«Учитель мечтает стать учителем»: облик школьного педагога в сериалах «Школа 2013» и «Кто Вы: Школа 2015» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 15.02.2016

Статья просмотрена: 184 раза

Библиографическое описание:

Дружинина, Ю. В. «Учитель мечтает стать учителем»: облик школьного педагога в сериалах «Школа 2013» и «Кто Вы: Школа 2015» / Ю. В. Дружинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 774-777. — URL: https://moluch.ru/archive/108/26107/ (дата обращения: 17.12.2024).



Граница между светом и тенью — ты.

Станислав Ежи Лец

В статье представлены промежуточные результаты исследования кинооблика школьных педагогов, представленного в телесериалах Республики Корея. Автор характеризует возрастные и половые характеристики педагогов старшей школы и отношение учителей к своей профессии; раскрывает особенности взаимоотношения педагогов со школьниками, коллегами, представленные в телесериалах; описывает внешкольную жизнь учителей.

Ключевые слова: учитель, школа, телесериал, кинооблик, взаимоотношения.

В Республике Корея под влиянием конфуцианства, буддизма, других идеологических концепций «сложилось особое отношение к профессии учителя». Е. В. Чалая отмечает, что в этой стране «традиционная система ценностей диктует уважительное отношение к образованию, образованным людям и учителю как носителю высокой нравственности и глубоких знаний» [1]. Продуктивно обратиться к сериалам Республики Корея (неотъемлемая часть современной корейской культуры) как к историческим источникам при реконструкции кинооблика учителей этой страны.

Телевизионный сериал (телесериал, сериал, дорама) — это художественное или документальное кинопроизведение, которое состоит и некоторого числа серий (число серий может меняться в зависимости от популярности сериала среди зрителей), предназначенное для демонстрации по телевидению. Сериалы дают возможность их создателям «воздействовать на сознание телезрителей» [2]. Кроме того, телесериалы «позволяют донести квазикоммуникационные ценности, а модели поведения, визуальные образы фразеологически переносятся в обыденную жизнь» [2]. Следует отметить, что творцы телесериала вынуждены учитывать стереотипы, мнение зрителей, традиции общества, в котором планируют демонстрировать свой продукт, работая над своим произведением. Игнорирования этих явлений может привести к тому, что телесериал не будет популярен среди зрителей. Следовательно, кинотексты телесериалов для исследователя является многогранными историческими источниками, обращение к которым возможно при изучении общественных явлений, социальных институтов, портретов представителей разных групп общества.

Отметим, что в качестве источников исследования нами привлечены материалы южнокорейских сериалов «Школа 2013» (16 серий) и «Кто Вы: Школа 2015» (16 серий). Выбор именно этих сериалов был обусловлен рядом причин. Во-первых, эти дорамы были созданы в течение последних пяти лет (являются 4 и 5 сезоном сериала «Школа), что, на наш взгляд, позволяет реконструировать наиболее актуальный на сегодняшний день кинооблик учителя современной корейской школы. Во-вторых, в этих сериалах повествуется об учителях, работающих в старшей школе. В-третьих, выбранные нами сериалы имели высокий рейтинг на южнокорейском телевидение. В-четвертых, эти дорамы хорошо известны русскоязычным зрителям, так как переведены (в сети Интернет представлены варианты сериалов с русскими субтитрами) и озвучены (перевод в один голос и многоголосый перевод), пользуются популярностью среди любителей южнокорейских сериалов, о чем свидетельствуют многочисленные просмотры и комментарии к сериям в сети Интернет.

Цель нашей работы — реконструировать облик школьного педагога, представленного в сериалах «Школа 2013» и «Кто Вы: Школа 2015». Для этого необходимо решить исследовательские задачи: 1) охарактеризовать возрастные и половые характеристики педагогов старшей школы и отношение учителей к своей профессии; 2) раскрыть особенности взаимоотношения педагогов со школьниками, коллегами, представленные в кинотекстах; 3) охарактеризовать внешкольную жизнь учителей.

Важным штрихом облика учительства является его половые и возрастные характеристики. При обращении к материалам сериалов мы можем отметить, что в школах Республики Корея работают как мужчины, так и женщины. Так, в телесериале «Школа: 2013» можно увидеть, вероятнее всего, часть преподавательского коллектива в составе десяти человек, (пять женщин и пять мужчин) включая директора, собравшихся на время совещания по поводу чрезвычайной ситуации, случившейся в школе. Отметим, что коллектив состоит из опытных преподавателей, профессиональный стаж которых насчитывает ни одно десятилетие и только двое учителей являются новичками в этой профессии. Сериал «Кто Вы: Школа 2015» представлено пространство двух школ (одна школа, в которой училась Ка На Бель — одна из главных героинь дорамы, и другая, в которую она перевелась впоследствии). В одной из школ, на заседании дисциплинарного комитета, учителя представлены в составе шести человек, из которых только одна учительница. При этом и мужчины, и женщина в возрасте не менее 40 лет.

