«В этой школе нет друзей»: конфликты во взаимоотношениях учеников элитных школ Республики Корея (по материалам сериалов «Цветочки после ягодок» и «Наследники. Под тяжестью короны») | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности

Опубликовано в

III международная научная конференция «Исторические исследования» (Казань, май 2015)

Дата публикации: 19.03.2015

Статья просмотрена: 523 раза

Библиографическое описание:

Дружинина, Ю. В. «В этой школе нет друзей»: конфликты во взаимоотношениях учеников элитных школ Республики Корея (по материалам сериалов «Цветочки после ягодок» и «Наследники. Под тяжестью короны») / Ю. В. Дружинина. — Текст : непосредственный // Исторические исследования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 58-60. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/129/7117/ (дата обращения: 17.12.2024).

В последнее время в мире активно распространяется современная южнокорейская культура. Для описания этого явления используется понятие халлю или «корейская волна». Исследовательница Е. В. Лачина считает, что «халлю — это не что иное, как реклама и продажа» [2, с. 148].

Распространение «корейской волны» проявляется, в частности, в том, что число поклонников южнокорейских дорам (телесериалов) во всем мире ежегодно увеличивается. Корейские сериалы завоёвывают внимание и российского зрителя: в сети Интернет размещаются переведённые на русский язык дорамы, а также появляются сообщества в социальных сетях, посвящённые популярным сериалам.

Большинство дорам ориентированы на достаточно молодую аудиторию. В связи с этим, многие сериалы освещают темы, затрагивающие отдельные аспекты школьной жизнь их главных персонажей.

Интересными для нашего исследования, а также для российских зрителей, судя по числу просмотров и скачиваний, являются взаимоотношения учащихся элитных школ Республики Корея. Популярной, освещающей эту тему, является дорама, известная российскому зрителю под названием «Цветочки после ягодок» (2009 г.), а также дорама «Наследники. Под тяжестью короны» (2013 г). Созданные в разное время сериалы, на наш взгляд, позволяют увидеть наиболее распространенные варианты взаимоотношений учащихся элитных школ. Таким образом, источником для написания нашей работы становится кинотекст вышеназванных дорам.

По мнению исследователей, феноменальность телевизионного сериала, а к этому жанру относятся дорамы, «в современной массовой культуре с одной стороны заключается в том, что он является искусственным объектом, реконструирующим существующий социокультурный порядок с его институтами, стратами и прочими элементами. С другой стороны, телевизионный сериал является объектом, программирующим социокультурные процессы, постоянно порождая и разрушая устойчивые образования» [3]. Таким образом, дорамы формируют определенное отношение российских зрителей к элитным школам Республики Корея.

Исследовательница А. Г. Рузская отмечает, что взаимоотношения — субъективно переживаемые связи и отношения между людьми. Взаимоотношения характеризуются избирательностью и нередко ярко эмоционально окрашены: человек предпочитает одних людей, равнодушен к другим, не принимает третьих [4].

Взаимоотношения могут сопровождаться конфликтами. Конфликт — это процесс, в котором субъекты активно ищут возможность помешать друг другу в достижении определенной цели, предотвратить возможность удовлетворения интересов соперника или изменить его взгляды, социальные позиции, достигая при этом реализации своих интересов [5, с. 114–115]. Конфликтные ситуации возникают тогда, когда поведение противоположной стороны воспринимается как не соответствующее представлениям о справедливости, не соответствует ранее построенной картине мира [1]. Считаем, что конфликты дают возможность человеку, группе сравнить себя с другими сообществами и тем самым сформировать отношение к своей группе. В результате происходит переоценка своих ценностей, что приводит к тому, что человек сохраняет свою принадлежность к прежней группе, либо начинает искать релевантную для себя группу. В нашем случае, либо продолжает обучение в рамках элитной школы, либо стремится ее покинуть.

