Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Профайлинг как средство восприятия индивидуальности на примере фильма «Дрянные девчонки»

Научный руководитель
Психология
27.11.2025
44
Поделиться
Аннотация
В условиях современного общества, характеризующегося быстрыми изменениями и многообразием информационных потоков, профайлинг становится важным инструментом для понимания уникальных особенностей детей и молодёжи, их ценностей и потребностей, что способствует их гармоничному развитию и адаптации к быстро меняющемуся миру. В условиях влияния цифровых технологий, глобализации и социальных изменений он помогает выявить индивидуальные черты и потенциал подростков, повышая эффективность педагогических практик, развивая их личностные качества, социальную компетентность и самосознание.
Библиографическое описание
Плюснин, К. А. Профайлинг как средство восприятия индивидуальности на примере фильма «Дрянные девчонки» / К. А. Плюснин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 48 (599). — С. 402-413. — URL: https://moluch.ru/archive/599/130623.


In today's rapidly changing and diverse information-driven society, profiling has become an essential tool for understanding the unique characteristics, values, and needs of children and young people, which contributes to their harmonious development and adaptation to the ever-evolving world. In the context of the influence of digital technologies, globalization, and social changes, profiling helps identify the individual traits and potential of adolescents, enhancing the effectiveness of educational practices, fostering their personal qualities, social competence, and self-awareness.

Keywords : profiling, individuality, style, fashion, image, appearance.

Цель — изучение способов и возможностей использования профайлинга для выявления и понимания индивидуальных особенностей личностичерез художественное произведение, а также в исследовании роли профайлинга в формировании зрительского восприятия индивидуальности.

Задачи:

  1. Проанализировать с помощью профайлинга психологические особенностиличности, индивидуальности персонажей.
  2. Исследовать характерные особенности персонажей фильма «Дрянные девчонки» с точки зрения профайлинга.
  3. Определить, каким образом профайлинг помогает понять внутренний мир и мотивацию героев.

Метод исследования: профайлинг внешнего вида.

Форт, главный костюмер и дизайнер проекта, подчеркивала, что одежда героев современных комедий должна рассказывать историю, раскрывать характеры и выглядеть естественно, чтобы избежать надуманности. Для работы над «Дрянными девчонками» она тщательно изучила модные тренды нулевых, и каждая вещь имела смысл и символику. Тина Фей рассказала, что некоторые материалы в сериале были связаны с её собственным опытом ощущения аутсайдера. «Дрянные девчонки» основаны на книге Розалинд Вайсман «Королева улья или как выжить в мире девочек», которая является пособием по саморазвитию для родителей девочек-подростков. Фей переработала книгу в сценарий подростковой комедии, часть материалов отражает её личные переживания. В истории заложены важные послания для девочек и молодых женщин: быть бесстрашными, оставаться собой и избегать унижений.

«Пластикс» — это группа популярных девочек средней школы Норт-Шор, которую возглавляет «королева улья» Реджина Джордж. В ее состав входят также популярная сплетница Гретхен Виннерс, наивная блондинка Карен Смит, а также позже присоединяется главная героиня фильма — Кейди Хирон.

У «Пластикс» есть свой список правил:

  1. По средам ониносят розовый цвет
  2. Кроссовки только во вторник или на физкультуре
  3. Два дня в топике ходить запрещено
  4. Волосы завязывать в хвост можно раз в неделю, остальные дни распущенные
  5. Джинсы носить только по пятницам
  6. Правила феминизма: бывшие парни — табу для подруг
  7. Быть недовольной своей фигурой, но при этом иметь идеальную — база.

Первое появление Реджины в кинокартине уже показывает ее статус — парни несут ее на руках. На уроке физкультуры она единственная, у кого кроссовки на танкетке, таким образом она возвышает себя над остальными. И можно заметить важную деталь: ей лишний раз не нужно выделять себя, в то время как другие члены группировки своеобразно видоизменяют свою спортивную форму. Гретхен — популярная сплетница из богатой семьи, с завитыми волосами, которые отсылают на то, что она хранит в себе компромат на других учеников, дерзким образом: обнаженный живот и низкие шорты. Она пытается превзойти Реджину, но та легко подавляет ее своим авторитетом и высоким ростом на танкетках. Образ Карен —распущенная, свободолюбивая и дерзкая с короткой футболкой, шортами и розовыми кроссовками, отражающими ее наивность и добросердечие (рис. 1).