Конечно, не все педагоги становятся центральными персонажами исследуемых нами телесериалов. Так, в сериале «Школа: 2013» главными персонажами становятся учительница Чжон Ин Чже (исполняет обязанности временного учителя) и Кан Се Чхан (известный репетитор, который в результате инцидента вынужден начать работать в школе), возраст которых в сериале не называют, но колеблется в районе от 30 до 45 лет. Интересно, что главные герои, в отличие от остальных школьных учителей, самые молодые по возрасту. Вероятно, это и оказывает определенное влияние на их отношение к учащимся, соей профессии. Так, для учительницы Чжон благополучие детей является главной задачей ее профессиональной деятельности. Она не только много и усердно работает с учениками в рамках школы (на уроках, на дополнительных занятиях, во время улаживания многочисленных инцидентов), но готова при первом же их затруднении прийти на помощь и за пределами школы. Чжон забирает особо сложных учеников их полицейского участка, разыскивает тех, кто из них решают бросить школу, способствует их возвращению в учебное заведение, готова обсуждать проблемы своих учеников с их родителями. На протяжении всего сериала зритель видит, что любовь к профессии, школе, ученикам у учительницы крепнет.

Совершенно по-иному складывается профессиональная биография у учителя Кан Се Чхана. В самом начале он начинает работать в школе лишь в связи со сложившимися обстоятельствами. Его мало интересуют проблемы школьников, он не совсем понимает учительницу Чжон с ее стремлением помочь ученикам. Учитель Кан заинтересован только в учебных достижениях школьников и по этой причине спокойно относится к непосещению его уроков учениками, которые не нуждается в его предмете. Однако по мере работе в школе, в процессе взаимодействия с коллегами, ребятами, родителями школьников, Кан постепенно меняет свои взгляды и в результате остается учительствовать в школе, не возвращается к репетиторской практике, к чему стремился на протяжении всего фильма.

Кинооблик учителя Ким Чжун Сока в сериале «Кто Вы: Школа 2015» неоднозначен, в отличие от облика учителей, представленных в дораме «Школа: 2013». Остановимся на этом поподробнее. Так же, как и его коллеги, кинооблик которых мы рассматривали ранее, учитель Ким забирает своих учеников из полицейского участка, готов заплатить за них штраф и неоплаченный ими счет в развлекательном заведении. Однако активность учителя связана во многом не с желанием выручить детей, а со стремлением избавить себя от возможных неприятностей, связанных с разборками в школе по поводу данного инцидента. Учитель говорит своим ученикам, которых учит математике, что, не смотря на то, что дисциплина, которую он преподает, сложна, она все же не такая сложная как они, его ученики. В данной фразе, на наш взгляд, отражаются те трудности, с которыми сталкивается учитель при работе с учениками в рамках его профессиональной деятельности. При этом стать учителем, по словам педагога, он захотел благодаря примеру своего учителя. Как отмечает Ким, в его учителе была страсть (предположим, что к профессии — Ю. Д.). Он готов был разыскивать не посещающих школу детей даже за городом. Однако сам Ким Чжун Сок не смог быть таким как учитель, он всегда старался держать дистанцию с учениками. При этом, даже распивая в палаточном кафе соджу, учитель думает о проблемах детей, хотя в состоянии алкогольного опьянения говорит, что ему не нравится быть учителем, он просто хочет строить карьеру, так как хорошо заполняет документы, преподает математику. Учитель Ким даже уходит со школы, так как считает, что ему нужно о многом подумать. Однако поработав преподавателем на дополнительных курсах, Ким Чжун Сок задумывается над вопросом, о том, что он больше всего любит. И учитель понимает, что школа, преподавательская работа являются важным элементом его жизни, и он начинает просматривать вакансии для трудоустройства в школе. И вновь учитель Ким начинает работать в школе, как и прежде, ругает учеников за то, что они спят на его уроках.

