«Страх вовсе не в опасности, он в нас самих»: страхи современных южнокорейских школьников в веб-сериале «Кошмарный учитель» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (140) февраль 2017 г.

Дата публикации: 06.02.2017

Статья просмотрена: 138 раз

Библиографическое описание:

Дружинина, Ю. В. «Страх вовсе не в опасности, он в нас самих»: страхи современных южнокорейских школьников в веб-сериале «Кошмарный учитель» / Ю. В. Дружинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 6 (140). — С. 194-197. — URL: https://moluch.ru/archive/140/39345/ (дата обращения: 16.11.2024).



На протяжении длительного времени наблюдается устойчивое внимание исследователей к кинотекстам как к историческим источникам (А. В. Баталина, Е. В. Волков, О. А. Ганжара, Ю. М. Лотман, И. А. Пигарева, Е. В. Пономарева, С. Секиринский, Е. А. Трофимов, О. Г. Усенко, А. Усманова, М. Ферро и др.). Это происходит не случайно. А. В. Павлов отмечает, что в современном мире кино «фактически доминирует над всеми другими формами искусства и культурного потребления. …Поэтому состояние современной культуры позволяет ценить любые фильмы» [1, с. 11]. С. Анашкин приходит к выводу, что «в большинстве азиатских стран кино стало не просто массовым зрелищем, а продолжением или же «заместителем» повествовательного фольклора. Отсюда — желанная предсказуемость стереотипных сюжетов. … в кинематографе Азии доминирует мелодрама — с ее дидактическим посылом, с четким разграничением элементов добра и зла, с опорой на общественные ценности, на коллективное бессознательное патриархальных сообществ» [2, с. 8]. В. В. Зверева отмечает, что «анализ сериалов позволяет делать выводы о том, какие образы человека и социума предлагаются зрителям в качестве «естественных» или желанных» [3, с. 44]. Мы учитываем мнение Г. Грейя, что «фильмы обладают способностью до удивления точно передавать опыт нашей повседневной жизни, но при этом они могут уносить нас на крыльях фантазии…» [4, с. 175].

Разновидностью сериалов, существующих в современном мире, являются веб-сериалы. Исследователь А. И. Харченко отмечает, что веб-сериал, это «серия эпизодов для Интернета, также для мобильных устройств, сотовых телефонов и веб-телевидения» [5]. Продолжительность эпизодов, выбранного нами веб-сериала составляет 10–20 минут, что характерно для данного жанра сериалов. Популярность веб-сериалов связана, на наш взгляд, с улучшением технологий потокового видео, с увеличением доступности Интернета в современном мире. Сериал можно посмотреть в любом месте в удобное для зрителя время. Кратковременность эпизодов не требует больших временных затрат, что также способствует популярности веб-сериалов. Таким образом, данная разновидность сериалов популярна в среде активных пользователей интернета, коими и являются юноши.

Психологи фиксируют, что юношество — это период в жизни человека, когда возникает потребность в тесном эмоциональном контакте со сверстниками. В то же время в этом возрасте возникают проблемы, связанные с формированием самосознания образа «Я», появляются различные социальные страхи. Ученые отмечают, что «молодой человек не решается говорить о своих переживаниях из чувства ложного стыда или опасения, что его не так поймут» [6, с. 333–336]. Страх — это «чувство внутренней напряженности, связанное с ожиданием угрожающих событий. В социально-психологической сфере страх может возникать по поводу значимых для человека параметров отношений, поведения и деятельности» [7, с. 134]. Таким образом, страхи позволяют увидеть, что является ценным для человека, а чего он не желает допустить в свою жизнь.

В нашем исследовании историческим источником является веб-сериал «Кошмарный учитель» («악몽선생», 12 эпизодов, 2106 год создания), в котором содержится множество страхов, присущих школьникам Республики Корея. Отметим, что нами уже неоднократно привлекались материалы сериалов при изучении жизни южнокорейских школьников [8, 9]. Цель нашей работы — выявление и характеристика страхов школьников, представленных в веб-сериале «Кошмарный учитель».

