Роль Казанского районного краеведческого музея имени В. С. Аржиловского в развитии духовно-нравственной культуры школьников в рамках археолого-этнографического лагеря «Истоки» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №1 (60) январь 2014 г.

Дата публикации: 09.01.2014

Статья просмотрена: 155 раз

Библиографическое описание:

Рагозина, Н. Н. Роль Казанского районного краеведческого музея имени В. С. Аржиловского в развитии духовно-нравственной культуры школьников в рамках археолого-этнографического лагеря «Истоки» / Н. Н. Рагозина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 661-663. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8694/ (дата обращения: 17.12.2024).

Реализация специфических задач музея, а именно — документирование и хранение произведений искусства — на протяжении всей истории его существования была тесно связана с общими задачами просвещения и образования. Педагогический аспект в деятельности музея всегда был направлен на удовлетворение образовательных и творческих интересов личности, связан с изучением и освоением культурного наследия нации и человечества в целом.

В Национальной доктрине образования в РФ отмечается, что образование должно обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры,...воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства,...обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов,…формирование культуры мира и межличностных отношений…». [3].

Как отмечает Б. А. Столяров, «музей, собирающий, хранящий и исследующий памятники природы, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства и другие материализованные воплощения духовной и практической деятельности человечества, является образовательной средой, ориентированной на целостное развитие личности» [5, с. 194]. Формирование духовно-нравственной культуры школьников в условиях музея возможно именно потому, что в музее образование осуществляется не через присвоение эталонов знания, а через ценностное отношение личности к искусству и расширение чувственного опыта в процессе общения с подлинником.

Академик Д. С. Лихачев, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, справедливо отметил, что «краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это — самый массовый вид науки» [1].

Казанский районный краеведческий музей имени В. С. Аржиловского играет огромную роль в развитии духовно-нравственной культуры учащихся. Одним из интереснейших направлений в этой области является организация выездных экспедиций археолого-этнографического лагеря «Истоки».

Казанский район ученые археологи взяли на заметку еще несколько лет назад. Поначалу раскопки велись в окрестностях Большой Ченчери, потом исследовательские группы переместились ближе к районному центру, работая неподалеку от поймы реки Ишим. Используя специальные методы, ученые с большой долей вероятности предположили, что именно здесь должны были когда-то, за несколько веков до нашей эры, проживать народы древнейших культур начала железного века. Уже несколько лет в районе Борков ведутся раскопки под руководством научных сотрудников Тюменского института проблем освоения Севера Сибирского отделения РАН. Благодаря проделанной ими аналитической работе, теперь можно представить, кто проживал на наших казанских территориях. Как эти народы называли себя сами, увы, неизвестно — письменностью они, по-видимому, не владели. Сейчас их называют баитовцы и саргатцы. Племена саргатской культуры предположительно были родственны совсем не славянам, а скорее, древним иранцам. Саргатцы вели с соседями из Средней Азии торговлю, разводили коров и лошадей. Огнепоклонники, воинственные всадники, оборонявшие своих близких и свой очаг от чужеземных набегов. Исчезали по-разному: кто после смешения с другими племенами и народами, кто в результате природных и политических катаклизмов.

«Истоки» — это выездной лагерь палаточного типа, действующий на территории нашего района уже более десяти лет. От туристических лагерей он отличается тем, что здесь ребята занимаются научной деятельностью, основными направлениями которой являются археология и этнография.

Как известно, «этнография или этнология (от греч. ethnos — племя, народ) — это наука о происхождении этносов, об их основных характеристиках и свойствах (прежде всего традиционной материальной, духовной и социо-нормативной культуре), взаимоотношениях между этносами и их изменениях, обусловленных этническими процессами» [2, с. 572]. Этнография изучает культуру и быт народов, их происхождение, расселение. Ценнейшими источниками информации для этнографа являются старожилы. Их воспоминания содержат важные для науки сведения, а документы и фотографии помогают их «оживить». Таким образом, этнография — это история, но история максимально приближенная к человеку, касающаяся непосредственно каждого.

В летний период Казанский районный краеведческий музей организует выездные археолого-этнографические экспедиции с трудоустройством подростков, где они изучают жизнь малых населенных пунктов района и занимаются сбором экспонатов для музея. Историческое краеведение является одним из источников обогащения школьников знаниями родного края. Поисковая работа школьников по краеведению является для нашего района традиционной.

