В соответствии с Федеральным законом от 20.03.2025 № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» [5] от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава муниципального образования, глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. Согласимся с Носоновой Е. В., которая отмечает, что «главы муниципальных образований играют ключевую роль в системе местного самоуправления, не просто возглавляя деятельность по осуществлению местного самоуправления, а олицетворяя власть на местном уровне» [2, с. 154].
До изменений, принятых в 2025 году, глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования мог быть избран:
- на муниципальных выборах;
- представительным органом муниципального образования из своего состава;
- представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Особенно остро в научных кругах обсуждался порядок избрания главы муниципального образования конкурсной комиссией. В частности, Курдюк П. М., Очаковский В. А., Лихопатов Г. С. считают, что «у данного порядка избрания есть ряд положительных черт, в первую очередь финансовая основа. Как известно, выборы — процедура весьма дорогостоящая для муниципальных образований», также авторы отмечают «положительной чертой является возможное увеличение явки граждан на избирательные участки во время избрания депутатов представительного органа муниципального образования» [1, с. 134], поскольку роль представительного органа значительно увеличивается.
А. Н. Кокотова напротив, заявил, что «наделив субъекты Российской Федерации правом определять законом способ избрания глав муниципальных образований и место последних в структуре органов местного самоуправления конкретных муниципальных образований, взятое в единстве с иными мерами (наделение субъектов Российской Федерации правом изымать у муниципальных образований вопросы местного значения, расширение перечня оснований отрешения глав муниципальных образований от должности при расплывчатости некоторых из таких оснований и т. п.), меняет силовой баланс в отношениях между региональными и местными элитами, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями» [3].
Действительно, многие юристы сходились в мнении, что порядок избрания главы муниципального образования конкурсной комиссией перераспределяет полномочия между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, способно при определенном развитии конституционного процесса создавать неосновательные конституционные риски для единства и целостности Российской Федерации. Соловьев С. Г. констатирует «тот факт, что на сегодня правовая конструкция замещения должности главы муниципального образования в результате избрания представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, вызывает немало вопросов, как содержательного, так и формально-юридического плана. Очевидно, она является итогом усилий законодателя, попытавшегося, при сохранении демократических подходов к природе Главы муниципального образования, посильнее встроить его в единую вертикаль российской публичной исполнительной власти» [4, с. 33].
А с 19.06.2025 года законодательно закреплена возможность избрания главы муниципального образования представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Тем самым законодатель пошел дальше, из процедуры выборов была исключена конкурсная комиссия, ограничив возможность представления кандидатур.
Представительному органу муниципального образования для проведения голосования по избранию главы муниципального образования из числа кандидатов, представленных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации представляется не менее двух кандидатов.
Порядок предварительного рассмотрения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации и представления представительному органу муниципального образования кандидатов на должность главы муниципального образования устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Предложения о кандидатурах на должность главы муниципального образования вправе вносить высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации политические партии, федеральные списки кандидатов которых на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации допущены к распределению депутатских мандатов, политические партии, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов в действующем на день внесения высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации указанных предложений законодательном органе субъекта Российской Федерации, совет муниципальных образований соответствующего субъекта Российской Федерации, общественная палата субъекта Российской Федерации, Ассоциация «Всероссийская ассоциация развития местного самоуправления». В соответствии с законом субъекта Российской Федерации предложения о кандидатурах на должность главы муниципального образования вправе вносить высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации иные организации.
Данный способ избрания главы муниципального образования представительным органом муниципального образования является весьма рациональным, так как он существенно экономит бюджет государства и муниципальных образований, в частности, а также существенно сокращает время проведения данных «выборов». Однако не стоит оставлять без внимания демократические основы нашего правового государства, которые должны находить свое отражение как в нормах действующего законодательства, так и на практике.
Литература:
- Курдюк П. М., Очаковский В. А., Лихопатов Г. С. О проблеме избрания главы муниципального образования «конкурсным» способом // Общество и право. 2018. № 2 (64) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-probleme-izbraniya-glavy-munitsipalnogo-obrazovaniya-konkursnym-sposobom/viewer (дата обращения: 28.09.2025).
- Носонова Е. В. Правовой статус главы муниципального образования в Российской Федерации // Международный научный журнал «Вестник науки». 2021. № 12 (45) Т. 3 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-status-glavy-munitsipalnogo-obrazovaniya-v-rossiyskoy-federatsii/viewer (дата обращения: 28.09.2025).
- Постановление Конституционного Суда РФ от 01.12.2015 N 30-П «По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы». Особое мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации А. Н. Кокотова [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189899/0c21dd2ed8a11c73729154197d9b5225f9f977b4 (дата обращения: 28.09.2025).
- Соловьев С. Г. К вопросу о квазивыборной конструкции конкурсной модели избрания Главы муниципального образования // Современное право. 2019. № 6. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://опмго.рф/wp-content/uploads/2019/04/Статья-Соловьева-февраль-2019.pdf (дата обращения: 28.09.2025).
- Федеральный закон от 20.03.2025 № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_501319 (дата обращения: 28.09.2025).