Многократный просмотр дорамы «Цветочки после ягодок» и сериала «Наследники. Под тяжестью короны» позволяет сделать вывод, что в рамках элитных школ могут совместно обучаться отпрыски известнейших и богатейших семей Республики Корея, а также дети из менее обеспеченных семей. Однако если обучение первых в школе воспринимается, судя по материалам сериалов, как закономерное явление, то присутствие детей из бедных семей часто воспринимается как случайность. Так, в дораме «Цветочки после ягодок», главная героиня сериала Кым Джан Ди (금잔디) — дочь владельца мелкой химчистки и сотрудницы городской сауны. Кым Джан Ди начинает обучение в элитарной школе «Shinhwa» после того, как во время доставки вещей из химчистки спасает от самоубийства одного из школьников, над которым издевались дети самых влиятельных и богатых семей страны, объединенных в группировку F4. Главная героиня дорамы «Наследники» Чха Ын Сан (차은상) — дочь домоуправительницы. Девушка была переведена в элитарную школу «Empire Group» в знак благодарности со стороны хозяев за добросовестных труд ее матери. Дело в том, что работодатели матери главной героини являлись владельцами одной из престижнейших школ страны. Героини обеих дорам воспринимают перевод в элитную школу как тяжелое испытание, так как обучение в подобных образовательных учреждениях для детей из малообеспеченных семей — настоящая борьба за выживание, сопровождающаяся многочисленными конфликтами.

Кинотекст исследуемых дорам позволяет выявить следующие конфликтные моменты, с которыми сталкиваются учащиеся в элитных школах: конфликты, связанные с различием в уровне доходов родителей; противоречия, связанные с социальным статусом и происхождением; личные конфликты и неприязнь. Рассмотрим данные варианты конфликтных взаимоотношений, представленные в сериалах, более подробно.

Одним из главных источников конфликтов, отображенных в дорамах, обусловлен различием экономического благосостояния семей учащихся. Символом этого конфликта — школьная форма. В сериале «Цветочки после ягодок», отец Кым Джан Ди, владелец химчистки, отмечает необыкновенно высокое качество ткани, из которой сшита форма его дочери, обучающейся в школе «Shinhwa». При этом, семье не пришлось понести траты на ее приобретение, так как она была преподнесена администрацией школы Джан Ди в подарок. В дораме «Наследники» подчеркивается дороговизна формы, и то, что она шьется в ручную. Чха Ын Сан воспринимает форму как необыкновенно дорогой подарок со стороны матери. При этом в обоих телесериалах героини всячески стремятся защитить свою форму от повреждений, чего мы не видим в поведении детей из обеспеченных семей, нередко с пренебрежением относящихся к своей одежде.

Обучение в элитных школах, судя по сюжету дорам, требует значительных финансовых затрат со стороны семьи обучающихся. Так, значимым для обучающихся элитарных школ является то, на какой машине тебя подвезут к школе. В дораме «Цветочки после ягодок» Ку Джун Пхё (구준표), наследник компании «Shinhwa», может позволить себе прилететь в школу на вертолете. Отсутствие дорогой машины или прибытие в школу на общественном транспорте воспринимается обучающими как ненормальное явление.

Содержание сериалов свидетельствует о том, что, материальные сложности, с которыми сталкиваются необеспеченные школьники в элитных образовательных учреждениях, многочисленны. Например, в дораме «Цветочки после ягодок» отмечена дороговизна школьных обедов, что вынуждает главную героиню приносить еду в школу из дома, тем самым вызывая смех со стороны обеспеченных учащихся школы. Школьная экскурсия в Европу для Кым Джан Ди также не возможна.

В дораме «Наследники» главная героиня Чха Сан сталкивается с тем, что учащиеся школы «Empire Group» обсуждают стоимость акций, капиталовложений компаний, наследниками которых они являются. И героине самой приходится смириться с прозвищем «Новые деньги», позволяющим ей на некоторое время не раскрывать свое сложное экономическое положение. Кроме того, посещение таких уроков по выбору, как обучение игре в гольф, для занятия которым требуется форма и специальное снаряжения, также не доступно Чхе Сан. И конечно, огромные взносы на нужды школы для главной героини дорамы не возможны, не смотря на то, что ее мать много трудится, а она сама во внешкольное время работает на нескольких работах.

