Системное управление является основой для многих видов управления. Статья описывает модель системного управления воспитательным процессом в дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: управление, системное управление, воспитательный процесс, дошкольная образовательная организация.
Над многочисленными технологиями управления надстройкой считается системное управление. Оно предполагает создание модели объекта управления, которая считается аналогичной для сложной системы. Основой системного управления является логика. Для достижения цели управления строят логическую цепочку, которая связывает исходную ситуацию с целевой ситуацией. Логическая цепочка хорошо верифицируема, что считается средством повышения надежности системного управления [12].
С целью установления сущности понятия «системное управление» были рассмотрены различные точки зрения в понимании указанного определения, определены наиболее значимые направления применения системного управления при исследовании его различных аспектов [9]. В ходе проведения теоретического исследования были выявлены несколько направлений в понимании указанной выше базовой категории.
К первому направлению относится определенный вид управления, рассматриваемый как один из теоретических методов выбора лучшего решения проблемы, который отождествляется с системным решением задачи управления. В этой интерпретации системному управлению дается определение, такое как «системный и оптимизационный анализ», исходя из того, что упор осуществляется на получении теоретического решения задачи [2].
Ко второму направлению можно отнести системное управление как сложную технологическую систему, которая обладает свойствами целостности и эмерджентности [3].
К третьему направлению системного управления относится то, как делается акцент внимания на объекте управления. В рамках данного направления объектом управления выступает многоуровневая система [9].
К четвертому направлению относится исследование сложной системы как системного комплекса, который включает в себя систему управления, объект управления, а также связи между ними и управленческие ситуации [6].
По нашему мнению, информационная поддержка управления имеет важное значение для всех направлений. Поиск решения проблемы управления для системного управления наступает с момента рассмотрения всех легкодоступных данных и до построения необходимых моделей [1].
При построении модели системного управления воспитательным процессом в дошкольной образовательной организации считаем необходимым учитывать требования Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Они конкретно определяют порядок и правила деятельности для всех сотрудников детских садов [14]. Эти стандарты распространяются на все виды детских садов, включая все группы. Кроме того, порядок управляющей системы один и тот же, как для государственных, так и частных ДОО. Из-за определенных преобразований он используется также для детских садов неполного дня и для других дошкольных воспитательных и учебных центров [13].
Анализ показал, что единая управляющая система в ДОО выглядит зачастую следующим образом (рис. 1):
Рис. 1. Единая управляющая система в ДОО
В представленной модели определенно можно отметить системный подход к управлению ДОО, как и в других любых организациях. Управление ДОО считается этапным, где каждый руководитель несет ответственность за вверенную ему отрасль. Все без исключения аспекты, которые являются наиболее важными, в порядке подчинения контролируются несколькими руководящими должностями. Итоги работы руководителей обязаны совпадать, если за один и тот же аспект отвечает одновременно несколько руководителей [11].
При выстраивании рассматриваемой в статье модели необходимо учитывать, что существуют определенные отрасли деятельности ДОО, которые определенно не могут задействовать ту или иную систему управления. Так, например, медицинская сестра или заведующая хозяйством не имеют непосредственного доступа к воспитательному процессу, также напротив, воспитатель никак не оказывает влияния на работу медицинского работника, не смотря на то, что их деятельности непосредственно соприкасаются [10].
Здесь особенное значение имеет понимание сущности воспитательного процесса, как системного, целостного, развивающегося во времени и в рамках определённой системы целенаправленного процесса взаимодействия взрослых и детей, носящего личностно-ориентированный характер, направленного на достижение социально-значимых результатов, призванного привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников [7].
Как известно, управление воспитательным процессом реализуют заведующий детским садом, старший воспитатель, а также штат воспитателей. При таком подходе определенно система взаимопомощи функционирует следующим образом:
- Заведующий определяет общие задачи, отталкиваясь от указов Министерства Просвещения.
- Старший воспитатель распределяет задачи согласно группам работников, которые зависят от возраста воспитанников, а также особенностей определенного воспитательного процесса.
- Воспитателем и младшим воспитателем разрабатывается план работы для группы, ими ведется журнал.
- Старший воспитатель, опираясь на записи в методичке и журнале, должен составить отчет о проведенной работе, а также предоставить сведения руководству.
- Заведующий обязан отчитаться о проделанной работе всего ДОО перед районным образовательным центром и т. д. [8].
Новые указания выдаются на основании отчета заведующего, и принцип работы повторяется. Непосредственного влияния на воспитательный процесс нет ни у одной другой системы управления. Это однозначно дает возможность значительно уменьшить оторванность детей от образовательного процесса. Все это позволяет систематизировать совместную деятельность администрации, воспитателей, старшего воспитателя, педагогов дополнительного образования, психологов, логопедов в детском саду, а также самих дошкольников и их родителей, консолидировать усилия и других субъектов воспитания [4].
