Социально-педагогический потенциал советских детских-юношеских фильмов и современного кинематографа: сравнительный анализ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Вдовина, М. В. Социально-педагогический потенциал советских детских-юношеских фильмов и современного кинематографа: сравнительный анализ / М. В. Вдовина, Ю. В. Ермолаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1.1 (135.1). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37677/ (дата обращения: 19.11.2024).



Soviet and Russian cinema is one of the most commonly addressed topics. Comparative analysis of the films produced on multiple criteria, one of which is the socio-pedagogical potential of children and adolescents.

Keywords: Soviet cinema, Russian cinema, and the socio-pedagogical potential, comparative analysis.

Советский кинематограф — это уникальное явление культуры XX века. Как и многие сферы культуры, кинематограф был подчинен определённым правилам и канонам. В фильмах был показан образ советского гражданина, каким он должен быть. Фильмы были рассчитаны на широкую аудиторию, чтобы «нести» идеальный образ в массы. С одной стороны, идеальный образ был создан для того, чтобы советские граждане стремились к этому идеалу, а с другой — образ был прост и напоминал обычного гражданина, который живет в соседней квартире, доме или улице. Кинематограф советского периода показывал, как хорошо жить в Советском Союзе, как государство заботится о своих гражданах. Тематика фильмов изменилась с началом Великой Отечественной войны. Тема войны, в которой советский народ проявил ни с чем не сравнимый героизм, являлась одной из самых популярных тем в кинематографе.

Детские и юношеские фильмы советского периода можно выделить в отдельную категорию кинематографа. Неповторимый юмор, дух приключений и при этом показ образа юного пионера, который готов к любым трудностям и который легко справится с любой задачей был основной задачей режиссеров. «Добро пожаловать или посторонним вход запрещен», «Неуловимые мстители», «Чук и Гек», «Тимур и его команда», «Старик Хоттабыч» и многие другие детско-юношеские фильмы являются настоящей классикой и шедеврами советского кинематографа. В особую категорию можно выделить фильмы-сказки, которые были наполнены динамикой сюжета и неповторимой игрой актеров. К самым популярным фильмам-сказкам можно отнести «Морозко», «Варвара-краса длинная коса» и многие другие.

Российский кинематограф пережил настоящую революцию в конце 80-х и 90-х годах XX века. Образ советского гражданина и пионера становится уже не востребованным. На первый план выходит показ реальной жизни людей, социальных проблем, которые появились после распада Советского Союза. Фильмы для детей и подростков практически не снимались, тема детства и юношества ушла на дальний план. Режиссеры обратились к теме детства и юношества уже спустя десятилетие, однако фильмы для нового поколения детей и подростков значительно отличались от фильмов советского периода. Влияние оказал западный кинематограф, в котором зачастую дети и подростки показаны героями с сверхъестественными способностями, живущими в волшебном мире. Западные фильмы наполнены яркими эффектами и компьютерной графикой, которая привлекает внимание детей. Зачастую дети и подростки не задумываются о самом смысле кинокартины, акцентируя внимание именно на красочность и яркость образов и обстановки. В последнее время все чаще возникает вопрос: в чем заключается воспитательный потенциал современных фильмов?

О современных фильмах нельзя сказать, что они очень плохие. В них есть как положительные, так и отрицательные моменты. Ярким примером такого фильма является кинокартина «Мы из будущего» (2008 г). С одной стороны, показаны прототипы отрицательных героев: молодых людей, которых интересует легкая нажива, лёгкие деньги, заработанные сомнительным способом. Присутствует элемент фантастики (перемещение во времени). Герои попадают в прошлое, в самое пекло военных событий лета 1942 года. Сама обстановка, военные действия, сцены боя и разведки показаны достаточно достоверно. Можно сказать, что образы советских граждан, защищающих свою Родину, переданы актерским составом на высоком уровне. Можно проследить яркую антитезу: как вели себя советские солдаты и как на их фоне выглядели «пришельцы» — молодые люди, попавшие из мира развлечений, лёгких денег и компьютерной графики. На протяжении всего фильма мы наблюдаем, как меняется мировоззрение главных героев, которые поняли всю истинную цену Великой победы, только пройдя через боль и страх. Можно сказать, что фильм «Мы из будущего» является одной из современных картин о войне, которую можно порекомендовать к просмотру и несущих воспитательную идею.

К категории популярных фильмов, которые смотрят подростки можно отнести фильмы о школе. Именно в школе дети и подростки проводят значительную часть времени. Но если для детей младшего школьного возраста учитель является примером, защитником, то для подростка образ учителя может исказиться и деформироваться.

Образ учителя в советском кинематографе изображался не часто, однако именно на этот образ была возложена великая задача: пропагандировать идеи революции и создавать образ нового человека, который готов жить в новом обществе. Киновед и культуролог Н. Нусинова пишет: «С момента возникновения советского кино его создатели были одержимы идеей создания нового человека, достойного жить в новом, коммунистическом мире» [2, с.389] Именно учитель был творцом, несущим в широкие массы просвещение, борцом с «неодушевлёнными врагами»: беспризорностью, неграмотностью, преступностью малолетних. Учитель показан героем, который борется с этими «врагами» почти в экстремальных для него условиях и побеждает. Примером таких фильмов являются: «Сельская учительница», «Путевка в жизнь», «Педагогическая поэма».

