Возможности историко-профессионального альбома «Жизнь как подвиг знаменитых спортсменов ХХ века – выпускников НПО Кузбасса» в формировании гражданско-профессиональной позиции обучающихся
Авторы: Козырева Ольга Анатольевна, Колпаченко Людмила Яковлевна, Загуляева Дарья Владимировна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Статья просмотрена: 138 раз
Библиографическое описание:
Козырева, О. А. Возможности историко-профессионального альбома «Жизнь как подвиг знаменитых спортсменов ХХ века – выпускников НПО Кузбасса» в формировании гражданско-профессиональной позиции обучающихся / О. А. Козырева, Л. Я. Колпаченко, Д. В. Загуляева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 2. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 287-290. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1172/ (дата обращения: 17.12.2024).
- В современной педагогической теории и практике
отводится немалое значение продуктивности и состоятельности идей
формирования гражданско-профессиональной позиции обучающихся, т.к.
за последние 15-20 лет наша современная педагогика отступила от
незыблемых традиционных, гуманно-личностных истин формирования и
развития личности согласно трем базовым направлениям в обществе –
1) человек-гражданин, 2) человек-труженик, 3) человек-семьянин. И в
результате в обществе стали происходить деформации различного генеза
– это и демографическая яма, напрямую связанная с третьим
направлением сосуществования в обществе, опосредованно отражающая
последствия первых двух, и проблемы и специфика профессионального
самоопределения, саморазвития, самосовершенствования и
самореализации с искажением проблемы профессиональной непригодности,
и проблемы смены гражданства, и проблема гражданского
самоопределения, и многие другие проблемы, которые напрямую связаны
с процессом и результатом формирования системы ценностей и
компетенций. В контексте такого рассмотрения в качестве средства
фасилитации в решении поставленных противоречий в системе
профессионального образования появляется мультисредовый подход и
происходит ситуативная постановка проблемы формирование
гражданско-профессиональной позиции обучающихся и ее
решение. Мультисредовый подход
– это методологический подход, в структуре которого выделяется
несколько сред, включающих одновременно субъекта культуры,
деятельности, общения, науки, искусства, религии и пр., подобно
матрешки он повторяет все качества, отношения, модели, функции и
т.д. в различных ипостасях социального взаимодействия, прямо и
косвенно связанного с нюансами планирования и организации ведущей
деятельности и общения. Например, я-ребенок (дочь, сын), я-родитель,
я-дедушка/бабушка.
- Мультисредовый подход является частью полисистемного подхода, его модели и условия предопределяют то, что человек, индивид, субъект, личность может в различных средах выполнять различные роли, осуществлять разнообразную деятельность, которая вне зависимости от позиции в иерархии развития свойств и качеств (человек, индивид, субъект, личность) будет многогранно отражать особенности их и общества в продукте культуры, науки, деятельности, общения и их пересечений, трансформировать объективное согласно антропологическим, индивидуальным, субъектным и личностным моделям, опосредованных системой ограничений и возможностей пространства и времени.
- Мультисреда создает человека именно таким, каким он на настоящий момент создан полем других субъектов культуры и среды, гибко или антигуманно стимулирующих получение продуктов деятельности и общения в микро-, мезо-, макро-, мегамасштабах взаимодействия и преобразования. Этим и объясняется феномен вдохновения в различных социальных средах и полисубъектных отношений. Для одних мы готовы воздвигнуть дворцы, построить музеи, сохранить слепки времени, для других мы максимально, что можем в своей деятельности – проигнорировать некорректируемые неоднородности субъектного поля или, не сдержавшись, – высказать свою позицию в адрес деятельности того или иного ее субъекта.
- Позитивные отношения в гуманно-личностном взаимодействии – цель, достижение которой можно построить средствами проективной деятельности, создающей условия для поиска своего истинного отношения к объективной реальности и поиска себя самого в деятельности и общении.
- Система профессионального образования в нашей стране имеет богатейший историко-культурный материал, не всегда сохраняющийся в системе образования и наследии науки, культуры и истории.
