Технологическая модель эффективности управления персоналом в дошкольной образовательной организации
Авторы: Петрина Зоя Николаевна, Гришина Светлана Валентиновна, Борискина Ольга Вячеславовна
Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (68) октябрь 2023 г.
Дата публикации: 27.09.2023
Статья просмотрена: 49 раз
Библиографическое описание:
Петрина, З. Н. Технологическая модель эффективности управления персоналом в дошкольной образовательной организации / З. Н. Петрина, С. В. Гришина, О. В. Борискина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 9 (68). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/257/8620/ (дата обращения: 19.12.2024).
Статья раскрывает методы и способы оценки эффективности управленческой деятельности в дошкольной образовательной организации для принятия оперативных и тактических решений. Научная новизна состоит в разработке авторами технологической Модели эффективности управленческой деятельности. Сделан вывод, о том, что главным условием управления эффективностью деятельности персонала необходимо делать упор на целеполагание.
Ключевые слова: управление персоналом, дошкольная образовательная организация, заведующий, педагоги, модель.
Актуальность исследования. С введением и реализацией Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее ФОП ДО) вводится базовый уровень требований к объему, содержанию и результатам педагогической деятельности, позволяющий обеспечить достижение основополагающих функций ДО. В связи с возрастающими требованиями к качеству дошкольного образования, возрастают требования к критериальным показателям эффективности управления персоналом.
Макарова И. К. считает, что критериальные показатели должны отражать результативность и сложность труда [2].
Ученым Швединой С. А. систематизированы и классифицированы методы оценки эффективности функционирования системы управления персоналом. Заслуга ученого в разработке иерархической модели управления персоналом организаций различных сфер деятельности [4].
Проблемы управления персоналом в дошкольном учреждении поднимает Д. Р. Латыпова. Автор считает, что позитивный имидж является важным современным компонентом и ресурсом управления развитием ДОО [1].
Проблемы, отражающие современные научные исследования в области управления персоналом, а также опыт практического использования рекомендаций для эффективного управления представлены Азоевым Г. Л., Баранчеевым В. П., Гуниным В. Н., Кибановым А. Я., Липиной С. Ю., Поршневым А. Г., Румянцевой З. П., Саломатиным Н. А., Турусиным Ю. Д., Фетисовым А. С. и др.
Обзор научных источников позволил выявить проблему и сформулировать цель исследования — разработка технологической Модели эффективности управленческой деятельности заведующим дошкольной образовательной организацией.
Предмет исследования — теоретические аспекты разработки Модели и методические аспекты оценки эффективности управленческих решений.
Объект исследования — МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 21» г. Воронежа.
Задачи: изучить научную и практическую литературу по теме исследования; выявить характеристики, составляющие социально-психологическую концептуальную основу управленческой деятельности; провести анализ эффективности модели.
Методы исследования
Общие методы научного познания: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы теоретического исследования (анализ и синтез). Для проверки эффективности Модели использовались методы опроса и анкетирования.
Рис. 1. Технологическая модель эффективности управления персоналом в дошкольной образовательной организации
Результаты и их обсуждение
Технологическая модель эффективности управления персоналом в дошкольной образовательной организации состоит из следующих артефактов: цель; современные модели управленческой деятельности; компетенции руководителя дошкольной образовательной организации; управление трудовыми ресурсами; система управления персоналом в ДОО.
Компетенции руководителя ДОО представлены следующими критериями:
— психологически грамотный подбор персонала;
— разработка системы мотивации и стимулирования персонала;
— создание системы развития, обучения и повышения квалификации;
— выстраивание грамотной кадровой стратегии;
— оценка эффективности деятельности персонала;
— тайм-менеджмент.
Доказано роль руководителя ОО, обусловлена ситуацией. Все рабочие ситуации условно можно расположить в один ряд по степени их структурированности и в зависимости от того, насколько акцентуировано ограничены проявления личности. Руководитель, независимо от его личностных качеств, вынужден соблюдать ролевые требования, предъявляемые должностной инструкцией (Ольшанский В. Б.) [3].
В связи с этими рассмотрим детерминацию ролевого поведения руководителя дошкольной образовательной организации.
