Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Модульное обучение

8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
02.06.2014
30
Поделиться
Библиографическое описание
Мандрон, Т. И. Модульное обучение / Т. И. Мандрон. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 114-115. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5801/.

Слово «модуль» имеет различные значения в области математики, точных наук и архитектуры, он означает единицу меры, величину или коэффициент. В педагогике и методике модуль рассматривается как важная часть всей системы, без знания которой дидактическая система «не срабатывает».

Модульное обучение имеет четкую структуру учебной информации, содержания обучения и организацию работы учащихся с учебными модулями. Модуль совпадает с темой учебного предмета. В модуле, в отличие от темы, все измеряется и оценивается: и задание, и работа, и посещение занятий, а также стартовый, промежуточный и итоговый уровень учащихся. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, названы навыки и умения. В модульном обучении все заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения, и контроль качества усвоения.

Модульное обучение — это четко выстроенная технология обучения, которая основывается на научно-обоснованных данных, не допускает двузначных толкований, в отличие от других методов обучения.

При модульном обучении обучающиеся должны владеть основными понятиями, знаниями и умениями по каждому конкретному модулю, а также быть в курсе норм, по которым оценивается качество усвоения учебного материала. Лишь только затем разрабатываются вопросы и учебные задачи, которые охватывают все виды работ по модулю, и выносятся на контроль после изучения модуля. В качестве формы контроля чаще используется тест.

Например, учебный элемент: «Отделка оконных проемов».

Каждый вопрос имеет один или несколько правильных ответов. Выберите правильные ответы.

1.                  Для лучшего сцепления раствора с поверхностью ее необходимо:

а)     смачивать водой;

б)     не смачивать водой;

в)     не имеет значения.

2.                  Правила, установленные на проемах, снимают:

а)     после затирки штукатурного слоя;

б)     перед затиркой штукатурного слоя;

в)     не имеет значения.

3.                  Оконные и дверные проемы оштукатуривают:

а)     а)           вручную;

б)     б)          механизированным способом;

в)     в)          не имеет значения.

4.                  Раствор набрасывают сначала на:

а)     верхний откос;

б)     боковые откосы одновременно;

в)     поочередно на боковые откосы;

г)     не имеет значения.

5.                  Малку при разравнивании держат под углом:

а)     45°;

б)     60°;

в)     75°.

По своим основным идеям и формам организации модульное обучение близко к дистанционному обучению, т. к. готовые учебные модули и тесты без затруднений и больших затрат времени можно перенести в могут в компьютер. В последнее время во многих российских вузах практикуется дистанционное обучение, и свои учебные программы вузы строят на основе модулей. Это дает возможность привлечь к процессу обучения большое количество учащихся.

Структурные особенности модульного обучения

Организация учебно-образовательного процесса предполагает разделение учебной информации на модули (относительно законченные и самостоятельные единицы информации). Несколько модулей могут охватывать целую учебную тему и даже целую учебную дисциплину. По содержанию выделяют несколько групп модулей: 1) целевые (т. е. содержат сведения о каких-то новых явлениях, фактах); 2) информационные (т. е. включают определенные материалы учебника или книги); 3) операционные (состоящие из практических упражнений и заданий).

Все профессиональные операции разделяются на «шаги», которые объединяются в элементы модуля, а названные элементы — в модульные блоки (тематически законченные единицы). Каким должен быть состав учебных элементов, необходимых для изучения, и каково их количество, целесообразно определить при помощи входного тестирования. Также это будет зависеть от уровня предварительной подготовки и разряда будущей профессии каждого конкретного обучаемого.

Сопутствующие учебные элементы и пособия:

-        «Техника безопасности в строительстве»;

-        «Техника безопасности при работе на лесах и подмостях»;

-             «Инструменты и приспособления для оштукатуривания поверхностей вручную»;

-        «Леса и подмости»;

-        «Виды и слои штукатурки»;

-        «Приготовление раствора вручную»;

-        «Нанесение штукатурного слоя вручную»;

-                                                                                                                                                                                                                                  «Разравнивание и затирка штукатурки»;

-        «Усенки, лузги и фаски».

Брошюры модульных элементов представляют собой иллюстрированные конспекты с подробным описанием всех технологических операций, выполняя которые учащийся осваивает навык. Брошюра учебного элемента должна полностью заменять учебник и тетрадь. Учебные элементы доступны на занятиях в мастерских каждому учащемуся. Любой обучающийся может самостоятельно изучить эти брошюры, причем темп изучения он выбирает сам. Затем он сдаёт преподавателю каждый изученный учебный элемент, каждый модульный блок и в целом модуль. В итоге программы — текущие, промежуточные и квалификационные испытания. Они могут содержать как закрытую тестовую контрольную часть («сдал — не сдал»), так и творческое задание, которое предполагает тренировку практического навыка. Только после выполнения теоретического и практического задания текущего учебного элемента на 100 % верно, учащийся может перейти к следующему элементу. При модульном обучении нет широко распространенного понятия «отстающий учащийся» — успевают все.

Первый опыт проведения модульных уроков показал перспективность этой педагогической технологии. Теперь учитель готовится не к тому, как лучше провести объяснение нового, а к тому, как лучше управлять деятельностью учеников. Учащиеся постепенно привыкают к модульным урокам и дают все более высокую оценку своей деятельности, деятельности своих товарищей, достижению поставленных целей.

Литература:

1.                  Батышев С. Я. Блочно-модульное обучение; М., 1997г.

2.                  Учебные элементы, брошюры для строителей, МЦРМСО, М., 2004г.

3.                  http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=4210

4.                  http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/19/956/

5.                  http://znanie.podelise.ru/docs/66250/index-14151.html

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный