Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Предупреждение нарушений эмоциональных состояний у подростков с сердечно-сосудистыми заболеваниями

Психология
29.11.2025
11
Поделиться
Библиографическое описание
Госельбах, А. В. Предупреждение нарушений эмоциональных состояний у подростков с сердечно-сосудистыми заболеваниями / А. В. Госельбах. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 48 (599). — С. 367-368. — URL: https://moluch.ru/archive/599/130769.


Актуальность профилактики нарушений эмоциональных состояний у подростков с сердечно-сосудистыми заболеваниями обусловлена тем, что на сегодняшний день смертность от сердечно-сосудистых заболеваний составляет более 900 тысяч человек ежегодно. До 2020 года смертность от сердечно-сосудистых заболеваний стабильно снижалось. Органам здравоохранения к 2019 году получилось сократить количество смертей до 574 тысяч человек от данного вида заболеваний. При этом после распространения пандемии Covid-19 статистика смертности от сердечно-сосудистых заболеваний снова показала рост, что является тревожным показателем.

Наличие хронических заболеваний, таких как врожденный порок сердца, само по себе является значительным стрессовым фактором для подростка, находящегося в периоде активного физического, психологического и социального развития. Ограничения в физической активности, необходимость постоянного приема лекарств, регулярные визиты к врачу и страх перед ухудшением состояния здоровья могут приводить к повышенной тревожности, депрессии и социальной изоляции.

Своевременная диагностика и коррекция эмоциональных нарушений являются ключевыми для улучшения прогноза и качества жизни подростков с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Психологическая поддержка, психотерапия, а в некоторых случаях и медикаментозная терапия, позволяют снизить уровень тревоги, депрессии и улучшить адаптацию к болезни.

Одним из важных направлений является информирование подростков о природе эмоциональных состояний, их влиянии на физическое здоровье, а также о способах самопомощи и обращения за профессиональной помощью. Групповые занятия и тренинги, проводимые психологами и психотерапевтами, которые могут помочь подросткам должны включать в себя:

Профилактика нарушений эмоциональных состояний у подростков с сердечно-сосудистыми заболеваниями является важной задачей, решение которой требует комплексного подхода и сотрудничества медицинских работников, психологов, педагогов и родителей.

Апробация комплекса занятий по профилактике нарушений эмоциональных состояний проводилось на базе Научно-исследовательского института комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний (НИИ КПССЗ), зарегистрированный по адресу: г. Кемерово, бульвар им. ак. Л. С. Барбараша, д. 6. Выборку для проведения исследования составили 20 подростков в возрасте от 12 до 16 лет. Для проведения диагностики были выбраны следующие методики:

– Методика «Эмоциональные лица» (Н. Я. Семаго);

– Методика «Шкала тревожности» (Методика Р. Кондаша);

– Методика «Самочувствие Активность Настроение» (САН) (Методика Доскина В. А., Лаврентьевой Н. А.);

– Методика Опросник «Шкала детской депрессивности» (Ковач М.).

Полученные результаты диагностики по всем методикам были проанализированы с помощью программы Statistica 10 методом t-критерия Стьюдента для независимых выборок. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Расчет t-критерия Стьюдента для независимых выборок

Шкала

Среднее

Среднее

t-знач.

p

Ст.откл.

Ст.откл.

F-отн.

p

Группа 1

Группа 2

Группа 1

Группа 2

дисперс.

дисперс.

1. Эмоциональные лица

4,35

5,70

-2,57

0,014

1,63

1,69

1,07

0,88

2. Шкала тревожности

21,05

14,20

5,82

0,000

3,39

4,02

1,40

0,47

3. Самочувствие

-1,31

0,57

-4,32

0,000

1,57

1,14

1,91

0,17

Активность

-1,21

1,04

-5,51

0,000

1,50

1,05

2,05

0,13

Настроение

-0,58

1,29

-4,31

0,000

1,66

0,99

2,81

0,03

Итог САН

-3,10

2,90

-6,63

0,000

3,38

2,22

2,31

0,08

4. Негативное настроение

7,10

4,70

3,15

0,003

2,81

1,92

2,13

0,11

Межличностные проблемы

5,20

4,00

2,94

0,006

1,40

1,17

1,43

0,44

Неэффективность

5,40

4,05

2,72

0,010

1,73

1,39

1,54

0,36

Ангедония

10,85

5,10

5,94

0,000

3,54

2,49

2,03

0,13

Негативная самооценка

7,70

2,95

6,56

0,000

2,49

2,06

1,46

0,42

ОБЩИЙ

36,25

20,80

8,42

0,000

6,77

4,65

2,12

0,11

Таким образом, мы видим, что результаты обследования группы подростков с врожденным пороком сердца в динамике показывают наличие статистически значимых различий (при p≤0,01) по всем анализируемым параметрам. Это говорит о том, что комплекс мероприятий, проведенных с данной группой, имеет высокую эффективность, что позволяет сделать вывод о том, что данные мероприятия будут эффективны в комплексной работе по лечению и профилактике сердечных заболеваний у подростков в медицинских и образовательных учреждениях.

Литература:

  1. Губарева, Ю. А. Нарушения эмоционально-волевой сферы подростков вследствие интернет-зависимости / Ю. А. Губарева, О. И. Миронова // Евразийское Научное Объединение. 2019. № 6–5(52). С. 342–344.
  2. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков — Санкт-Петербург. Питер. — 2008. — 583 с
  3. Рубинштейн, С. А. Теоретические вопросы психологии и проблема личности: учебное пособие // Психология личности. Тексты. / С. А. Рубинштейн. — М.: Издательство МГУ, 2022. — 482 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №48 (599) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 367-368):
Часть 6 (стр. 355-433)
Расположение в файле:
стр. 355стр. 367-368стр. 433

Молодой учёный