Конфликты в элитных школах связаны и с социальным статусом семьи школьников, а также их происхождением. Наиболее ярко данная проблема представлена в дораме «Наследники». Остановимся на этом подробнее. Ким Тан (김탄), наследник «Empire Group», владеющей школой, может позволить себе на ее территории практически все — оскорбить любого школьника, ввязаться в драку, устроить беспорядки в столовой. Его стиль поведения вызывает уважение у богатой и знатной части школьников, ему стремятся подражать. Однако поступки Тана и его друга Чхве Ён До(최영도), наследника крупного отеля «Zeus», вызывают неподдельный ужас у малообеспеченных школьников.

В первой серии дорамы «Наследники» Чхве Ён До обижая мальчика, учащегося за счет стипендии, говорит, что такие как он, Ён До, всегда будут бить бедных школьников, так как он сам и его друзья — дети начальников и в будущем они тоже будут начальниками. Это своеобразная формула, на основе которой выстраиваются взаимоотношения между школьниками в рамках элитной школы, представленной в дораме. Необеспеченные школьники не всегда могли перенести подобные унижения, переводились в другие школы.

Однако хорошее материальное благосостояние, судя по данным сериалов, не всегда может избавить учащихся исследуемых школ от оскорблений. В дораме «Цветочки после ягодок», не зависимо от материального благосостояния и положения в обществе, любой школьник мог получить красную метку от группировки F4, что означало не только моральные, но и физические притеснения. Эти школьники были вынуждены покинуть школу «Shinhwa».

В дораме «Наследники» учащиеся обращают внимание не только на материальный достаток соучеников, но и на то, насколько престижными являются источники доходов родителей одноклассников. Если, по их мнению, эти каналы были не приличными, то такие дети подвергались насмешками. Школьники прекращали отношения с одноклассниками, если их родители были замечены в махинациях или попадали под следствие, арест. И, пожалуй, самым страшным, не зависимо от материального положения и социального статуса семьи, становился факт огласки внебрачного происхождения кого-либо из учащихся. С таким ребенком учащиеся школы практически полностью прекращали отношения. Знаковой является нарисованная белая линия как вокруг трупов на месте преступления у входа в школу «Empire Group» в дораме «Наследники». На этом месте ни кого не убивали. Однако эта линия, не смотря на то, что ее периодически стирают, появляется вновь. Её рисуют разные школьник: богатые и бедные, успешные и аутсайдеры. Как отмечается в сериале, линию рисуют дети, которым наносят боль.

Следующие виды конфликтов, представленные в дорамах, связаны с личной неприязнью лидеров школы к какому-либо учащемуся. Так, наследник компании «Shinhwa» Ку Джун Пхё начинает преследовать Кым Джан Ди за то, что она отвергла его любовь. В дораме «Наследники» Чхве Ён До притесняет Чха Сан из-за желания разозлить Ким Тана. Подобные случаи в рассматриваемых нами дорамах многочисленны.

Подводя итоги нашего исследования, отметим, что спектр конфликтов обширен. Противоречия во взаимоотношениях учащихся в элитных школах связаны с различием экономического благосостояния школьников, а также с разным социальным статусом семей обучающихся. Конфликты возникают и в результате личной неприязни отдельных школьников. При этом конфликты в большинстве случаев не носят конструктивный характер, а лишь способствуют самоутверждению отдельных школьных лидеров. Однако не смотря на столь конфликтную картину взаимоотношений учащихся, которую мы видим в дорамах, образ элитарной школы в сериалах весьма притягателен, так как в ее рамках можно не только получить качественное образование, но и установить прочные деловые связи, которые могут пригодиться при движении по карьерной лестнице, поиске партнеров по бизнесу.

 

Литература:

 

1.         Аллахвердова, О. В. Изменение картины мира в конфликте / О. В. Аллахвердова, [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/download/77974831.pdf (дата обращения: 11.01.2015).