- Начнем с того, что система начального профессионального образования уникальна в своей истории и практике. В профессиональном лицее №70 г. Новокузнецка ведется работа по созданию социально значимых и историко-профессиональных альбомов с момента зарождения музейно-выставочного центра профессионального лицея № 70 г. Новокузнецка и перехода на стандарты второго и третьего поколений в системе образования.
- Музейно-выставочный центр профессионального лицея № 70 был открыт 16 мая 2005 года. В музейно-выставочном центре (МВЦ) активно функционирует Совет музея из числа учащихся лицея. Совет музея, по существу, является органом самоуправления музея, решающий управляющую, организационную, поисковую, исследовательскую функции деятельности МВЦ, участвующий в комплектовании, учете и хранении фондов, в показе и пропаганде собранных материалов.
- Совет музея активно проводит массовую просветительскую работу среди обучающихся профессионального лицея № 70, а также среди населения города, путем проведения экскурсий, уроков мужества, торжественных мероприятий и других акций.
- Особенность и уникальность поисковой деятельности, на которую опираются в качестве основного направления работы состоит в том, что самостоятельная исследовательская работа участников поискового процесса направлена на открытие нового, неизвестного, либо незаслуженно забытого историко-культурного наследия Кемеровской области, что приводит к глубокому рефлексивному осознанию различных жизненных ситуаций и ведет к закреплению высокоморального поведения молодых граждан России. Результаты участия музейно-выставочного центра профессионального лицея № 70 в областных, городских конкурсах, краеведческих конференциях показывают степень эффективности поисковой деятельности обучающихся.
- Представленные на конкурсы материалы музейно-выставочного центра профессионального лицея № 70, созданные обучающимися, отмечены призовыми местами в г. Кемерово и г. Новокузнецке, что чрезвычайно повышает социальный статус обучающихся, придает им уверенность при выборе жизненного пути, обогащает духовно и интеллектуально. По итогам работы за 2007/2008 учебный год музейно-выставочный центр профессионального лицея № 70 г. Новокузнецка занял первое место среди музеев системы НПО Кемеровской области.
- В таких условиях и был создан историко-профессиональный альбом «Жизнь как подвиг знаменитых спортсменов XX века – выпускников начального профессионального образования Кузбасса», выполненный Д. В. Загуляевой. Мы уверены, что исследование и пропагандирование спортивного подвига выпускников системы начального профессионального образования Кузбасса, активизация самостоятельности и формирование культуры самостоятельной работы обучающихся профессионального лицея, формирования потребностей активно участвовать в спортивной жизни края, популяризация здорового образа жизни, может помочь молодым гражданам Кемеровской области выбрать правильные жизненные и профессиональные ориентиры.
- Весь материал проекта «Жизнь как подвиг знаменитых спортсменов XX века – выпускников начального профессионального образования Кузбасса» является уникальным, так как не имеет аналогов на региональном уровне.
- Историко-профессиональный альбом – это система знаний, представленная в электронном и традиционном представлении данных, отраженных в форме инновационного, информационно-гносеологического альбома, фасилитирующего восприятие объективной, историко-культурной и профессионально-трудовой системы знаний и социального опыта, систематизированного в различных словесно-логических и структурно-логических моделях, характеризующих рассматриваемые явления и события с точки зрения науки, культуры, искусства и личностного восприятия и отражения объективной реальности; качество моделирования напрямую связано с формированием культуры самостоятельной работы обучающегося и социальным опытом, полученным в ходе социального и социально-профессионального взаимодействия, а также за счет феноменологических нюансов самоопределения, саморазвития, самосовершенствования и самореализации в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах деятельности и общения. В данной системе отсчета – нашего педагогического рассмотрения, т.е. в системе ограничений и возможностей полисубъектного пространства, под культурой самостоятельной работы (КСР) обучающегося мы будем понимать совокупность формально-логических, содержательно-методологических требований и норм, предъявляемых к самостоятельной работе как психолого-педагогическому феномену, обуславливающему становление, формирование и развитие личности в трех направлениях (человек-гражданин, человек-труженик, человек-семьянин), способной адекватно строить профессионально-деятельностные модели, фасилитирующие изучение проблем, их анализ и решение в традиционной и нестандартной формах, приводящих к оптимизации и рационализации средств, методов, форм производственных отношений и формирования, развития и становления производительных сил, оформлению патентов на изобретения и рацпредложения, а также разнообразным трудам интеллектуальной собственности и благам, создающим предпосылки для развития средств, форм, условий, технологий профессионально-трудовой деятельности и общения.