Первое появление «Пластикс» в кинокартине Первое появление «Пластикс» в кинокартине

Рис. 1. Первое появление «Пластикс» в кинокартине

Первое знакомство Пластикс с Кейди: Образ Реджины — в стиле раскованных нулевых: офисная рубашка и V-образный джемпер подчеркивают ее статус лидера, а положение по центру говорит о ее доминирование в группе «Пластикс». Гретхен в стиле преппи: простой свитер с ромбами в оранжевых и красных тонах, создающий благородный образ, ведь она считает себя аристократкой. Карен носит футболку «Absolute Diva», символизирующую её желание выделяться и быть яркой, проявлять индивидуальность, несмотря на наивность и простоту. Кейди одета в рубашку и коричневые брюки — это показывает, что она не следит за стилем и еще ищет свое мироощущение (рис. 2).

Первое знакомство с «Пластикс» с Кейди

Рис. 2. Первое знакомство с «Пластикс» с Кейди

В своих образах «Пластикс» носят дорогие сумки и вещи — это говорит о них как о подростках, которые материально обеспечены. Таким жестом, они подчеркивают свой статус и индивидуальность (рис. 3).

Трендовые сумки членов группировки «Пластикс» Трендовые сумки членов группировки «Пластикс» Трендовые сумки членов группировки «Пластикс» Трендовые сумки членов группировки «Пластикс» Трендовые сумки членов группировки «Пластикс» Трендовые сумки членов группировки «Пластикс»

Рис. 3. Трендовые сумки членов группировки «Пластикс»

Реджина Джордж воплощает правило «Розовая среда»: в розовом кардигане, подчеркивающем мягкость, и черной кожаной юбке — стервозность и агрессивность. Майка с надписью «a little bit dramatic» показывает ее драматичность. Сняв розовую вещь, она демонстрирует непокорность и стремление к власти. Ей все равно на придуманные ей правила, ее главная задача — контроль и давление на группировку. Гретхен в темно-розовой кофте с дорогими аксессуарами и клетчатой юбке выглядит элегантно и уверенно, подчеркивая зрелость и статус. В отличие от нее, Реджина в розовой кофте и кожаной юбке — более дерзкая и свободная, что отражает ее готовность нарушать правила, в то время как Гретхен придерживается строгих правил и статуса преданной королеве. Образ Карен Смит — простая розовая мини-юбка, обтягивающая кофточка с фиолетовым бантиком и розовые каблуки, подчеркивающие её послушание и желание соответствовать правилам. Этот наряд отражает её полное принятие стандартов Реджины Джордж и стремление быть частью группы, в отличие от Гретхен, которая пытается выражать свою индивидуальность. Карен показывает свою лояльность и готовность подчиняться, даже если это значит отказаться от свободы самовыражения. Кейди впервые соблюдает правило розового, одалживая футболку у друга, хотя ее образ всё же отличается от остальных «Пластикс». После замечания Гретхен она распускает волосы, чтобы слиться с ними и начать следовать их правилам. Тогда она — «чистый лист», только начинающая познавать подростковый мир и свою личность (рис. 4).

Образы «Пластикс»для сцены «Розовая среда»

Рис. 4. Образы «Пластикс»для сцены «Розовая среда»

Реджина Джордж выражает свое самолюбование через золотую подвеску с буквой «R» — первой буквой её имени, а также спит в пижаме, украшенной той же буквой, подчеркивая свою индивидуальность и самовосхищение (рис. 5).

Самолюбование Реджины Джордж Самолюбование Реджины Джордж

Рис. 5. Самолюбование Реджины Джордж

На Хэллоуин мы получаем один из легендарных аутфитов Реджины — костюм кролика. Кролик с чулками и пушистыми манжетами — явная отсылка на кроликов Playboy. Сам бренд был дико популярен в 2000-х. На Хэллоуин Гретхен выбирает закрытый латексный костюм кошки, который, несмотря на скромность, сохраняет сексуальность. Этот образ подчеркивает её двойственную натуру, ведь латекс — вторая кожа. Образ Карен — простая ночнушка с милыми ушками мышки, подчеркивающая её скромность и нехватку ярких идей и воображения для праздника. Даже Гретхен не понимает, почему она выбрала именно такой костюм. На Хэллоуин Кейди совершает ошибку для «Пластикс» и надевает забавный, жуткий костюм невесты вместо сексуального. Тем самым показывая, что она не понимает многие вещи девичьего мира (рис. 6)