2.         Лачина, Е. В. «Корейская волна» как проявление «мягкой силы» [Текст] / Е. В. Лачина // Проблемы Дальнего Востока. — № 2. — 2014. — С. 147–155.

3.         Ромах, О. В. Феномен телевизионных телесериалов в современной массовой культуре / О. В. Ромах, Л. О. Попова [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-televizionnyh-serialov-v-sovremennoy-massovoy-kulture-1 (дата обращения: 11.01.2015).

4.         Рузская, А. Г. Взаимоотношения // Социальная психология: словарь / А. Г. Рузская [Электронный ресурс]. URL:http://slovari.yandex.ru/взаимоотношение/Социальная %20психология/Взаимоотношения (дата обращения: 11.01.2015).

5.         Рыжов, О. А., Ларченков В. В. Управление социальным конфликтом [Текст] / О. А. Рыжов, В. В. Ларченков // Политология. — 2012. — № 5. — С. 114–117.

Основные термины (генерируются автоматически): школа, главная героиня, школьник, конфликт, Корея, сериал, учащийся, элитарная школа, элитная школа, российский зритель.

Похожие статьи

«Ни один ребенок не сбивается с пути без причины»: взаимоотношения школьников с родителями в сериалах «Школа 2013» и «Кто ты: Школа 2015»

«Страх вовсе не в опасности, он в нас самих»: страхи современных южнокорейских школьников в веб-сериале «Кошмарный учитель»

«Лучше во тьме пребывать, чем без друга»: представления о дружбе у младших школьников Республики Корея

Психологизм в рассказах Виктории Токаревой «Зануда», «Плохое настроение» и «Фараон»

Влияние просмотра документального сериала «Руки прочь от котиков! Охота на интернет-убийцу» на социальную фрустрированность и тревожность студентов-психологов

Идейно-художественное своеобразие рассказов Елены Васильевны Габовой и и Людмилы Евгеньевны Улицкой: сходства и различия (на материале рассказов «Не пускайте рыжую на озеро» и «Бумажная победа»)

«Бэби-боксы» («Окна жизни») как один из подходов к спасению детей в трудных жизненных ситуациях: опыт России

Кинни-культура на примере героев, с которыми ассоциируют себя подростки, из аниме «Великий из бродячих псов»

Литературная игра для обучающихся 11 классов «Смешного бояться — правды не любить» (по роману И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»)

В поисках счастья: где его можно найти в этом мире

В повести братьев Стругацких "Понедельник начинается в субботу" в институте НИИЧАВО существовала лаборатория нелинейного счастья.

Похожие статьи

«Ни один ребенок не сбивается с пути без причины»: взаимоотношения школьников с родителями в сериалах «Школа 2013» и «Кто ты: Школа 2015»

«Страх вовсе не в опасности, он в нас самих»: страхи современных южнокорейских школьников в веб-сериале «Кошмарный учитель»

«Лучше во тьме пребывать, чем без друга»: представления о дружбе у младших школьников Республики Корея

Психологизм в рассказах Виктории Токаревой «Зануда», «Плохое настроение» и «Фараон»

Влияние просмотра документального сериала «Руки прочь от котиков! Охота на интернет-убийцу» на социальную фрустрированность и тревожность студентов-психологов

Идейно-художественное своеобразие рассказов Елены Васильевны Габовой и и Людмилы Евгеньевны Улицкой: сходства и различия (на материале рассказов «Не пускайте рыжую на озеро» и «Бумажная победа»)

«Бэби-боксы» («Окна жизни») как один из подходов к спасению детей в трудных жизненных ситуациях: опыт России

Кинни-культура на примере героев, с которыми ассоциируют себя подростки, из аниме «Великий из бродячих псов»

Литературная игра для обучающихся 11 классов «Смешного бояться — правды не любить» (по роману И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»)

В поисках счастья: где его можно найти в этом мире

В повести братьев Стругацких "Понедельник начинается в субботу" в институте НИИЧАВО существовала лаборатория нелинейного счастья.