Технология интерактивного обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (60) январь 2014 г.

Дата публикации: 25.12.2013

Статья просмотрена: 1147 раз

Библиографическое описание:

Степанюк И. В. Технология интерактивного обучения // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 577-578. — URL https://moluch.ru/archive/60/8710/ (дата обращения: 18.12.2018).

Тот, кто мало знает, малому может и учить.

Коменский Я.

Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет к ним серьезные требования. Как добиться того, чтобы полученные в школе знания помогали детям адаптироваться к постоянным переменам? Как научить их справляться с проблемами, возникающими в реальной жизни?

Информационно-коммуникационные технологии способны решать многие педагогические задачи, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовывать новые формы и методы обучения.

Физика — наука экспериментальная, и для её полноценного изучения необходимо проводить опыты. Но современная физика стала еще и наукой компьютерной.

Работа учащихся с компьютерными моделями и виртуальными лабораториями чрезвычайно полезна, так как они могут ставить многочисленные эксперименты и даже проводить небольшие исследования. Поэтому можно использовать ЭОР «Открытая физика», «Живая физика», «Полный интерактивный курс физики», «Библиотека электронных наглядных пособий. Физика» и другие.

Интернет позволяет внести в обучение специфические методы, например, метод имитационного моделирования информационных ресурсов. Этот метод дает возможность наглядно демонстрировать на уроках физики процессы, происходящие в микро- и макромире. Помогают эти методы и при проведении виртуальных лабораторных работ. Их достоинством является также возможность планирования совместной работы учащихся и учителя. Все шире используется в учебном процессе виртуальная коммуникация. Совместная работа, сотрудничество школьников и педагогов выходит за традиционные рамки урока и внеклассных мероприятий.

Применение нанотехнологий позволяет дифференцировать подход в работе со слабоуспевающими, а наиболее подготовленным ученикам позволяет создать оптимальные учебно-материальные условия для их развития. Это необходимые условия развития ребенка, в том числе и здоровьесберегающие.

При использовании ИКТ на уроке задействованы все каналы восприятия учащихся — зрительный, механический, слуховой и эмоциональный, а. следовательно повышается уровень усвоения учениками материалы. Просмотр и обсуждение учебного материала увеличивает степень запоминания. Общеизвестно, что применение любой визуальной информации на занятиях даёт положительный эффект.

Если учитель внедряет в свою практику интерактивные средства обучения, то должен быть не только уверенным пользователем ПК, но владеть методикой конструирования урока с применением интерактивного оборудования и мультимедийных ресурсов.

Современные кабинеты физики имеют хорошую материально-техническую базу. В кабинете установлен компьютер, мультимедийный проектор и интерактивная доска. Всё это способствует к активному внедрению ИКТ в процесс обучения.

Урок, проводимый с использованием интерактивной доски, позволяет каждому ученику в своем индивидуальном ритме усвоения материала выполнить виртуальную лабораторную работу, провести измерения. Так школьники приобретают исследовательские навыки. Интерактивная доска — ценный инструмент для обучения физике. Применение интерактивных досок в сфере физического образования открывает множество дополнительных возможностей. Использование интерактивной доски при изучении физики — это ещё один шаг к повышению интереса к предмету, т. к. благодаря именно этой науке создаются подобные приборы.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Средством же развития личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние способности является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность. Следовательно, задача учителя — обеспечить на уроке такую деятельность, чему способствуют современные интерактивные технологии. В этом случае ученик сам открывает путь к познанию. Усвоение знаний — результат его деятельности.

Интерактивное обучение позволяет формировать их активно-познавательную позицию, что соответствует актуальным образовательным потребностям современного учебно-воспитательного процесса. Научный и социальный прогресс быстро, кардинально изменяет условия труда и содержание деятельности учителя.

Сегодня быть грамотным специалистом нельзя без изучения инновационных образовательных технологий, освоения на практике новых компьютерных программ.

Сравнение целей традиционного и

интерактивного подхода к обучению

·                    Цель: передача учащимся и усвоение ими как можно большего объёма знаний.

·                    Задача обучающихся — как можно более полно и точно воспроизвести знания, созданные другими.

·                    Модель односторонней коммуникации.

·                    Цель интерактивного обучения- это создание педагогом условий, в которых ученик сам будет открывать, приобретать и конструировать знания.

·                    Модель многосторонней коммуникации.

Накопленный опыт проведения уроков с использованием ИКТ позволяет сформулировать методические рекомендации по их проектированию.

На своих уроках я использую интерактивные и мультимедийные средства в следующих вариантах, предполагающих основные виды деятельности учителя:

1). Объяснение нового материала.

-        Подбор текстового и графического материала по теме урока;

-        Создание учебно-дидактической презентации;

-        Создание наглядного раздаточного материала;

-        Создание мультимедийных пособий.

2). Контроль усвоения пройденного материала.

-        Разработка контрольных и самостоятельных работ.

-        Разработка тестовых заданий.

-        Разработка опорных конспектов.

3). Дополнительное образование.

-        Организация проектной деятельности учащихся.

-        Повторение материала, решение задач при подготовке к ЕГЭ.

-        Подготовка материалов для проведения школьных конкурсов и олимпиад.

4). Закрепление пройденного материала.

Применение мультимедийных материалов: объяснение опытов, моделирование физических процессов, явлений.

5). Внеклассная работа по предмету.

Всё это приносит свои плоды: усвоение учебного материала происходит более уверенно, работы учеников занимают призовые места в районных конкурсах.

Используя технологии интерактивного обучения,на уроках поддерживается атмосфера оживленного общения — это существенно помогает при ознакомлении учащихся с новым материалом. С помощью интерактивных методов, я смогла всецело завладеть вниманием учеников на уроках и получила возможность общаться с классом, не отходя от доски.