В веб-сериале «Кошмарный учитель» представлена боязнь школьницы Ким Сыль Ги (김슬기) стать изгоем в классе. Сыль Ги ранее издевалась над каким-то ребенком. Теперь же она сама стала жертвой насмешек. Педагог дает девочке шанс исправить ситуацию. Он вручает Сыль Ги блокнот, в котором отмечены имена одноклассников. С кем она соединит линии, с тем будет дружить. Первое что делает Ким, получив от учителя такие способности, превращает одну из девочек, которые ранее ее обижали, в изгоя, обещая ей жизнь, подобную аду. Ким Сыль Ги благодаря волшебному блокноту становится популярной в классе. Ребята охотно с ней общаются, угощают ее едой. Со временем Сыль Ги начинает раздражать, что она постоянно находиться в центре внимания. Она просит учителя вернуть все назад, но он говорит, что это не возможно. Одноклассники начинают преследовать Сыль Ги. Девочка понимает, что она несчастна, так она всего лишь хотела, чтоб все было как раньше. После того, как блокнот упал в лужу и повредился, она превратилась в невидимку, ее перестали видеть одноклассники.

Следующий страх — проиграть сопернику в битве за титул лидера («босса») школы. О Ки Чоль (오기철), юноша, который мечтает стать главным среди парней в школе и установить в ней мир. Учитель дает ему шанс стать победителем в этой борьбе. Он ставит на руке О Ки Чоля печать, которая дает мальчику еще один шанс в случае проигрыша в финальном сражении. Однако есть одно условие — нельзя сдаваться.

Первый бой парень проиграл. Затем последовал следующий бой. О Ки Чоль изучил все сильные стороны своего соперника и учел это в новом сражении. В итоге он стал лидером школы. Однако вместо того, чтобы навести порядок в школе, о чем мечтал ранее, О Ки Чоль продолжил те безобразия, которые совершал его предшественник (унижение слабых, вымогательство денег, драки и т. д.). Парень начинает понимать, что он действительно не прав, но продолжает в боях отстаивать статус лидера. Бои бесконечно продолжаются. Ки Чоль терпит в них бесконечные поражения. Школьник физически и морально истощён. Он уже не хочет быть «боссом» школы, желает только вырваться из этого замкнутого круга перемещений. Ки Чоль просит учителя стереть печать на руке, которая дает ему возможность начинать новый бой. Учитель напоминает, что мальчик сам принял условия сделки. В итоге О Ки Чоль сдается и исчезает.

Следующий страх школьников связан с тем, что они боятся, что их ложь будет раскрыта. Так, ученица Ан Си Ён (안시연) говорит одноклассникам, что ее весь год преследует сталкер (в Корее так называют маньяков-преследователей — Ю.В.) и у нее есть парень, но все время говорит, что он живет то в Нью-Йорке, то в Бостоне. Школьницы начинают замечать эти неточности в ее рассказе. Учитель дает возможность Ан Си Ён написать в особом дневнике то, о чем она мечтает. Педагог предупреждает ее, что все желания должны быть последовательными. Девочка написала то, о чем говорила одноклассникам. Ее желания начали осуществляться. В школу из Бостона действительно приехал очень красивый парень Сон Пиль Хо (석필호), который перед всей школой начал демонстрировать свою любовь к девочке. В тоже время, Си Ён замечает, что ее действительно преследует сталкер. Кроме того, Си Ён скрывала от одноклассников, что ее родители владеют маленьким фруктовым магазином, так как боялась насмешек от одноклассников. Она придумывала про своих родителей красивые истории. Кода же одноклассники узнали об ее родителях, девочка написала в дневнике новое желание. Она пожелала, чтоб школьница, узнавшая этот факт, исчезла. Сон Пиль Хо, влюбленный в Ан Си Ён, поспособствовал тому, чтобы ее обидчица упала с крыши школы.

Девочке становиться страшно, она просит учителя вернуть все на прежние места. Однако учитель напоминание девочке, что автор должен нести ответственность за свое произведение. Ученица решает сжечь дневник, но Сон Пиль Хо вытащил его из огня. В итоге сталкер убивает парня, а потом и своего создателя — Ан Си Ён.

Рассмотрим еще один случай. Чон Че Су (천재수) — один из самых успешных старшеклассников (второй в классе по успеваемости). Он очень боится плохо сдать экзамен. Зная эту слабость Че Су, учитель предлагает ему напиток, который помог бы запоминать большие объемы информации. После употребления напитка ребенок становиться бесспорным лидером по учебе. Он выполняет тесты за считаные минуты.