В сериалах находит отражение и вопрос о взаимоотношении педагогов в рамках школы. Нужно отметить, что в исследуемых нами сериалах представлены схожие проблемы о противостоянии учителей: чаще всего молодые педагоги вступают в конфликт с опытными коллегами по вопросам воспитания и обучения учеников. Администрация школы предает большое значение сохранению позитивного образа образовательных учреждений, а также предотвращению насилия между учениками. В связи с этим молодые педагоги всячески пытаются скрыть от администрации школы проступки своих учеников, так как понимают, что детей могут исключить из школы. Особо подробно данная тематика отражена в дораме «Школа 2013»: ученики имеют трудности с законом, систематически нарушают школьную дисциплину, наносят вред школьному имуществу. Не смотря на подобное поведение школьников, учительница Чжон Ин Чже, рискуя потерять работу, спешит помочь своим ученикам. Ее рвение к работе, любовь к детям, которые не всегда положительно оценивают деятельность другие учительницы, постепенно начинает вызывать восхищение у Кан Се Чхана, который в начале сериала совершенно не интересуется детьми, о чем мы упоминали выше.

Однако во взаимоотношениях молодых педагогов с их более опытными коллегами есть и приятные исключения. В дораме «Школа 2013» молодая учительница Чжон советуется с учителем физкультуры, уже опытным педагогом в возрасте, по поводу работы со школьниками, так как для нее важно его мнение. Учитель Кан Се Чхан вообще в прошлом являлся учеником этого преподавателя физкультуры, по этой причине он не только прислушивается к его мнению, но и использует его методы обучения при работе с детьми. Так, для того чтобы примерить поссорившихся учеников, Кан Се Чхан их закрывает в спортзале для того, чтобы они убрали помещение. В процессе уборки помещения ученики начинают понимать друг друга, мирятся.

Колоритной фигурой в сериале «Школа: 2013» представлен и опытный учитель Ом. Дети зовут его «Силачом Омом». Учитель Ом принимает участие в разрешении всех спорных конфликтов, борется с насилием в школе, очень хорошо разбирается в нормативных документах, отражающих данную проблему. Он является бесспорным авторитетом, как среди школьников, так и среди коллег.

В сериале «Кто Вы: Школа 2015» взаимоотношения педагогов освещены значительно меньше. Так, в диалоге с директором школы учитель Ким Чжун Сок говорит, что ему без разницы, с кем из учеников работать, не важно, сын ли это директора или просто ученик, он ко всем относится одинаково хорошо. Кроме того, если директор не прислушается к его словам, то он готов самостоятельно принимать решения по поводу своего ученика, и не важно, что он сына директора. Таким образом, учитель готов пойти на конфликт даже с директором, защищая интересы своего ученика.

В этом же сериале демонстрируются скорее вымышленные создателями фильмов сюжеты о взаимоотношении педагогов, которые могут быть любопытными для зрителей, забавят их. Так, новая учительница пришла в школу в очень короткой юбке, за что получила выговор от более зрелой женщины-коллеги и упреки в том, что с первого своего дня работы она забыла о моральных принципах. Однако мужчина-педагог в возрасте сказал, что это нормально, что, конечно вызвало массу негатива со стороны ее коллеги.

Наибольшее освещение в сериалах получила тема, посвященная взаимоотношению учителей и школьников. Отметим, что палитра контактов, нашедшая отражения в кинотекстах поистине обширна. Остановимся лишь на некоторых сюжетах.

Некоторые педагоги в сериалах представлены не интересующимися судьбой своих учеников. Так, в сериале «Школа 2013» некоторые преподаватели предпочитают делать вид, что не видят проступков своих учеников (например, курение, насилие в школе), так как это может создать для них дополнительную работу, замечания со стороны администрации школы, стремятся минимизировать взаимоотношения со своими учениками. Однако центральное место в дорамах занимают педагоги, активно взаимодействующие с учащимися по вопросам, связанными с образовательным процессом (во время учебных и дополнительных занятий; вместе с учениками присутствуют при заседании дисциплинарных комитетов), а также имеющим отношение только к частной жизни учеников (забирают из полицейских участков, о чем говорилось выше; помогают решить проблемы, связанные с взаимоотношениями учащихся со сверстниками и родителями).

