивидуальных маршрутов развития ребёнка.
— просвещение родителей: проведение лекций, семинаров и практических мастер-классов по вопросам развития, воспитания и безопасности детей раннего возраста; предоставление методических материалов и рекомендаций для домашней работы с ребёнком.
— эмоциональная поддержка и уважение: признание родительских мнений и опыта, поддержка позитивного родительства; уважительное обсуждение конфликтных ситуаций и поиск совместных решений.
— вовлечение в жизнь группы: приглашение родителей на праздники, тематические занятия и совместные проекты; создание добровольных родительских комитетов или рабочих групп.
Процесс управления образовательным процессом в группе детей раннего возраста средствами социально-педагогического партнерства семьи и ДОО будет эффективным, если при этом будут реализованы следующие условия:
— на этапе реализации информационно-аналитической функции управления будет проведён сбор и анализ информации о партнерстве семьи и ДОО как факторе эффективного управления образовательным процессом в группе детей раннего возраста;
— на этапе реализации планово-прогностической функции будет разработана нормативная база по организации партнерства семьи и ДОО как фактора эффективного управления образовательным процессом в группе детей раннего возраста;
— на этапе реализации организационно-исполнительской функции управления процесс управления образовательным процессом в группе детей раннего возраста будет выстроен с учётом использования партнерства семьи и ДОО как фактора эффективного управления образовательным процессом в группе детей раннего возраста;
— на этапе реализации контрольно-диагностической и регулятивно-коррекционной функции управления будут разработаны критерии оценки эффективного управления образовательным процессом в группе детей раннего возраста, обеспечивающие объективную оценку уровня управления данным процессом.
Нами была проведена опытно-экспериментальная работа по совершенствованию управления образовательным процессом в группе детей раннего возраста средствами социального партнёрства семьи и ДОО.
В ходе первичной диагностики было получено, что:
— уровень реализации управленческих функций в работе большинства педагогов находится на среднем уровне:
— число детей, готовых к поступлению в ДОО — 31 % (5 человек), детей, не готовых к поступлению в ДОО — 13 % (2 человека), 9 детей — условно готовы — 56 %.
В рамках совершенствования информационно-аналитической функции при помощи разработанного диагностического инструментария были изучены степень удовлетворённости родителями результатами образовательного процесса в ДОО, результатами своих детей, уровнем комфортности в ДОО и уровнем комфортности при взаимодействии с педагогами, степень реализации управленческих функций образовательного процесса.
Были разработаны современные способы мотивации родителей к осуществлению партнёрства в образовательном процессе детей раннего возраста — мотивационно-целевая функция.
Были запланированы Мастер-классы, круглые столы, консультации, совместные праздники, разборка кейсов и т. д. по работе с родителями детей — планово-прогностическая функция.
В рамках совершенствования организационно-исполнительской функции была оптимизирована предметно-развивающая среда группы при взаимодействии с родителями. Родителями были разработаны куклы для пальчикового театра, изготовлены декорации для показа сказок, пополнен реквизит и костюмы для театрализации. С помощью родителей была обогащена игровая зона развивающими играми: лото, крупными пазлами, кубиками, сортерами, пирамидками и т. д. Для обогащения ППРС родителями были изготовлены тактильные панели, контейнеры с сенсорными наполнителями, сенсорная книжка–игрушка, разработаны карточки для развития речи по русским народным сказкам.
В рамках совершенствования контрольно-диагностической функции были разработаны анкеты по выявлению степени удовлетворённости родителями результатами образовательного процесса в ДОО, результатами своих детей, уровнем комфортности в ДОО и уровнем комфортности при взаимодействии с педагогами. были разработаны Анкеты для выявления уровня реализации управленческих функций образовательного процесса в группе детей раннего возраста средствами партнерства с семьями воспитанников . Был осуществлён контроль посредством проведения первичной и повторной диагностики на констатирующем и контрольном этапах исследования, а также текущий контроль во время проведения запланированных мероприятий.
В рамках совершенствования р егулятивно-коррекционной функции н а основании результатов повторной диагностики были скорректированы планы мероприятий по организации образовательного процесса в группе детей раннего возраста средствами социального партнёрства с семьями воспитанников.
Повторное обследование детей показало, что число детей с высокой степенью развития увеличилось на 13 %, со средней степенью — на 6 %, с низким уровнем — уменьшилось на 19 %. На низком уровне развития нет ни одного ребёнка.
Таким образом, разработанная система по управлению образовательным процессом детей раннего возраста посредством взаимодействия с семьёй достаточно эффективна.
На основании проведённого эксперимента можно предложить следующие практические рекомендации по внедрению социально-педагогического партнёрства семьи и ДОО при управлении образовательным процессом детей раннего возраста:
— определить текущий уровень взаимодействия с родителями
— на основании и анализа определить цели и задачи, составить план улучшений и разработать систему мотиваций субъектов образовательного процесса.
— ввести регулярные обмены информацией (еженедельные сводки, квартальные встречи).
— обеспечить обучение педагогов навыкам консультационного и информационного взаимодействия на равных с семьями воспитанников.
— развивать систему мониторинга развития детей и корректировать планы.
— — фиксировать результаты и корректировать стратегию на основе обратной связи от родителей и специалистов.
Партнерство семьи и ДОО является ключевым фактором успешного развития детей раннего возраста. Согласованные усилия семьи и ДОО, основанные на взаимном уважении, доверии и общей цели, позволяют создать оптимальные условия для развития ребенка, его социализации и подготовки к дальнейшей жизни. Для эффективной реализации партнерства необходимо учитывать факторы, определяющие его эффективность, использовать разнообразные формы работы и решать возникающие проблемы. Перспективы развития партнерства семьи и ДОО связаны с повышением информированности родителей, разработкой гибких форм взаимодействия и обучением педагогов.
При грамотной организации партнерство семьи и ДОО обеспечивает преемственность воспитательных воздействий, индивидуализацию обучения, эмоциональную безопасность ребёнка и повышает общую эффективность образовательной работы.
Литература:
1. Карпова, С.И., Савенкова Т. Д. Социально-педагогическое партнерство детского сада и семьи как условие позитивной социализации детей раннего возраста // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2021. Т. 20. № 4 (50). С. 73–83.
2. Трапицын, С. Ю. Менеджмент в образовании: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / С. Ю. Трапицын [и др.]; под редакцией С. Ю. Трапицына. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 413 с.