- В контексте компетентностного подхода можно привести еще одно определение КСР обучающегося в системе профессионального образования – это социально обусловленный и личностно значимый механизм формирования разнообразных компетенций у субъекта деятельности, культуры и общения, предопределяющий и/или фасилитирующий включение личности в профессионально-деловые, социально-педагогические, культурно-досуговые отношения, где смыслы деятельности и общения лежат в поле ресурсов и результатов антропологического генеза, а ценность и смысл результатов преобразования есть история рождения и становления общества и каждого человека в полном смысле этого слова. Иными словами КСР – это мерило человеческого в человеке, где сам человек становится на позицию первооткрывателя, родоначальника, мастера, творца истории, техники, культуры, производства, спорта и прочих областей деятельности человеческого разума, нравов и физического труда, создающих человека в социально важных, личностно значимых направлениях, в ходе которых рост и становление есть функция деятельности, самосовершенствование и самореализация – продукты данной деятельности и культуры, благополучие и устойчивость личности – условия сохранения общества, результаты проверки истинности моделей отношений и преобразований в средах.
- При планомерном формировании КСР обучающегося в системе профессионального образования можно достигнуть достаточно высокого уровня моделирования им средств современной культуры, в том числе и историко-профессиональных альбомов.
- Таким образом, проблема формирования гражданско-профессиональной позиции обучающихся и ее решение в контексте рассмотрения базисных проблем современной педагогики, имеет свое решение. И от того, насколько мы справимся с формированием КСР обучающегося в системе профессионального образования, формированием объективной позитивной, адекватной самооценки, необходимого уровня притязаний, внутренней мотивации деятельности и формированием гражданско-профессиональных ценностей – зависит наше будущее и благополучие наших обучающихся.
- Стоит пожелать нашим педагогам и обучающимся реализации идей значимости и востребованности их результатов совместной, творческой деятельности в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах социального и социально-профессионального взаимодействия, характеризующих их с позиции личностного и профессионального становления и конкурентоспособности, востребованности и устойчивости, самостоятельности и креативности.
Литература:
- 1. Козырева, О. А. Управление образовательными системами : учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА, 2010. – 97 с. – [+приложение на DVD]. – ISBN 978–5–85117–552–7.
- 2. Козырева, О. А. Возможности мультисредового подхода в структуре формирования ценностей, компетенций и патриотизма / О. А. Козырева, Л. Я. Колпаченко // Проблемы эффективности реализации инноваций в учебном процессе : материалы Региональной научно-практической конференции (г. Нижневартовск, 22 апреля 2011 г.) / отв. ред. Э. М. Рянская. – Нижневартовск: НГГУ, 2011. – С.140-145.
- 3. Колпаченко, Л. Я. Система принципов педагогического взаимодействия как модель формирования ценностей и ценностных ориентаций в социально-педагогическом континууме / Л. Я. Колпаченко, О. А. Козырева // Адаптация человека в условиях многообразия современного мира : материалы Всероссийской конференции с международным участием. – СПб. : изд-во Политехн. ун-та, 2011. – С.85-87.
- 4. Редлих, С. М. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога / С. М. Редлих, О. А. Козырева // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2011. – №1 (3). – С. 49 – 62.
- Мультисредовый подход является частью полисистемного подхода, его модели и условия предопределяют то, что человек, индивид, субъект, личность может в различных средах выполнять различные роли, осуществлять разнообразную деятельность, которая вне зависимости от позиции в иерархии развития свойств и качеств (человек, индивид, субъект, личность) будет многогранно отражать особенности их и общества в продукте культуры, науки, деятельности, общения и их пересечений, трансформировать объективное согласно антропологическим, индивидуальным, субъектным и личностным моделям, опосредованных системой ограничений и возможностей пространства и времени.