Создатели сериала «Школа 2013» наделяют тех педагогов, которые максимально часто взаимодействуют с детьми, высокоразвитым осознание своей чести и личного достоинства, а также носителями моральных ценностей. Так Чжон Ин Чже, узнав о факте воровства среди учеников класса, в котором она являлась классным руководителем, за этот проступок всех учащихся больно бьет по ладоням. Для учеников это был ценный урок. Они видели, что учительница не столько наказывает их, так как от одного удара они особо не пострадали, сколько саму себя, так как от многократных ударов она наносила вред своим ладоням. Учительница Чжон демонстрирует свои высокоморальные характеристики, защищает своих учеников перед администрацией школы, родителями, хоть ей за это и грозят увольнением с работы. Нужно отметить, что доверие учеников к учительнице постепенно крепнет на протяжении фильма. Так, если в четвертой серии неблагополучный ученик просит ее «не строить из себя добренькую», то к тринадцатой серии он верит ей и даже пишет стих, о чем она его просила. Кан Се Чхан также на протяжении всего сериала раскрывает положительные черты характера: из заинтересованного только в оценках своих учеников педагога-репетитора, он становится заботливым, переживающим за благополучие школьников, учителя. Отметим, что учителя активно работают с детьми не только на территории школы. Они разыскивают своих подопечных, не посещающих школу, по городу, ждут их у дома, стремясь тем самым позволить им получить школьное образование.

Взаимоотношения учителя Кима из сериала «Кто Вы: Школа 2015» с учениками содержит схожие характеристики. Однако данной теме в телесериале отводится значительно меньше внимания, по этой причине не будем на этом сюжете останавливаться более подробно.

Внешкольная жизнь педагогов освещена в сериалах крайне мало. В фильмах содержится информация о том, что после работы педагоги разыскивают неблагополучных школьников, посещают их дома («Школа 2013»). Учительский коллектив может отправиться в кафе и выпить алкогольные напитки («Кто Вы: Школа 2015»). Однако и в этом случае преподаватели думают, разговаривают о своих учениках.

Таким образом, на основе проанализированных нами книнотекстов, можем сделать вывод о том, что в корейских школах преподают как мужчины, так и женщины, возраст которых может варьироваться. Педагоги нередко ответственно относятся к своей профессии, любят своих учеников. Однако, вероятно, существуют случаи, когда школа может стать площадкой для строительства профессионально карьеры, и педагоги отдают приоритет продвижению по службе, а не решению проблем школьников, что создатели сериалов, вероятно, стремились отразить в своих работах. Отметим, что взаимоотношения в преподавательском коллективе может выстраиваться как комплементарно, в русле сотрудничества, но и возможны конфликты, возникающие по вопросам неоднозначного понимание функции школы в жизни детей, подходов к обучению и воспитанию школьников. Важным элементом кинооблика учителя является характеристика взаимоотношения учителей и школьников, которые могут носить как продуктивный, так и деструктивный характер. При этом создатели сериалов больше тяготеют к созданию образа плодотворного сотрудничества учеников и педагогов, доносят до зрителя идею, что педагог является высокоморальной личностью, способной перевоспитать даже самых трудных учеников. Такая манера преподнесения облика учителя в сериалах, вероятно, не только с целью достижения коммерческого успеха, но и связано с желанием создателей телесериалов донести до внимания общественности проблемы, существующие в современных школах Южной Кореи, своим творчеством поспособствовать улучшению ситуации в них, а также способствовать повышению авторитета школьного учителя.

Литература:

  1. Чалая, Е. В. Ценности-отношения в сфере образования в Республике Корея / Е. В. Чалая, [Электронный ресурс]. URL.: https://docviewer.yandex.ru/?url=http %3A %2F %2Frucont.ru %2Ffile.ashx %3Fguid %3Df2d8b943–2e80–41f7-b337–9c259bbefa87&name=file.ashx %3Fguid %3Df2d8b943–2e80–41f7-b337–9c259bbefa87&lang=ru&c=563f7e0d5dca (дата обращения: 10.02.2016).
  2. Попова, Л. О. Феномен телевизионных сериалов в современной массовой культуре / Л. О. Попова, О. В. Ромах, [Электронный ресурс]. URL.: http://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-televizionnyh-serialov-v-sovremennoy-massovoy-kulture-1(дата обращения: 10.02.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): школа, ученик, кан, сериал, учитель, Корея, педагог, учитель Ким, учительница, старшая школа.


Ключевые слова

взаимоотношения., школа, учитель, взаимоотношения, телесериал, кинооблик

Похожие статьи

Занятость матерей и социальная адаптация их детей в период учебы на примере общеобразовательной школы №3 района Караджа

В статье рассматривается влияние занятости матери на ситуацию в семье, на процесс воспитания детей, адаптацию членов семьи, а внутрисемейные взаимоотношения. В данное исследование были включены материалы изучения всех учащихся обоего пола общеобразов...

Содействие профессиональному самоопределению в педагогической профессии учащимся психолого-педагогических классов

Статья посвящена актуальной проблеме профессионального самоопределения в педагогической профессии учащимися педклассов. Раскрыта актуальность допрофессиональной подготовки школьников к выбору педагогической профессии в форме педагогического класса. О...

