Статья посвящена освещению вопросу управления образовательным процессом в группе детей раннего возраста. В данном материале раскрыты особенности управления образовательным и воспитательным процессом в группе раннего возраста, важность целенаправленной работы с детьми, педагогами и родителями в дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: управление, образовательный процесс, дошкольное образование, ранний возраст, дошкольники.
Период раннего возраста ребенка — это основной этап в развитии человека, когда формируются важные навыки для всестороннего развития ребенка. Познавательная активность, речевая деятельность, познание окружающего мира и многое другое начинает развиваться в раннем возрасте.
Воспитание и развитие детей предусматривает личностно-ориентированный подход во взаимодействии с окружающими, организацию в дошкольном учреждении условий обеспечивают психологический, эмоциональный комфорт и всестороннее развитие каждого ребенка.
Раннее детство — достаточно важный период в жизни каждого человека, так как в это время начинается активное знакомство с окружающим миром. Сопровождение данного периода является важной педагогической проблемой.
Многие исследователи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. Н. Галигузова, М. И. Лисина, С. Л. Новоселова, А. Р. Лурия, В. С. Мухина, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова, К. Л. Печора, Д. Б. Эльконин и др.) посвятили свои работы изучению особенностей развития детей в раннем возрасте [5].
По проблеме управления образовательным процессом в группе детей раннего возраста рассмотрены в учебно-методическом пособии «Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста» (О. Н. Бершанская, Е. С. Ефремова, Л. И. Жербанова», в диссертации Смирновой В. Н. «Технология педагогического управления образовательным учреждением как условие успешной социализации дошкольника» и др.
Несмотря на большое количество исследований на тему раннего детства, вопрос об управлении процессом целенаправленной работы в группе раннего возраста остается открытым, что считается процессом нужным и основным. Управление образовательным процессом в группе детьми раннего возраста говорит о том, что необходимо обеспечить системный характер содержания управленческой деятельности по данному вопросу. Эту систему составляет деятельность по организации педагогических, психологических, организационных, и др. условий для обеспечения реализации образовательного и воспитательного процессов в детском саду.
Процесс развития и воспитания детей раннего возраста в детском саду обеспечивается взаимодействием всех участников данного процесса — педагогов, детей и родителей. Управление образовательным процессом в группе детей раннего возраста многие ученые считают актуальной проблемой дошкольного образования.
Управление принято рассматривать как единый процесс реализации управленческих функций. В рамках управления ДОО реализуются следующие функции: информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-оценочная, регулятивно-коррекционная функции (классификация по П. И. Третьякову и Т. К. Чекмаревой). Содержание функций организации управления предусматривает организацию и пояснение совокупности видов работ, важных для организации деятельности, определение по конкретному виду деятельности: компетенции (возможности или границы действий, принятие решений); полномочия (права на принятие решения); ответственность (меры и формы ответственности и санкции за последствия принятых решений).
В ходе управления образовательным процессом в группе детей раннего возраста необходимо учитывать некоторые аспекты его содержания, а также факторы, которые влияют на эффективность управления.
- Развивающая среда. Пространство, в котором находится ребенок считается основным источником опыта и мотивации к познавательной деятельности. Именно среда служит для ребенка в раннем возрасте носителем знаний об окружающей действительности. Поэтому большое внимание уделяется организации предметно-пространственной среды, ее содержанию в соответствии с возрастными, психологическими и нормативными требованиями. Развитию ребенка способствует организация предметно-развивающей среды: зонирование пространства, способствующее содержанию социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития ребенка. При подборе материала учитываются нормы СанПиНа [1].
- Учет особенностей обучения детей раннего возраста. Образовательная деятельность в группах раннего возраста (возраст 2–3 лет) осуществляется педагогами по общеобразовательной программе дошкольного образования. В этом возрасте большое внимание уделяется физическому, сенсорному и речевому развитию детей, не в ущерб социально-эмоциональному, эстетическому, познавательному развитию. Для каждого ребенка создаются необходимые условия. Развитие и обучение детей происходит через специально организованные обучающие игры, во время которых дети приобретают новые знания и умения, без которых нельзя представить нормальное развитие. Игры-занятия организуются педагогом в первую и вторую половину дня в группах. Спортивные и музыкальные занятия проводят в зале со всей группой (на третьем году жизни).
Формы обучения и воспитания детей раннего возраста не должна быть самодеятельной, в виде досуговой деятельности. Реализация ФГОС ДО и требований к улучшению качества дошкольного образования ставят перед педагогами конкретные задачи. В первую очередь, необходимо иметь разработанную программу в соответствии со стандартами дошкольного образования и ФОП, в рамках которых и прописываются все особенности условий и содержание процесса образования и воспитания детей раннего возраста.