Образы «Пластикс» дляХэллоуина Образы «Пластикс» дляХэллоуина

Рис. 6. Образы «Пластикс» дляХэллоуина

Кэйди и Дженис задумали месть Реджине, срезав с её футболки куски ткани. Ожидая негативной реакции, они были удивлены: Реджина восприняла это как возможность повысить свою популярность, запустив новый тренд и демонстрируя уверенность и статус. Этот поступок сделал её не только объектом зависти, но и примером для подражания, превзойдя планы мести и укрепив её позиции в школьной иерархии (рис. 7).

Пример для подражания Пример для подражания Пример для подражания

Рис. 7. Пример для подражания

Карен Смит из обеспеченной семьи предпочитает модные и трендовые вещи, однако по сравнению с другими у неё меньше одежды, из-за чего она часто сочетает и комбинирует разные элементы гардероба (рис. 8)

Материальное положение Карен Смит Материальное положение Карен Смит Материальное положение Карен Смит Материальное положение Карен Смит Материальное положение Карен Смит Материальное положение Карен Смит

Рис. 8. Материальное положение Карен Смит

Со временем в гардеробе Кейди появляются вещи, которые подчёркивают её фигуру и придают уверенность, хотя и не полностью соответствуют стилю остальных членов группировки, помогая ей раскрывать личность и проявлять индивидуальность (рис. 9)

Влияние «Пластикс» на Кейди Влияние «Пластикс» на Кейди Влияние «Пластикс» на Кейди Влияние «Пластикс» на Кейди

Рис. 9. Влияние «Пластикс» на Кейди

В тот момент, когда Пластикс собирались выйти на сцену с танцем, Кейди решила дать понять Реджине, что она не боится её вызовов. Она оголила живот, словно заявляя: «Я здесь и не собираюсь уступать», показывая, что не боится вызовов и готова бороться за равенство, даже будучи «чистым листом» (рис. 10).

Образы «Пластикс» для Нового года

Рис. 10. Образы «Пластикс» для Нового года

Реджина Джордж часто носит красный — акцент на решительности, а и фиолетовый цвет добавляет строгости и авторитарности. Эти цвета подчеркивают её силу, харизму и стремление к контролю, делая её образ ярким и запоминающимся. Черный цвет в образах Реджины Джордж символизирует уязвимость, страх и потерю контроля. Он показывает, что за холодностью и властью скрываются тревоги и отчаяние, делая её образ более сложным и многогранным (рис. 11)

Психология цвета в образах Реджины Джордж Психология цвета в образах Реджины Джордж Психология цвета в образах Реджины Джордж

Рис. 11. Психология цвета в образах Реджины Джордж

Шотландская клетка у Гретхен подчеркивает её сдержанность, консервативность и зрелость. Этот узор символизирует строгость и порядочность, создавая гармонию между внешней привлекательностью и внутренней стабильностью (рис. 12)

Шотландская клетка в образах Гретхен Виннерс Шотландская клетка в образах Гретхен Виннерс Шотландская клетка в образах Гретхен Виннерс Шотландская клетка в образах Гретхен Виннерс

Рис. 12. Шотландская клетка в образах Гретхен Виннерс

Образы Карен наполнены наивностью и простотой: сердечки на юбке, звезда на лонгсливе и бантики на кофте подчеркивают её желание выглядеть мило и беззаботно, отражающие ее безобидный характер и миловидную натуру (рис. 13)

Бейби стиль Карен Смит Бейби стиль Карен Смит Бейби стиль Карен Смит

Рис. 13. Бейби стиль Карен Смит

Получив признание от старшеклассников и «Пластикс», Кейди полностью переходит на их сторону и все больше начинает копировать Реджину. На смену брюкам и рубашкам пришли короткие юбки и каблуки. Ее превращение в Реджину становится все более отчетливым. Стиль подражания». Ее не учили развивать свой индивидуальный стиль и поэтому она копирует стили других членов группировки, что указывает на отсутствие индивидуальности (рис. 14)