Духовно-нравственное воспитание студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы

В данной статье затронута проблема духовно-нравственного воспитания студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы. Автор описывает опыт работы по решению одной из актуальнейших проблем в преподавании литературы — нежелание чт...

Особенности развития лидерских качеств старшеклассников сельской и городской школ: сравнительный анализ

Статья посвящена сравнительному анализу особенностей лидерских качеств старшеклассников сельской и городской школ. Проанализированы статьи отечественных и зарубежных учебных по данной проблеме, проведено собственное эмпирическое исследование, даны ре...

Исследование семейных факторов, влияющих на насилие над детьми со стороны родителей

Статья просвящена анализу основных факторов, влияющих на проявление семейного насилия над детьми со стороны родителей, такие как развод, алкоголизм и наркомания, необразованность родителей, семейные конфликты, бедность и безработица, неполные семьи, ...

Проблемы анализа художественного произведения в программах академических лицеев

В настоящей статье на конкретном примере рассматривается место учебных программ в литературном образовании. Анализируя действующую программу по литературе для академических лицеев Республики Узбекистан, автор раскрывает основные требования к составле...

Наставничество как условие становления молодого специалиста

В статье представлен опыт работы учителя — логопеда коррекционного образовательного учреждения, с использованием модели наставничества «педагог — педагог». В статье описаны целевые установки, формы взаимодействия наставника и начинающего специалиста,...

Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки

Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...

Опыт использования литературного и киноматериала в учебном процессе высшей школы

В статье проанализирована проблема современного образования, заключающаяся в расхождении подхода преподавателя к построению учебного курса и готовности и интереса студентов к освоению предлагаемого материала, предложено использование литературного и ...

Образ идеального педагога-наставника глазами студентов-первокурсников

2023 год указом президента объявлен годом педагога и наставника. Многие мероприятия года направлены на то, чтобы повысить статус педагога в принципе и возродить институт наставничества в частности. В этой связи стало интересным изучить мнение студент...

Похожие статьи

Занятость матерей и социальная адаптация их детей в период учебы на примере общеобразовательной школы №3 района Караджа

В статье рассматривается влияние занятости матери на ситуацию в семье, на процесс воспитания детей, адаптацию членов семьи, а внутрисемейные взаимоотношения. В данное исследование были включены материалы изучения всех учащихся обоего пола общеобразов...

Содействие профессиональному самоопределению в педагогической профессии учащимся психолого-педагогических классов

Статья посвящена актуальной проблеме профессионального самоопределения в педагогической профессии учащимися педклассов. Раскрыта актуальность допрофессиональной подготовки школьников к выбору педагогической профессии в форме педагогического класса. О...

Духовно-нравственное воспитание студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы

В данной статье затронута проблема духовно-нравственного воспитания студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы. Автор описывает опыт работы по решению одной из актуальнейших проблем в преподавании литературы — нежелание чт...

Особенности развития лидерских качеств старшеклассников сельской и городской школ: сравнительный анализ

Статья посвящена сравнительному анализу особенностей лидерских качеств старшеклассников сельской и городской школ. Проанализированы статьи отечественных и зарубежных учебных по данной проблеме, проведено собственное эмпирическое исследование, даны ре...

Исследование семейных факторов, влияющих на насилие над детьми со стороны родителей

Статья просвящена анализу основных факторов, влияющих на проявление семейного насилия над детьми со стороны родителей, такие как развод, алкоголизм и наркомания, необразованность родителей, семейные конфликты, бедность и безработица, неполные семьи, ...

Проблемы анализа художественного произведения в программах академических лицеев

В настоящей статье на конкретном примере рассматривается место учебных программ в литературном образовании. Анализируя действующую программу по литературе для академических лицеев Республики Узбекистан, автор раскрывает основные требования к составле...

Наставничество как условие становления молодого специалиста

В статье представлен опыт работы учителя — логопеда коррекционного образовательного учреждения, с использованием модели наставничества «педагог — педагог». В статье описаны целевые установки, формы взаимодействия наставника и начинающего специалиста,...

Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки

Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...

Опыт использования литературного и киноматериала в учебном процессе высшей школы

В статье проанализирована проблема современного образования, заключающаяся в расхождении подхода преподавателя к построению учебного курса и готовности и интереса студентов к освоению предлагаемого материала, предложено использование литературного и ...

Образ идеального педагога-наставника глазами студентов-первокурсников

2023 год указом президента объявлен годом педагога и наставника. Многие мероприятия года направлены на то, чтобы повысить статус педагога в принципе и возродить институт наставничества в частности. В этой связи стало интересным изучить мнение студент...

Задать вопрос