RBt = Φ (Rt, Яt)
Яt = Ψ (Rt-1, Яt-1)
Обозначения:
RB — ролевое поведение
R — роль как значение, в котором зафиксированы ожидания всех участников образовательного процесса
Я — значение, относящиеся к личности руководителя дошкольной образовательной организации
t — момент времени
Φ Ψ — обозначения функциональной зависимости
Итак, запись символами в первой строке означает, что поведение руководителя ДОО зависит как от роли, обусловленной его социальным положением, так и от способностей его «Я». Первая переменная обеспечивает гибкость поведения при адаптации, его соответствие новой ситуации. Вторая переменная — внутренняя устойчивость руководителя, относительное постоянство, преемственность. Зеркальность символов R и Я не случайна. С психологической точки зрения потому, что обе эти переменные сопоставимы, так как внутри самой личности они присутствуют как равноправные значения. Руководитель стремится исполнить роль, соответствующую своему «Я». Исполнение социальной роли, ощущение собственной значимости — это потребность любого человека. И, естественно, руководитель ДОО старается выполнить роль организатора и управленца на высоком уровне.
Конечным результатом реализации Модели является четкость в постановке проблем и выделение ценностно-значимых для дошкольной образовательной организации целей и их достижение.
Необходимо отметить, что с введением профессионального стандарта педагога-психолога обобщенной трудовой функцией является психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. В условиях реализации Концепции развития психологической службы в системе образования, которая определяет цели, задачи, принципы, основные направления и механизмы реализации государственной политики в сфере развития психологической службы в системе образования Российской Федерации, деятельность педагога-психолога направлена на развитие персонала, психопрофилактику стресса и конфликтов. Работая в тесном контакте со старшим воспитателем, заместителем заведующего, педагог-психолог выполняет роль медиатора, изменяя традиции реагирования на конфликтные ситуации.
Таким образом, разработанная технологическая модель эффективности управления персоналом в дошкольной образовательной организации представляет собой социальную систему, объединяющую взаимодействующих людей на основе профессиональных интересов, целей и ценностей. Единство и согласованность действий достигается побудительными мотивами руководителя, что является необходимым условием эффективной деятельности.
Цель достигнута через решение задач и выбором оправданных методов анализа. Установлена взаимосвязь и взаимодействие факторов в Модели.
Проблема повышения эффективности управления в ДОО может быть решена при условии учета детерминации ролевого поведения руководителя.
Основным подходом к разработке Модели явилась психологическая направленность образовательного процесса, как определяющая гармонизацию всех ресурсов организации. Например, измерение эмоционального интеллекта работников ДОО показало, что у большинства испытуемых способности распознавать эмоции, понимать внутренние состояния, мотивацию и желания других сотрудников, а также способность управлять своими эмоциями в целях решения практических задач, стали на несколько уровней выше.
Литература:
- Латыпова Д. Р. Проблемы управления персоналом в дошкольном учреждении. «Экономика и социум». № 1 (80), ч. 2., — 2021, с. 106–110.
- Макарова И. К. Управление персоналом: учебник. /И. К. Макарова. — М.: Юриспруденция, 2002. — 304 с.
- Ольшанский Б. В. Практическая психология для учителей. М: Онега, 1994. — 272 с.
- Шведина С. А. Оценка эффективности системы управления персоналом: Дис.... канд. экон. Наук. Иркутск, 2006, — 280 с.
Ключевые слова
модель, педагоги, Управление персоналом, дошкольная образовательная организация, заведующийПохожие статьи
Особенности организации руководства творческим и профессиональным видами деятельности педагогов дошкольной образовательной организации
Статья посвящена описанию эффективных практик организационной и руководящей деятельности в образовательной организации. Обращено внимание на стили эффективного взаимодействия в ОО, способствующего повышению качества профессионализма педагогов и креат...
Воспитательно-образовательная деятельность по формированию этических представлений у дошкольников в дошкольной образовательной организации
Статья посвящена описанию исследования деятельности воспитателей детского сада по формированию этических представлений у дошкольников. Разработана и реализована модель формирования этических представлений у дошкольников в ДОО. Анализ реализации модел...
Педагогическая деятельность воспитателя детского сада по формированию коммуникативных компетенций у дошкольников
Статья посвящена формированию коммуникативных компетенций дошкольников средней группы детского сада. Проведен анализ научно-практической литературы по проблеме исследования. Научная новизна в разработке и реализации модели изучения и формирования ком...
Системный подход к управлению персоналом в образовательной организации
В статье рассматривается системный подход к управлению персоналом в образовательной организации на примере Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева. Проанализированы направления работы с персоналом, этапы подбора, ...
О влиянии этикета делового общения на эффективность управления педагогическим коллективом современного детского сада
В статье раскрываются некоторые аспекты организации и проведения педагогического эксперимента, направленного на изучение влияния этики и этикета делового общения на эффективность управления педагогическим коллективом дошкольной образовательной органи...