Дети и родители утверждают, что образовательный процесс стал более активным, интересным и увлекательным. Учащимся нравится работать с электронной интерактивной доской. Им нравится работать с инструментом, для управления которым достаточно несколько прикосновений. Все это наполняет класс подлинным энтузиазмом. По моим наблюдениям, при использовании данных технологий учащиеся более внимательны, увлечены и заинтересованы.

Каждый учитель мечтает, чтобы на уроке работали все дети, а учебное время использовалось максимально продуктивно. Я испытываю огромное чувство радости, когда на каждом уроке с использованием интерактивных технологий работают все дети без исключения.

При умелом использовании на уроке современных интерактивных средств обучения детям легко и интересно учиться и каждый день они готовы узнавать новое, потому что они хотят этого сами.

Литература:

1.    Апатова НВ. Информационные технологии в школьном образовании- М. 1994.

2.    Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого.- М.: РПА, 1996.

3.    Педагогика / Под ред. И. П. Подласый. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

4.    Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса.

5.    Савченко Н. А. Использование мультимедиа-технологий в общем среднем образовании. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/80306

6.    Гомулина Н. Н. Модификация интерактивных досок и коллекции интерактивных мультимедиа-компонентов по физике для них ООО «ФИЗИКОН», чл.-корр. АИО, г. Москва.

7.    citniki@yandex

8.    berezovka_sch@mail.ru

Основные термины (генерируются автоматически): интерактивная доска, интерактивное обучение, урок, интерактивное средство обучения, пройденный материал, процесс овладения, ребенок, учебный материал, ученик.


Похожие статьи

Использование интерактивного оборудования с детьми...

интерактивная доска, интерактивное оборудование, дошкольный возраст, ребенок, сенсорная комната, интерактивная игра, интерактивный стол, образовательный процесс, окружающий мир, занятие.

Использование интерактивных методов обучения на уроках...

Интерактивное обучение — диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика [6, 135]. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс в условиях постоянного...

Технология интерактивного обучения младших школьников...

Интерактивное Обучение, интерактивная доска, процесс обучения, учитель, метод обучения, учебная деятельность, начальная школа, эффективное использование, обучение, учащийся.

Использование интерактивного оборудования в учебном процессе

интерактивная доска, учебный процесс, доска, компьютер, занятие, интерактивное оборудование, обратная проекция, программное обеспечение, учебный материал, создание рисунков.

Интерактивное обучение как один из вариантов инновационного...

Сегодня много внимания уделяется вопросам инновационного обучения, которое является разновидностью развивающего обучения и характеризуется предопределенностью результата учения учеником и его добровольным участием в процессе познания на максимальном уровне...

Интерактивный метод обучения | Статья в журнале...

Совершенствование учебно-воспитательного процесса, развитие познавательных способностей учащихся, формирование у них основных приёмов и навыков учебной деятельности — это неотъемлемая часть обучения школьников.

Интерактивные методы обучения на уроках информатики как...

интерактивный метод обучения, игра, интерактивное обучение, урок информатики, учащийся, критическое мышление, учебный процесс, мотивация учащихся, процесс познания.

Интерактивное обучение как средство развития...

«Скажи – и я забуду; покажи – и я запомню; дай – и я пойму.». Китайская притча. В статье рассматривается профессионально-познавательной активности через использование в процессе активных и методов обучения...

Использование интерактивного метода обучения на уроках...

В методике интерактивного обучения учащиеся обучают друг друга, уважают альтернативное мнение, моделируют различные ситуации, способствуют оздоровлению психологического климата на уроке, создают доброжелательную обстановку.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Использование интерактивного оборудования с детьми...

интерактивная доска, интерактивное оборудование, дошкольный возраст, ребенок, сенсорная комната, интерактивная игра, интерактивный стол, образовательный процесс, окружающий мир, занятие.

Использование интерактивных методов обучения на уроках...

Интерактивное обучение — диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика [6, 135]. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс в условиях постоянного...

Технология интерактивного обучения младших школьников...

Интерактивное Обучение, интерактивная доска, процесс обучения, учитель, метод обучения, учебная деятельность, начальная школа, эффективное использование, обучение, учащийся.

Использование интерактивного оборудования в учебном процессе

интерактивная доска, учебный процесс, доска, компьютер, занятие, интерактивное оборудование, обратная проекция, программное обеспечение, учебный материал, создание рисунков.

Интерактивное обучение как один из вариантов инновационного...

Сегодня много внимания уделяется вопросам инновационного обучения, которое является разновидностью развивающего обучения и характеризуется предопределенностью результата учения учеником и его добровольным участием в процессе познания на максимальном уровне...

Интерактивный метод обучения | Статья в журнале...

Совершенствование учебно-воспитательного процесса, развитие познавательных способностей учащихся, формирование у них основных приёмов и навыков учебной деятельности — это неотъемлемая часть обучения школьников.

Интерактивные методы обучения на уроках информатики как...

интерактивный метод обучения, игра, интерактивное обучение, урок информатики, учащийся, критическое мышление, учебный процесс, мотивация учащихся, процесс познания.

Интерактивное обучение как средство развития...

«Скажи – и я забуду; покажи – и я запомню; дай – и я пойму.». Китайская притча. В статье рассматривается профессионально-познавательной активности через использование в процессе активных и методов обучения...

Использование интерактивного метода обучения на уроках...

В методике интерактивного обучения учащиеся обучают друг друга, уважают альтернативное мнение, моделируют различные ситуации, способствуют оздоровлению психологического климата на уроке, создают доброжелательную обстановку.

Задать вопрос