Актуальность профилактики нарушений эмоциональных состояний у подростков с сердечно-сосудистыми заболеваниями обусловлена тем, что на сегодняшний день смертность от сердечно-сосудистых заболеваний составляет более 900 тысяч человек ежегодно. До 2020 года смертность от сердечно-сосудистых заболеваний стабильно снижалось. Органам здравоохранения к 2019 году получилось сократить количество смертей до 574 тысяч человек от данного вида заболеваний. При этом после распространения пандемии Covid-19 статистика смертности от сердечно-сосудистых заболеваний снова показала рост, что является тревожным показателем.
Наличие хронических заболеваний, таких как врожденный порок сердца, само по себе является значительным стрессовым фактором для подростка, находящегося в периоде активного физического, психологического и социального развития. Ограничения в физической активности, необходимость постоянного приема лекарств, регулярные визиты к врачу и страх перед ухудшением состояния здоровья могут приводить к повышенной тревожности, депрессии и социальной изоляции.
Своевременная диагностика и коррекция эмоциональных нарушений являются ключевыми для улучшения прогноза и качества жизни подростков с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Психологическая поддержка, психотерапия, а в некоторых случаях и медикаментозная терапия, позволяют снизить уровень тревоги, депрессии и улучшить адаптацию к болезни.
Одним из важных направлений является информирование подростков о природе эмоциональных состояний, их влиянии на физическое здоровье, а также о способах самопомощи и обращения за профессиональной помощью. Групповые занятия и тренинги, проводимые психологами и психотерапевтами, которые могут помочь подросткам должны включать в себя:
Профилактика нарушений эмоциональных состояний у подростков с сердечно-сосудистыми заболеваниями является важной задачей, решение которой требует комплексного подхода и сотрудничества медицинских работников, психологов, педагогов и родителей.
Апробация комплекса занятий по профилактике нарушений эмоциональных состояний проводилось на базе Научно-исследовательского института комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний (НИИ КПССЗ), зарегистрированный по адресу: г. Кемерово, бульвар им. ак. Л. С. Барбараша, д. 6. Выборку для проведения исследования составили 20 подростков в возрасте от 12 до 16 лет. Для проведения диагностики были выбраны следующие методики:
– Методика «Эмоциональные лица» (Н. Я. Семаго);
– Методика «Шкала тревожности» (Методика Р. Кондаша);
– Методика «Самочувствие Активность Настроение» (САН) (Методика Доскина В. А., Лаврентьевой Н. А.);
– Методика Опросник «Шкала детской депрессивности» (Ковач М.).
Полученные результаты диагностики по всем методикам были проанализированы с помощью программы Statistica 10 методом t-критерия Стьюдента для независимых выборок. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Расчет t-критерия Стьюдента для независимых выборок
|
Шкала |
Среднее |
Среднее |
t-знач. |
p |
Ст.откл. |
Ст.откл. |
F-отн. |
p |
|
Группа 1 |
Группа 2 |
Группа 1 |
Группа 2 |
дисперс. |
дисперс. | |||
|
1. Эмоциональные лица |
4,35 |
5,70 |
-2,57 |
0,014 |
1,63 |
1,69 |
1,07 |
0,88 |
|
2. Шкала тревожности |
21,05 |
14,20 |
5,82 |
0,000 |
3,39 |
4,02 |
1,40 |
0,47 |
|
3. Самочувствие |
-1,31 |
0,57 |
-4,32 |
0,000 |
1,57 |
1,14 |
1,91 |
0,17 |
|
Активность |
-1,21 |
1,04 |
-5,51 |
0,000 |
1,50 |
1,05 |
2,05 |
0,13 |
|
Настроение |
-0,58 |
1,29 |
-4,31 |
0,000 |
1,66 |
0,99 |
2,81 |
0,03 |
|
Итог САН |
-3,10 |
2,90 |
-6,63 |
0,000 |
3,38 |
2,22 |
2,31 |
0,08 |
|
4. Негативное настроение |
7,10 |
4,70 |
3,15 |
0,003 |
2,81 |
1,92 |
2,13 |
0,11 |
|
Межличностные проблемы |
5,20 |
4,00 |
2,94 |
0,006 |
1,40 |
1,17 |
1,43 |
0,44 |
|
Неэффективность |
5,40 |
4,05 |
2,72 |
0,010 |
1,73 |
1,39 |
1,54 |
0,36 |
|
Ангедония |
10,85 |
5,10 |
5,94 |
0,000 |
3,54 |
2,49 |
2,03 |
0,13 |
|
Негативная самооценка |
7,70 |
2,95 |
6,56 |
0,000 |
2,49 |
2,06 |
1,46 |
0,42 |
|
ОБЩИЙ |
36,25 |
20,80 |
8,42 |
0,000 |
6,77 |
4,65 |
2,12 |
0,11 |
Таким образом, мы видим, что результаты обследования группы подростков с врожденным пороком сердца в динамике показывают наличие статистически значимых различий (при p≤0,01) по всем анализируемым параметрам. Это говорит о том, что комплекс мероприятий, проведенных с данной группой, имеет высокую эффективность, что позволяет сделать вывод о том, что данные мероприятия будут эффективны в комплексной работе по лечению и профилактике сердечных заболеваний у подростков в медицинских и образовательных учреждениях.
Литература:
- Губарева, Ю. А. Нарушения эмоционально-волевой сферы подростков вследствие интернет-зависимости / Ю. А. Губарева, О. И. Миронова // Евразийское Научное Объединение. 2019. № 6–5(52). С. 342–344.
- Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков — Санкт-Петербург. Питер. — 2008. — 583 с
- Рубинштейн, С. А. Теоретические вопросы психологии и проблема личности: учебное пособие // Психология личности. Тексты. / С. А. Рубинштейн. — М.: Издательство МГУ, 2022. — 482 с.