- Диагностика развития детей. Изучение развития детей раннего возраста — это необходимое условие для полноценного формирования ребенка, целенаправленное наблюдение за детьми в разнообразных видах деятельности, с применением различных индивидуальных методик. Использование в образовательном процессе диагностических методик для изучения уровня развития ребенка позволяет выявить процесс приобретенного опыта, умений, навыков, которые позволяют отметить активное движение ребенка с предыдущей ступени возрастного развития на следующую. Полноценное развитие ребенка позволяет педагогу формировать его индивидуальность, что является залогом успешности в дальнейшем развитии ребенка [3].
Развитие детей в раннем возрасте регулярно контролируется педагогом, педагогом-психологом, медицинским работником, и другими специалистами учреждения. На основе критериев диагностики воспитатель заполняет индивидуальные карты сопровождения развития каждого ребенка, которые дают возможность выявить отклонения в его развитии, в поведении, а также вовремя скорректировать образовательную деятельность.
- Работа с педагогами. Это еще одно важное направление в процессе управления образовательным процессом в группе раннего возраста — работа с педагогами. Перед руководителем встает задача — мотивировать педагога на работу с детьми раннего возраста, так как уход за ребенком в этот период самый трудный. Педагог, работающий с детьми данного возраста, должен обладать знаниями педагогики, психологии, физиологии и др. прикладных наук, чему способствует периодическая организация курсовой подготовки, а также методическая работа на уровне региона, муниципалитета и образовательного учреждения.
Работа с детьми раннего возраста — это большая ответственность за жизнь детей, потому что они в данном возрасте больше всего расположены к травматизму, отсутствие контроля двигательной активности, произвольности поведения. Это возраст, когда от воспитателя требуется особая эмоциональная отдача. Профессионализма от воспитателя, работающего в группе с младшими дошкольниками, требуется гораздо больше, чем от воспитателя, который работает с детьми дошкольного возраста. Согласно исследованиям отечественных ученых, «чем меньше ребенок, тем больше должна быть профессиональная подготовка педагога, который работает с этими детьми. Согласно ФГОС ДО, «образовательный процесс с детьми раннего возраста должен выстраиваться как непринужденная партнерская деятельность» [6].
- Работа с семьей. Современное законодательство, ФЗ «Об образовании в РФ» [5] и ФГОС ДО [6], ориентирует дошкольные учреждения на партнерство с семьями детей. В ФЗ «Об образовании в РФ» говорится о правах и обязанностях родителей (законных представителей) по отношению к ребенку и образовательной организации: статья 44 п.1: «Родителям (законным представителям) несовершеннолетних предоставляется преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они должны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности» [5].
Процесс развития и воспитания детей раннего возраста в образовательных организациях обеспечивается при помощи взаимодействия воспитателя, ребенка и семьи, в основе которого заложены партнерские взаимоотношения и, следовательно, видоизменяемые для актуализации субъектной позиции дошкольников и расширения их социальных взаимодействий, что способствует созданию благоприятной социальной среды развития и гарантирует успешную адаптацию и автономизацию ребенка [3].
Для обеспечения результативного взаимодействия и установления партнерских взаимоотношений выделены следующие этапы:
— знакомство с семьей ребенка;
— изучение уровня готовности семьи к сотрудничеству с дошкольным учреждением;
— актуализация потребностей родителей в образовании собственного ребенка и повышении своей педагогической компетентности;
— повышение педагогической компетентности семьи;
— построение диалога с родителями;
— привлечение родителей к образовательному процессу;
— анализ результативности мероприятий, которые проводятся в рамках конкретного направления деятельности ДОО (с обязательной опорой на результат «обратной связи») [4].
Е. В. Пыховой была сформулирована цель взаимодействия ДОО с родителями воспитанников: организация условий для благоприятного взаимодействия с семьей, привлечение родителей к единому образовательному пространству, установление доверительных, партнерских взаимоотношений [4].
Таким образом, проблема управления образовательным процессом в группе раннего возраста считается одной из основных и актуальных проблем дошкольного образования. На данной ступени развития системы образования в первую очередь выдвигается организация условий для развития личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психофизического развития, возможностями и способностями. И важным фактором успешности развития детей раннего возраста является грамотно и методически верно выстроенный процесс управления.
Литература:
- Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н. В. Соколовская. — Волгоград: Учитель, 2018. — 188 с.
- Воробьева С. В. Основы управления образовательными системами / С. В. Воробьева. — М.: Юрайт, 2020. — 256 с.
- Герасимова А. С. Школа раннего развития. От рождения до трех лет / А. С. Герасимова. — СПб.: Нева, 2020. — 376 с.
- Менеджмент в образовании: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / С. Ю. Трапицын [и др.]; под ред. С. Ю. Трапицына. — М.: Юрайт, 2019. — 413 с.
- Пыхова Е. В. Эффективные формы привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения / Е. В. Пыхова, Н. Г. Максимкина, Н. Н. Краснова, С. А. Холина // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. — 2019. — № 1. — С.338.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — М.: Омега 2014. — 134 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М.: УЦ Перспектива, 2014. — 32 с.
- Федотова Н. И. Оптимизация процесса адаптации ребенка к детскому саду / Н. И. Федотова // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2017. — № 2 — С.105.