Стиль подражания Кейди Хирон Стиль подражания Кейди Хирон

Рис. 14.Стиль подражания Кейди Хирон

После разоблачения красный стал для Кейди символом победы и освобождения, показывая, что она сблизилась с Арона и одержала свою личную победу. Сердечки в форме сердца — указывают на чувства Кейди к Арону (рис. 15)

Красный цвет в образе Кейди Хирон

Рис. 15.Красный цвет в образе Кейди Хирон

Кейди полностью копирует стиль Реджины из сцены «Розовая среда»: футболку с надписью — «a little bit dramatic», розовый кардиган и черную юбку. Этот момент подчеркнуто показывает, что Кейди уже достигла своего цели, и её образ становится зеркальным отражением победы, даже если она еще не окончательна — она уже уверенно захватила пространство и символизирует свою силу и решимость, заняв место Реджины Джордж (рис. 16).

Копирование образа Реджины Джордж Копирование образа Реджины Джордж Копирование образа Реджины Джордж

Рис. 16.Копирование образа Реджины Джордж

День краха Реджины как «Королевы улья» настал во вторник, когда она надела спортивки — запрещённую одежду. Из-за набранного веса одежда стала мала, и её унизили другие, выдворив из группы. Власть перешла к Кейди Хирон. Реджина теряет популярность и авторитет, нарушая правила, и её выгоняют из-за стола — раньше никто не смел это сделать, ведь она была уважаемой. Этот момент показывает её падение и влияние утраты доверия на её поведение и статус среди одноклассников (рис. 17).

Параллель между событиями фильма Параллель между событиями фильма

Рис. 17.Параллель между событиями фильма

В образах «Пластикс» присутствуют топы и футболки с кричащими надписями, отражающие их стиль, статус, состояние и положение. Например, У Гретхен: красный с «Royal Punk» и черный с «Socialite», что еще раз отсылает на ее индивидуальность в проявлении аристократизма. У Карен футболка «Bling-bling» с яркими стразами показывает её стремление к яркости и привлекательности, проявлению индивидуальности. В гардеробе Кэйди появилась розовая футболка с надписью «Rebel», символизирующие победу и её новую власть после бунта против Реджины (рис. 18)

Кричащие надписи на топах, футболках «Пластикс» Кричащие надписи на топах, футболках «Пластикс» Кричащие надписи на топах, футболках «Пластикс» Кричащие надписи на топах, футболках «Пластикс» Кричащие надписи на топах, футболках «Пластикс» Кричащие надписи на топах, футболках «Пластикс»

Рис. 18.Кричащие надписи на топах, футболках «Пластикс»

Реджина Джордж выделялась за счет высокой танкетки, которая подчеркивала её статус и уверенность. Теперь же Кейди взяла инициативу и сама возвышается над остальными, используя каблуки, чтобы подчеркнуть свое доминирующее положение. Она демонстрирует копирование модели поведения Реджины Джордж (рис. 19)

Параллель в поведении Реджины и Кейди Параллель в поведении Реджины и Кейди

Рис. 19. Параллель в поведении Реджины и Кейди

Черное платье без бретелек символизирует власть, окончательное освобождение от прошлого и новую ступень в трансформации Кейди (рис. 20).

Финальная трансформация Кейди Финальная трансформация Кейди

Рис. 20.Финальная трансформация Кейди

Кейди, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность и стиль, носит именные украшения и аксессуары, делая акцент на именной подвеске или украшении, похожем на те, что носит Реджина Джордж. Этот подход демонстрирует её копирование стиля Реджины (рис. 21)

Копирование стиля Реджины Джордж Копирование стиля Реджины Джордж

Рис. 21. Копирование стиля Реджины Джордж

Позже Королева улья появляется в коронном розовом и мрачно-черном. Ее лонгслив, который она надевает после раскрытия тайны «Пластикс» — «Burn book», напоминает похороны Кейди. Розовая сумка и ремешок добавляют стервозности. После того как Кейди стала «Королевой улья», Гретхен часто проигрывала Реджине. Но после выдворения Реджины она решилась на перемены, начала сексуализировать образы, чтобы заявить о своей независимости и смелости. Образ Кейди состоит из розовой мини-юбкой, голубой кофтой и украшениями подчеркивает её статус королевы улья «Пластикс», уверенность и желание привлечь внимание, демонстрируя доминирование и полное преобразование (рис. 22).