Чон Че Су просит у учителя еще напиток, но учитель говорит, что расплата за него — это воспоминания, которые мешают учиться, заполняя голову. Мальчик соглашается пожертвовать частью воспоминаний. Преподаватель предостерегает Че Су, что в день можно выпить не более одной баночки напитка.

Постепенно Че Су забывает, что нельзя пить более одной баночки напитка в день. Воспоминания, не связанные с учебным процессом стали исчезать. Че Су понимал, что нужно остановиться и перестать употреблять чудодейственный напиток, но страх не быть успешным в учебе останавливал его. Злоупотребление напитком сделало свое дело. Чон Че Су стал записывать на пальцах, ладонях, руках, листах послания для самого себя, но не мог вспомнить, что они означают. Мальчик приходит к пониманию, что не помнит имена своих одноклассников. У него возникает ощущение, что он вообще их видит впервые. После сдачи экзамена ребенок просит у учителя вернуть воспоминания, но педагог отвечает, есть только один выход, восстановить их за день. Мальчик же понимает, что информацию о прошлом он сможет узнать, но чувства безвозвратно утеряны.

Чон Че Су старательно изучает надписи на руках. Старшеклассник очень боится забыть своего лучшего друга Ко Ки Тэ (고기태). Крупными буквами Че Су пишет имя товарища на предплечье, тем самым надеясь сохранить о нем воспоминания. Однако мальчик забывает не только друга, но и не может вспомнить, кто он сам такой.

Остановимся еще на одном страхе школьницы. До До Хи (도도희) — королева в школе. Ее фотография с Ли Чон Соком (이종석), главным красавцем школы и ее парнем, была размещена на постере учебного заведения. Однако в школу переводится новая красивая ученица и занимает место До До Хи.

Неожиданно на телефон девочки приходит ссылка на приложение, в котором она может по своему желанию корректировать лицо. До До Хи делает коррективы своего лица, становясь вновь главной красавицей школы. Ли Чон Сок вновь возвращается к ней. Вскоре выясняется, что у До Хи на телефоне установлена только пробная версия приложения. Педагог дает девочки возможность приобрести лицензионную, стабильную версию. При этом учитель сообщает, что есть одно обязательное условие: телефон До Хи ни при каких обстоятельствах не должен быть разряжен и его нельзя разбивать.

Однако красивая внешность не приносит До Хи спокойствия. Так как она все время озабочена тем, чтобы в телефоне была заряжена батарея электропитания, Ли Чон Сок вновь обращает внимание на симпатизирующую ему Чон Ю Ну (천유나). В итоге девушка роняет телефон и у него разбивается экран. Девушка видит в зеркале, что ее лицо тоже треснуло и не верит однокласснице, которая понимает, что это психологическая проблема До Хи. До Хи сталкивается с Ли Чон Соком, который говорит ей, что разочарован в девушке, так как он на самом деле не нравиться ей. Парень утверждает, что До Хи очень хотела быть королевой школы и боялась потерять этот статус, а он, Ли Чон Сок, подходящий аксессуар к титулу королевы. В итоге девушка исчезает, так как приложение перестало работать.

Еще одним страхом школьников в веб-сериале «Кошмарный учитель», является страх потерять самих себя. Главная героиня сериала, Ким Ё Рим (강예림) начинает бороться со своей негативной сущностью, которая воплотилась в ее близнеца. Учитель отправляет хорошую Ё Рим по ту сторону зеркала, где она встречается с маленькой девочкой. Ребенок говорит Ким Ё Рим, что она не счастлива и сама не знает, чего хочет. Дерзкая же часть Ё Рим остается в реальном мире и делает то, чего не делала ранее сама Ё Рим: красит ярко губы, распускает волосы и танцует на парте.

В отличие от других учеников школы Ким Ё Рим не исчезает. Девочка избавляется от своих страхов, приняв себя такой, какая она есть, смирившись со своими негативными чертами, о которых она ранее старалась даже не думать. Кроме того, ученица начинает понимать, чего она действительно хочет, о чем мечтает. В завершении веб-сериала учитель говорит, что Ким Ё Рим молодец. Она смогла проснуться от кошмара и тем самым спасла всех ранее исчезнувших ребят.