Принципы создания психологически комфортной среды во время организации образовательной деятельности в детском саду
В статье раскрываются актуальность и пути создания среды для организации личностно-ориентированной образовательной деятельности в детском саду. Личностно-ориентированное обучение — это система, в которой воспитанник становится не менее активным участ...
Совершенствование логистических и информационных технологий повышения эффективности деятельности предприятия (на примере ОАО «Александровский хлебокомбинат»)
В статье рассматриваются проблемы внедрения и реализации, современных логистических и информационных технологий с целью обеспечения эффективности деятельности предприятия. Даются рекомендации по систематизации и оптимизации, происходящих на предприят...
Организация разных видов деятельности детей в процессе экологического образования (из опыта работы педагога)
В статье описан опыт работы педагогов ДОО по реализации программы экологического образования. Делается акцент на то, что данный процесс возможно осуществлять в разных видах детской деятельности: в игровой, трудовой, творческой, исследовательской, поз...
Педагогическая модель социализации дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации
Исследование посвящено вопросам социализации дошкольников в условиях ДОО. Разработана педагогическая модель, описаны ее компоненты и результативность реализации. Доказано, что, успешность приспособления ребенка к обществу и самореализация зависят от ...
Инструменты стратегического управления человеческими ресурсами в сельском хозяйстве
Комплексный подход к анализу фактического состояния системы управления персоналом на сельскохозяйственных предприятиях всех форм собственности заключается в изучении эффективного использования человеческих ресурсов для осуществления производственно-х...
Похожие статьи
Особенности организации руководства творческим и профессиональным видами деятельности педагогов дошкольной образовательной организации
Статья посвящена описанию эффективных практик организационной и руководящей деятельности в образовательной организации. Обращено внимание на стили эффективного взаимодействия в ОО, способствующего повышению качества профессионализма педагогов и креат...
Воспитательно-образовательная деятельность по формированию этических представлений у дошкольников в дошкольной образовательной организации
Статья посвящена описанию исследования деятельности воспитателей детского сада по формированию этических представлений у дошкольников. Разработана и реализована модель формирования этических представлений у дошкольников в ДОО. Анализ реализации модел...
Педагогическая деятельность воспитателя детского сада по формированию коммуникативных компетенций у дошкольников
Статья посвящена формированию коммуникативных компетенций дошкольников средней группы детского сада. Проведен анализ научно-практической литературы по проблеме исследования. Научная новизна в разработке и реализации модели изучения и формирования ком...
Системный подход к управлению персоналом в образовательной организации
В статье рассматривается системный подход к управлению персоналом в образовательной организации на примере Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева. Проанализированы направления работы с персоналом, этапы подбора, ...
О влиянии этикета делового общения на эффективность управления педагогическим коллективом современного детского сада
В статье раскрываются некоторые аспекты организации и проведения педагогического эксперимента, направленного на изучение влияния этики и этикета делового общения на эффективность управления педагогическим коллективом дошкольной образовательной органи...
Принципы создания психологически комфортной среды во время организации образовательной деятельности в детском саду
В статье раскрываются актуальность и пути создания среды для организации личностно-ориентированной образовательной деятельности в детском саду. Личностно-ориентированное обучение — это система, в которой воспитанник становится не менее активным участ...
Совершенствование логистических и информационных технологий повышения эффективности деятельности предприятия (на примере ОАО «Александровский хлебокомбинат»)
В статье рассматриваются проблемы внедрения и реализации, современных логистических и информационных технологий с целью обеспечения эффективности деятельности предприятия. Даются рекомендации по систематизации и оптимизации, происходящих на предприят...
Организация разных видов деятельности детей в процессе экологического образования (из опыта работы педагога)
В статье описан опыт работы педагогов ДОО по реализации программы экологического образования. Делается акцент на то, что данный процесс возможно осуществлять в разных видах детской деятельности: в игровой, трудовой, творческой, исследовательской, поз...
Педагогическая модель социализации дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации
Исследование посвящено вопросам социализации дошкольников в условиях ДОО. Разработана педагогическая модель, описаны ее компоненты и результативность реализации. Доказано, что, успешность приспособления ребенка к обществу и самореализация зависят от ...
Инструменты стратегического управления человеческими ресурсами в сельском хозяйстве
Комплексный подход к анализу фактического состояния системы управления персоналом на сельскохозяйственных предприятиях всех форм собственности заключается в изучении эффективного использования человеческих ресурсов для осуществления производственно-х...