С 1998 г. в летний период сотрудники музея с помощью привлеченных специалистов организуют археолого-этнографические экспедиции в разные уголки района. Ребята занимаются сбором этнографического материала, работают со старожилами сел, собирают фольклор, изучают местный диалект и т. д. Ведутся разведывательные работы по археологии на территории района. Под руководством научных сотрудников Тюменского областного научно-исследовательского института проблем освоения Севера ребята изучают культурное наследие древних цивилизаций, бытовавших на территории нашего края.

Разведывательные работы, проведенные в 1998 г., стали первым целенаправленным шагом в археологическом изучении правобережья реки Ишим. После проведения этой экспедиции, в 1999 г. решено было продолжить работу в этом направлении. Это позволило более детально обследовать одно из открытых поселений «Озеро Ченчерь — 6», обнаружить поселение баитовской культуры. Были найдены осколки керамики, впоследствии восстановленные в сосуды, скребки, приспособленные для рыбной ловли и др. Племя погибло от набега другого враждующего племени, предположительно саргатского, в результате пожара.

В 2003 г. исследования проводились между озерами Малое Кабанье и Большое Кабанье, а также на западном берегу озера Малое Кабанье. Обследование перспективных участков поверхности осуществлялись пешими маршрутами с выходом и последующим возвращением в базовый лагерь. Сбор археологического материала (керамики, орудий из камня) происходил путем подбора предметов, вынесенных на поверхность земли при вспашке. Другим способом нахождения древностей являлась так называемая шурфовка, то есть раскапывание небольших ям в местах, где могли находиться поселения древних людей.

В ходе данных изысканий школьниками района был собран материал, который дает немало информации по истории заселения территории Казанского района в древности и средневековье. В первую очередь это, конечно же, керамика. Глиняная посуда и орнамент, который наносился на нее, являются отличительной чертой каждой археологической культуры. Под археологической культурой понимается народ или, можно сказать, племена, проживающие на какой-то ограниченной территории.

Археолог лагеря Д. Еньшин рассказал о том, что «найденную керамику необходимо проанализировать и сопоставить с материалами, собранными ранее, но по орнаментации ее предположительно можно отнести к баитовской и саргатской археологическим культурам, относящимся к раннему железному веку (VII — IV вв. до н. э.) поселения данных культур располагались в основном на высоких берегах озер. В этом отношении западный берег озера Малое Кабанье вполне может являться той кладовой, в которой сокрыта одна из страниц древней истории нашего края» [4].

В 2007–2009 гг. лагерь работал только по этнографическому направлению.

В 2010 г. в районе «Борков» у русла реки Ишим — Марай, при раскопках был открыт многослойный памятник археологии, представляющий большую ценность для всей Тюменской области, включающий в себя Баитовскую и Красноозерскую культуры. Музей пополнился множеством экспонатов: это и глиняные бусы, игральные кости (альчики), бронзовые наконечники стрел и ножи, изделия из кости, пряслица и многое другое. А также целый глиняный горшок, это уникальнейшая для всей Тюменской области находка сейчас храниться в музее. Изучение памятника Марай было продолжено в 2011 г.

В 2012 г. археологическая экспедиция «Истоки — 2012» продолжила изучение древностей Казанского края. Одновременно с научными сотрудниками на раскопках задействованы подростки 14–17 лет, трудоустроенные через службу занятости. Среди 16 ребят были и такие, кто в экспедицию выезжает не первый раз.

По свидетельствам археологов, Приишимье в то время населяли племена скотоводов, ведущих полукочевой образ жизни. Немало находок говорит о том, что люди умели обрабатывать глину, изготавливали сосуды для хранения и приготовления пищи. Украшали ее, нанося определенный орнамент, что говорит о зарождении культуры.

Интересными находками были и орудия труда — скребки для обработки шкур животных. Среди развалов керамики попадались и кости древних животных, в том числе и чешуя рыбы, предположительно древней щуки.

В 2012 г. было 2 раскопа. Марай-5 — это городище, поселение племени саргатской культуры. Марай-2 — часть памятника, в который попал ограждающий жилище ров.

В 2013 г. было найдено большое количество древней керамики, оставшейся от древнего поселения, условно названного Марай-1. Самой выдающейся находкой 2013 г. стало антропоморфное изображение женщины из глины.

За последнее десятилетие ежегодными экспедициями были исследованы окрестности таких деревень как Боровлянка, Б-Ярки, Б-Ченчерь, Баландино, Огнево, Шагалово, Песчаное, Гагарье, Благодатное, Ельцово, Паленка, Н-Георгиевка, Викторовка. Районный краеведческий музей пополнился на сотни экспонатов, получил много документального этнографического материала. Ребята получили новый социальный опыт, новые впечатления, знания, повысили собственную самооценку, хорошо отдохнули, научились жить и обустраивать быт в полевых условиях.