В фильме озвучиваются и другие актуальные для подростков Республики Корея страхи. Приведем несколько вопросов из сериала, отражающих страхи учеников: а что если начнётся война (очень актуальный страх для жителей Северной и Южной Кореи); выживем ли мы после землетрясения?

Подводя итоги нашего исследования, можно сказать, что учеников старшей школы, судя по материалам веб-драмы «Кошмарный учитель», беспокоят следующие страхи: страх лишиться друзей; потерять титул самого сильного ученика или самой красивой ученицы школы; боязнь того, что их ложь будет раскрыта. Школьники боятся плохих результатов за экзамены и страшатся потерять свою индивидуальность.

Можем отметить, что подобные страхи учеников содержаться и в других сериалах Республики Корея, что, на наш взгляд, позволяет сделать вывод о том, что это не вымысел создателей телесериалов, а наиболее ярко проявляющиеся реальные чувства детей, в связи с этим нашедшие отражение в сериалах.

Литература:

  1. Павлов А. В. Постыдное удовольствие: философские и социально-политические интерпретации массового кинематографа [Текст] / А. В. Павлов. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. — 360 с.
  2. Анашкин С. О фильмах дальней и ближней Азии: Разборы, портреты, интервью [Текст] / С. Анашкин. — М.: Новое литературное обозрение, 2015. — 296 с.
  3. Зверева В. В. «Настоящая жизнь» в телевизоре: Исследования современной медиакультуры [Текст] / В. В. Зверева. — М.: РГГУ, 2012. — 224 с.
  4. Грей Г. Кино: Визуальная антропология [Текст] / Г. Грей; пер. с англ. М. С. Неклюдовой. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 208 с.
  5. Харченко А. И. Веб-сериал как новый жанр киноиндустрии / А. И. Харченко [Электронный ресурс]. URL: http://studydoc.ru/doc/169682/harchenko-a.i.--veb-serial-kak-novyj-zhanr-kinoindustrii. (дата обращения: 16.01.2017).
  6. Устинова А. Взаимосвязь представлений о страхе, особенностей межличностных отношений и характеристик любви у студентов [Текст] / А. Устинова, Е. В. Левченко // Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии: Материалы XIII Междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых (20–22 октября 2010 г.) / Перм. гос. ун-т. — Пермь, 2010. — С. 334–338.
  7. Мухина В. Инициации подростков как условие личностного роста: проведение инициаций страхом [Текст] / В. Мухина, В. Басюк // Развитие личности. — № 1. — 2011. — С. 133–154.
  8. Дружинина Ю. В. «Учитель мечтает стать учителем»: облик школьного педагога в сериалах «Школа 2013» и «Кто Вы: Школа 2015» [Текст] / Ю. В. Дружинина // Молодой ученый. — 2016. — № 4. — С. 774–777.
  9. Дружинина Ю. В. «В этой школе нет друзей»: конфликты во взаимоотношениях учеников элитных школ Республики Корея (по материалам сериалов «Цветочки после ягодок» и «Наследники. Под тяжестью короны») [Текст] / Ю. В. Дружинина // Исторические исследования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 58–60.
Основные термины (генерируются автоматически): Рим, учитель, Корея, страх, чон Че Су, девочка, одноклассник, че Су, баночка напитка, современный мир.


Похожие статьи

«Ни один ребенок не сбивается с пути без причины»: взаимоотношения школьников с родителями в сериалах «Школа 2013» и «Кто ты: Школа 2015»

«В этой школе нет друзей»: конфликты во взаимоотношениях учеников элитных школ Республики Корея (по материалам сериалов «Цветочки после ягодок» и «Наследники. Под тяжестью короны»)

Портрет выпускника начальной школы. Какой он в современном мире?

В статье автор исследует влияние учителя на выпускника начальной школы, его интересы, и то, как и чем педагог может помочь родителям в формировании личности ребенка.

Неблагополучная семья как проблема десоциализации ребенка

Для всех нас привычно представлять семью как место заботы, любви и безопасности, где ребёнка должны окружать самые близкие и родные люди. Но, к сожалению, семья — это не всегда так. Существует множество случаев, когда атмосфера в семьях отличается от...