Разоблачение «Пластикс» Разоблачение «Пластикс»

Рис. 22. Разоблачение «Пластикс»

В психологии оранжевый символизирует энергию, оптимизм и творчество. В моде он говорит о дружелюбии, уверенности и желании выделиться, передавая позитивный настрой и индивидуальность (рис. 23).

Оранжевый цвет в образах Гретхен Виннерс Оранжевый цвет в образах Гретхен Виннерс Оранжевый цвет в образах Гретхен Виннерс

Рис. 23.Оранжевый цвет в образах Гретхен Виннерс

Даже авария не остановила Реджину Джордж на выпускном. К розовому сатиновому платью она добавила металлический корсет, украшенный цветами в тон. Платье Гретхен — голубое с розовой лентой — символизирует нежность, мечтательность и гармонию. Голубой цвет отражает спокойствие и доверие, розовая — мягкость и романтичность.На весенний бал Карен украшает себя стразами и пишет зеркальную букву «К» на шее — жест, подчеркивающий её наивность и желание казаться особенной, даже если это выглядит нелепо (рис. 24).

Образы «Пластикс» для весеннего балла Образы «Пластикс» для весеннего балла Образы «Пластикс» для весеннего балла

Рис. 24. Образы «Пластикс» для весеннего балла

Кейди становится королевой бала и ломает символ иерархии — корону — раздавая девушкам кусочки «славы и власти», включая Реджину, показывая, что истинная сила внутри. Корона — всего лишь пластик, подчеркивающий важность внутренней уверенности. В финале Реджина в простой серой одежде и розовом сердечке напоминает о своей внутренней части «Пластикс», которая она бережет, в дань уважения к прошлому. После распада «Пластикс» Гретхен находит кумира — китаянку-школьницу, и полностью косплеит ее: выпрямляет волосы и носит черное. Стиль изменился, но поведение осталось прежним. Теперь она свободна носить сережки-обручи, запрещенные ранее. После распада стиль Карен остался неизменным: она продолжает носить игривые детали, подчеркивающие её миловидную натуру. Ее образ остается простодушным и глуповатым, что делает его искренним и неподдельным, ведь она не пыталась менять себя ради моды. В самом финале ленты на Кейди снова лаконичные джинсы и джемпер. Кричащие расцветки «Пластикс» ушли в прошлое, но комплиментарный обтягивающий силуэт все же остался. И в таком виде Кейди выглядит весьма органично. Золотая середина найдена. Белый цвет — символ мира в подростковом мире (рис. 25).

Финальные образы после распада группировки «Пластикс» Финальные образы после распада группировки «Пластикс» Финальные образы после распада группировки «Пластикс» Финальные образы после распада группировки «Пластикс»

Рис. 25 Финальные образы после распада группировки «Пластикс»

Таким образом, анализ внешнего вида «Дрянных девчонок» показывает, что стиль является важным средством самовыражения подростков, отражая их желание выделяться, протестовать и искать признание. Такой визуальный код помогает формировать внутреннюю уверенность и индивидуальность. Понимание этого способствует более глубокому восприятию подростковой психологии и ценностей, а также позволяет создавать более эффективные подходы к воспитанию и поддержке молодого поколения в современных социокультурных условиях.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №48 (599) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 402-413):
Часть 6 (стр. 355-433)
Расположение в файле:
стр. 355стр. 402-413стр. 433
Похожие статьи
Экспериментальное исследование влияния стиля одежды на отношение к человеку в подростковой среде
Исследование моды на примере фильма А. Кончаловского «Глянец»
Социально-психологические особенности косплееров, отдающих предпочтение созданию образов различных типов
Женский этикет и образ леди в романе Дж. Остен «Гордость и предубеждение»
«В этой школе нет друзей»: конфликты во взаимоотношениях учеников элитных школ Республики Корея (по материалам сериалов «Цветочки после ягодок» и «Наследники. Под тяжестью короны»)
Панк против гламура. Исследование феномена костюмов в фильме «Круэлла»
Идейно-ценностные особенности фильма Ю. Чулюкина «Девчата»
Влияние моды и современных стандартов красоты на сознание и поведение девушек
Демонстративное поведение как фактор формирования жизненных стилей молодежи
Современная детская проза Жаклин Уилсон на уроках английского языка

Молодой учёный