Любая система, вне зависимости от модели управления образовательным учреждением, обладает конкретными прямыми обязанностями, которые следует осуществлять. Перечень определенных задач предусмотрен законодательством. Таким образом, внутренние управляющие структуры в любом детском саду состоят из одинаковых составляющих частей [5]. Только при условии соблюдения правил, возможно осуществить успешное управление детским садом. По сути, все без исключения организаторские, а также административные прямые обязанности обязан осуществлять один человек.
Бывают случаи, когда обязанности руководителя отчасти передаются подчиненным (допускается подобное управление ДОО в условиях реализации ФГОС) [14], ответственность в любом случае будет нести непосредственно высшее звено внутреннего самоуправления конкретного заведения. Неотъемлемым станет также знание основ бухгалтерской и юридической деятельности, с целью исключения возможных правонарушений со стороны субъекта в отношении подчиненных, воспитанников или государства.
При построении модели системного управления воспитательным процессом в дошкольной образовательной организации с целью формирования подходящей атмосферы в саду все без исключения качества руководителя ДОО делаются основополагающими. С целью построения рабочего порядка на вверенной заведующего детским садом территории будут диктовать условия, так как руководитель является главным органом самоуправления. Стоит отметить то, что на основании заключения трудового договора с работниками и детьми, порядок работы ДОО определяется непосредственно руководством [2].
В заключении стоит отметить, что требования к управлению образовательными организациями формируются не только на уровне федеральной государственной организационной системы, но и коллегиальным советом, родителями, причастными к работе сада. Главное, законность любых требований к конкретному лицу или учреждению в целом. О правовых аспектах можно узнать непосредственно у заведующего. Недоработка нормативно-правовых аспектов в некоторых случаях усложняет взаимодействие между управляющим органом и человеком, но все вопросы можно решить при личной встрече с администрацией ДОО [3].
Литература:
- Андреева Н.А. Современные подходы к управлению дошкольным образовательным учреждением / Н. А. Андреева // Вестн. Шадр. гос. пед. ин-та: науч. журн. — 2010. — N 3. — С. 243–245.
- Бойцова И. И. Управление дошкольным образованием системами: учебник и практикум для академического бакалавриата / И. И. Бойцова [и др.]; под ред. Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 394 с.
- Денисова Л. В. Контроль в управлении дошкольным образовательным учреждением / Л. В. Денисова, Т. Т. Кореневских, И. А. Тютюева // Психология образования: проблемы и перспективы развития: материалы Восьмой Всерос. науч.-практ. конф., 29 нояб. 2013 г. / Шадр. гос. пед. ин-т. — Шадринск: Шадринский Дом Печати, 2014. — С. 209–213.
- Ерошенкова Е. И. Инновационная деятельность дошкольной образовательной организации в патриотическом воспитании дошкольников / Е. И. Ерошенкова, Е. И. Маширова, Л. И. Сечина // Вестник Белгородского института развития образования. — 2019. — № 1 (11). — С. 80–90.
- Касаткина Е. И. Управление современным дошкольным образовательным учреждением системами: Сборник статей / Научн. ред. Е. И. Касаткина. — Вологда: Изд. центр ВИРО, 2004. — 140 с.
- Кощиенко И. В. Управление дошкольной образовательной организацией на основе стратегии ее развития системами / И. В. Кощиенко, А. А. Рыжкова // Образование и наука: современные тренды: коллективная монография (30 сент. 2016 г.) / гл. ред. О. Н. Широков — ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — С. 91–98.
- Новиков Д. А. Теория управления образовательными системами: Учебно — методическое пособие / Д. А. Новиков. — М.: «Народное образование», 2009. — 416 с.
- Нормативно-правовая база дошкольного образования системами: Сборник документов. — М: Издательский дом «Воспитание дошкольника», — 2008. — 384 с.
- Ожерельева Т. А. Объект управления как сложная система / Т. А. Ожерельева // Славянский форум. — 2018. — N 2(20). — С. 69–75.
- Орлова Т. В. Управление образовательными системами: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. В. Орлова. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.
- Санникова Л. Н. Образовательный процесс как элемент внутренней системы дошкольной образовательной организации системами / Л. Н. Санникова // Концепт. — 2016. — № 9. (дата обращения: 23.03.2020).
- Цветков В. Я. Теория систем: Монография / В. Я. Цветков. — М.: МАКС Пресс, 2018. — 88 с.
- Фалюшина Л. И. Управление качеством воспитательно-образовательного процесса в системе дошкольного образования: основные понятия, подходы, реалии / Л. И. Фалюшина // Фалюшина Л. И. Технологии менеджмента и маркетинга в системе дошкольного образования: учеб.-метод.пособие. — 2005. — С.6–34.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 16.04.2020)