Использование игр в изучении иностранного языка

Язык — невероятно могущественное орудие общения, но он также может доставлять массу удовольствия. На самом деле чувство веселья может сделать язык могущественнее... Язык и игра дополняют и обогащают друг друга. Их слияние приводит к языковым играм. И...

Подземный мир

Метрополитены мира — давно уже не просто способ передвижения, а культурный объект: художники используют подземку как холст, архитекторы работают над идеальными решениями, а туристы фотографируют их работы. Мы расскажем о самых красивых станциях метро...

Магический реализм в творчестве Рене Магритта

Бельгийский художник Рене Франсуа Гислен Магритт (1898–1967) известен как сюрреалист. Или магический реалист. Или «крёстный отец» поп-арта. Или… Он сам не знал, какой стиль более характерен его загадочному творчеству. Магритт писал на первый взгляд о...

Эволюция упаковки, её дизайн и дополненная реальность

Нет предела новых идей, развитие технологий стремится все быстрее и быстрее каждый день. Упаковка — не исключение, она всегда была рядом с человеком и всегда помогала ему в самые трудные времена. Начиная от повседневных перевозок и заканчивая леднико...

Сценарий спектакля познавательно-экологической направленности по мотивам сказки В. Орлова «Там, где нет песен, и желудей не бывает» для детей подготовительной к школе группы

Карточная игра и ее влияние на поступки героя повести А. С. Пушкина «Пиковая дама»

Данная статья посвящена раскрытию главной причины, приведшей главного героя повести А. С. Пушкина «Пиковая дама» к катастрофе — банкротству и сумасшествию. В понимании автора статьи, игра в карты, которая является центром сюжетного действия, это не п...

Похожие статьи

«Ни один ребенок не сбивается с пути без причины»: взаимоотношения школьников с родителями в сериалах «Школа 2013» и «Кто ты: Школа 2015»

«В этой школе нет друзей»: конфликты во взаимоотношениях учеников элитных школ Республики Корея (по материалам сериалов «Цветочки после ягодок» и «Наследники. Под тяжестью короны»)

Портрет выпускника начальной школы. Какой он в современном мире?

В статье автор исследует влияние учителя на выпускника начальной школы, его интересы, и то, как и чем педагог может помочь родителям в формировании личности ребенка.

Неблагополучная семья как проблема десоциализации ребенка

Для всех нас привычно представлять семью как место заботы, любви и безопасности, где ребёнка должны окружать самые близкие и родные люди. Но, к сожалению, семья — это не всегда так. Существует множество случаев, когда атмосфера в семьях отличается от...

Использование игр в изучении иностранного языка

Язык — невероятно могущественное орудие общения, но он также может доставлять массу удовольствия. На самом деле чувство веселья может сделать язык могущественнее... Язык и игра дополняют и обогащают друг друга. Их слияние приводит к языковым играм. И...

Подземный мир

Метрополитены мира — давно уже не просто способ передвижения, а культурный объект: художники используют подземку как холст, архитекторы работают над идеальными решениями, а туристы фотографируют их работы. Мы расскажем о самых красивых станциях метро...

Магический реализм в творчестве Рене Магритта

Бельгийский художник Рене Франсуа Гислен Магритт (1898–1967) известен как сюрреалист. Или магический реалист. Или «крёстный отец» поп-арта. Или… Он сам не знал, какой стиль более характерен его загадочному творчеству. Магритт писал на первый взгляд о...

Эволюция упаковки, её дизайн и дополненная реальность

Нет предела новых идей, развитие технологий стремится все быстрее и быстрее каждый день. Упаковка — не исключение, она всегда была рядом с человеком и всегда помогала ему в самые трудные времена. Начиная от повседневных перевозок и заканчивая леднико...

Сценарий спектакля познавательно-экологической направленности по мотивам сказки В. Орлова «Там, где нет песен, и желудей не бывает» для детей подготовительной к школе группы

Карточная игра и ее влияние на поступки героя повести А. С. Пушкина «Пиковая дама»

Данная статья посвящена раскрытию главной причины, приведшей главного героя повести А. С. Пушкина «Пиковая дама» к катастрофе — банкротству и сумасшествию. В понимании автора статьи, игра в карты, которая является центром сюжетного действия, это не п...

Задать вопрос