Можно сделать вывод, что ознакомление с природой, памятниками культуры и искусства, народным творчеством и традициями удовлетворяет естественную познавательную потребность, развивает воображение детей, их способность воспринимать и ценить прекрасное. Специфика археолого-этнографической деятельности обостряет эмоциональное восприятие, способствует накоплению ярких впечатлений и переживаний. Особую значимость приобретают знания, которые показывают жизнь в прошлом и настоящем, а также перспективы её дальнейшего развития.

Литература:

1.                  Лихачев, Д. С. Книга беспокойств: Статьи, беседы, воспоминания [Электронный ресурс] / Д. С. Лихачев. Режим доступа: http://svitk.ru/004_book_book/16b/3559_lihahev-kniga_bespokoystv.php (дата обращения: 11.12.2013).

2.                  Народонаселение. Энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Г. Г. Меликьян. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — 640 с.

3.                  Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/231200 (дата обращения:12.12.2013)

4.                  Сабитова, Е. «Истоки»: итоги и впечатления / Е. Сабитова // Наша жизнь. — 2003. — № 61. — С. 2.

5.                  Столяров, Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. Пособие [Текст] / Б. А. Столяров. — М.: Высшая школа, 2004. — 216 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Ишим, VII, археологическая культура, Казанский район, Казанский районный краеведческий музей, летний период, музей, народ, племя, саргатская культура, Тюменская область, экспедиция.


Похожие статьи

Система гражданско-патриотического воспитания учащихся на базе школьного музея в рамках муниципальной апробационной площадки МБУ «Школа имени С. П. Королёва» «Юнармейцы Тольятти»

Взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса в развитии художественно-творческих способностей дошкольников, через организацию проектной деятельности «Музыкальные картины. Времена года»

Музей природы и экологии Урала как образовательный, воспитательный и просветительский ресурс (на примере МБОУ СОШ № 121 г. Снежинска Челябинской области)

Создание развивающей предметно-пространственной среды на основе духовно-нравственного воспитания для ознакомления дошкольников с историей и культурой Белгородского края

Реализация межпредметных связей в рамках изучения дисциплин «Литература» и «Музыкальная литература» в Бузулукском музыкальном колледже

Возможности историко-профессионального альбома «Жизнь как подвиг знаменитых спортсменов ХХ века – выпускников НПО Кузбасса» в формировании гражданско-профессиональной позиции обучающихся

Актуальные вопросы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования подростков (на примере деятельности военно-патриотического клуба «Красная звезда»)

Перспективный план работы СП «Детский сад № 66» ГБОУ СОШ № 17 г. Сызрани по патриотическому воспитанию детей 6–7 лет посредством ознакомления с историей, природой и культурными традициями Самарского края

Активизация познавательной деятельности на уроках русского, татарского языка, литературы, ОБЖ и географии на основе личностно-ориентированного подхода в обучении

Методическая разработка мероприятия (занятия) духовно-нравственного направления для старших дошкольников на тему «Подвиг и вера князя Александра Невского»

Похожие статьи

Система гражданско-патриотического воспитания учащихся на базе школьного музея в рамках муниципальной апробационной площадки МБУ «Школа имени С. П. Королёва» «Юнармейцы Тольятти»

Взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса в развитии художественно-творческих способностей дошкольников, через организацию проектной деятельности «Музыкальные картины. Времена года»

Музей природы и экологии Урала как образовательный, воспитательный и просветительский ресурс (на примере МБОУ СОШ № 121 г. Снежинска Челябинской области)

Создание развивающей предметно-пространственной среды на основе духовно-нравственного воспитания для ознакомления дошкольников с историей и культурой Белгородского края

Реализация межпредметных связей в рамках изучения дисциплин «Литература» и «Музыкальная литература» в Бузулукском музыкальном колледже

Возможности историко-профессионального альбома «Жизнь как подвиг знаменитых спортсменов ХХ века – выпускников НПО Кузбасса» в формировании гражданско-профессиональной позиции обучающихся

Актуальные вопросы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования подростков (на примере деятельности военно-патриотического клуба «Красная звезда»)

Перспективный план работы СП «Детский сад № 66» ГБОУ СОШ № 17 г. Сызрани по патриотическому воспитанию детей 6–7 лет посредством ознакомления с историей, природой и культурными традициями Самарского края

Активизация познавательной деятельности на уроках русского, татарского языка, литературы, ОБЖ и географии на основе личностно-ориентированного подхода в обучении

Методическая разработка мероприятия (занятия) духовно-нравственного направления для старших дошкольников на тему «Подвиг и вера князя Александра Невского»

Задать вопрос