Слово «модуль» имеет различные значения в области математики, точных наук и архитектуры, он означает единицу меры, величину или коэффициент. В педагогике и методике модуль рассматривается как важная часть всей системы, без знания которой дидактическая система «не срабатывает».
Модульное обучение имеет четкую структуру учебной информации, содержания обучения и организацию работы учащихся с учебными модулями. Модуль совпадает с темой учебного предмета. В модуле, в отличие от темы, все измеряется и оценивается: и задание, и работа, и посещение занятий, а также стартовый, промежуточный и итоговый уровень учащихся. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, названы навыки и умения. В модульном обучении все заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения, и контроль качества усвоения.
Модульное обучение — это четко выстроенная технология обучения, которая основывается на научно-обоснованных данных, не допускает двузначных толкований, в отличие от других методов обучения.
При модульном обучении обучающиеся должны владеть основными понятиями, знаниями и умениями по каждому конкретному модулю, а также быть в курсе норм, по которым оценивается качество усвоения учебного материала. Лишь только затем разрабатываются вопросы и учебные задачи, которые охватывают все виды работ по модулю, и выносятся на контроль после изучения модуля. В качестве формы контроля чаще используется тест.
Например, учебный элемент: «Отделка оконных проемов».
Каждый вопрос имеет один или несколько правильных ответов. Выберите правильные ответы.
1. Для лучшего сцепления раствора с поверхностью ее необходимо:
а) смачивать водой;
б) не смачивать водой;
в) не имеет значения.
2. Правила, установленные на проемах, снимают:
а) после затирки штукатурного слоя;
б) перед затиркой штукатурного слоя;
в) не имеет значения.
3. Оконные и дверные проемы оштукатуривают:
а) а) вручную;
б) б) механизированным способом;
в) в) не имеет значения.
4. Раствор набрасывают сначала на:
а) верхний откос;
б) боковые откосы одновременно;
в) поочередно на боковые откосы;
г) не имеет значения.
5. Малку при разравнивании держат под углом:
а) 45°;
б) 60°;
в) 75°.
По своим основным идеям и формам организации модульное обучение близко к дистанционному обучению, т. к. готовые учебные модули и тесты без затруднений и больших затрат времени можно перенести в могут в компьютер. В последнее время во многих российских вузах практикуется дистанционное обучение, и свои учебные программы вузы строят на основе модулей. Это дает возможность привлечь к процессу обучения большое количество учащихся.
Структурные особенности модульного обучения
Организация учебно-образовательного процесса предполагает разделение учебной информации на модули (относительно законченные и самостоятельные единицы информации). Несколько модулей могут охватывать целую учебную тему и даже целую учебную дисциплину. По содержанию выделяют несколько групп модулей: 1) целевые (т. е. содержат сведения о каких-то новых явлениях, фактах); 2) информационные (т. е. включают определенные материалы учебника или книги); 3) операционные (состоящие из практических упражнений и заданий).
Все профессиональные операции разделяются на «шаги», которые объединяются в элементы модуля, а названные элементы — в модульные блоки (тематически законченные единицы). Каким должен быть состав учебных элементов, необходимых для изучения, и каково их количество, целесообразно определить при помощи входного тестирования. Также это будет зависеть от уровня предварительной подготовки и разряда будущей профессии каждого конкретного обучаемого.
Сопутствующие учебные элементы и пособия:
- «Техника безопасности в строительстве»;
- «Техника безопасности при работе на лесах и подмостях»;
- «Инструменты и приспособления для оштукатуривания поверхностей вручную»;
- «Леса и подмости»;
- «Виды и слои штукатурки»;
- «Приготовление раствора вручную»;
- «Нанесение штукатурного слоя вручную»;
- «Разравнивание и затирка штукатурки»;
- «Усенки, лузги и фаски».
Брошюры модульных элементов представляют собой иллюстрированные конспекты с подробным описанием всех технологических операций, выполняя которые учащийся осваивает навык. Брошюра учебного элемента должна полностью заменять учебник и тетрадь. Учебные элементы доступны на занятиях в мастерских каждому учащемуся. Любой обучающийся может самостоятельно изучить эти брошюры, причем темп изучения он выбирает сам. Затем он сдаёт преподавателю каждый изученный учебный элемент, каждый модульный блок и в целом модуль. В итоге программы — текущие, промежуточные и квалификационные испытания. Они могут содержать как закрытую тестовую контрольную часть («сдал — не сдал»), так и творческое задание, которое предполагает тренировку практического навыка. Только после выполнения теоретического и практического задания текущего учебного элемента на 100 % верно, учащийся может перейти к следующему элементу. При модульном обучении нет широко распространенного понятия «отстающий учащийся» — успевают все.
Первый опыт проведения модульных уроков показал перспективность этой педагогической технологии. Теперь учитель готовится не к тому, как лучше провести объяснение нового, а к тому, как лучше управлять деятельностью учеников. Учащиеся постепенно привыкают к модульным урокам и дают все более высокую оценку своей деятельности, деятельности своих товарищей, достижению поставленных целей.
Литература:
1. Батышев С. Я. Блочно-модульное обучение; М., 1997г.
2. Учебные элементы, брошюры для строителей, МЦРМСО, М., 2004г.
3. http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=4210