В 1950–60 –х годах образ учителя становится более «приземлённым» и реальным. Однако, отношение к учителю остается уважительным, но при этом и сам учитель ведёт себя подобающим образом: он вежлив как с учениками, так и с коллегами, более публичен, практически всегда на виду. У учителей есть свой стиль: строгий, никаких излишеств в одежде и прическе. Появляется экранный «эталон» для советских педагогов, с которого они должны брать пример. Но отношения с учениками переходят на новый уровень: теперь подростки выражают свои мысли, а педагог не пытается ввести их в нужное «коммунистическое» русло, а задумывается над проблемами и пытается их решить. К таким фильмам можно отнести кинофильмы «Доживем до понедельника» и «Большая перемена». «В обеих лентах подчёркивается особая роль, особый статус учителя. Идеал учителя-общественника и в быту, и в школе, гордо выполняющего свою особую миссию, на долгие годы остаётся единственным образом в советском кинематографе» [1, 225 с.]

Говоря о современных фильмах о школе, можно заявить о том, что грань между учеником и учителем постепенно стирается. Педагог показан не как эталон, а как друг, которому можно доверять свои личные тайны, вести себя как со старшим товарищем. Однако, это может привести к нехорошим последствиям. Сокращение социальной дистанции привело к тому, что ученики ради хорошей оценки и поднятия своего авторитета могут навредить учителю, унизить его морально, как показано в фильме «Розыгрыш» или телесериале «Любимая учительница». К сожалению, образ учителя, как правило, не привлекателен, представлен измученной и нервной личностью. К тому же, СМИ вполне часто пишут о преступлениях коррупционного характера, совершённых педагогами. Соответственно, можно сделать вывод, что советские фильмы про школу и учителей являются более приемлемыми к просмотру, чем российские.

Одной из важных тем для подростков является тема отношений. Первая влюблённость, переживания — все эти явления вдохновляют режиссеров на создание фильмов о подростковой любви. В советском кинематографе данная тема рассмотрена мало, но представлена такими сильными картинами как «Вам и не снилось» (1980) и «Школьный вальс» (1977).

«Вам и не снилось» — трогательная история о первой любви двух подростков, которые тянутся друг к другу со всей силы возникшего первого чувства. Ситуации, которые переживают главные герои, являются трудными и опасными, но несмотря на все препятствия, главные герои остаются вместе. Советские «Ромео и Джульетта» очень полюбились юным зрителям, в итоге картина признана лучшим фильмом 1981 года.

«Школьный вальс» — история о любви двух старшеклассников Зоси и Гоши. Их отношения показаны немного в ином формате, чем у Ромы и Кати (главных героев «Вам и не снилось»), но это не меняет сути картины. Сначала зритель видит нежные отношения героев, но они разрушаются после того, как героиня узнает о своей беременности. «Школьный вальс» — это идеологически выдержанный фильм, через которое идет некое послание девушкам и юношам, но грустный сюжет нисколько не портит впечатление об отношениях Зоси и Гоши в самом начале фильма.

Что касается современных российских фильмах, снятых на тематику подростковой любви, то от показа светлого чувства мало что осталось. После революции в киноиндустрии конца 80-х и 90-х годов, в фильмах зачастую показывают именно интимную часть отношений, что в Советском Союзе было неприемлемо. Современные фильмы и сериалы продолжают эту «традицию» и любовь двух подростков — это уже не светлое чувство, а желание наладить именно интимную составляющую, что показано в фильмах уже без особых запретов. Одним из немногих российских фильмов, несущий романтический образ отношений и который можно порекомендовать к просмотру, является фильм «Костяника. Время лета». Между главными героями — Костей и Никой завязывается дружба, переросшая затем в первую любовь. Костя помогает Нике поверить в себя несмотря на болезнь (Ника не может ходить), заботится о ней и старается сделать жизнь подруги интересной и насыщенной. В этом фильме показаны настоящие отношения, которые и без интимной составляющей могут быть прекрасными.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что социально-педагогическим потенциалом обладают как советские, так и российские детско-юношеские фильмы. Однако число советских кинокартин для детей и подростков, которые можно порекомендовать к просмотру значительно больше. Изменяющиеся идеалы, трансформация межличностных отношений — все это отражается в современных фильмах для детей и подростках. Конечно же, фильмы отражают реальность, но она может оказаться слишком жесткой для подрастающего поколения, которое может выбрать неправильную модель поведения, подражая героям фильма.

Литература:

  1. Григорьева О. В. Образ учителя в советском кино: от «Весенней» оттепели до «Большой перемены» // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность: Сб. науч. ст. / Под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой, П. В. Романова, В. Л. Круткина. — Саратов: «Научная книга», 2007. С. 223–239.
  2. Нусинова Н. М. Семья народов. (Очерк советского кино тридцатых годов)//М.: «Территория будущего». 2006. — С. 389–409
Основные термины (генерируются автоматически): фильм, советский кинематограф, образ учителя, подросток, герой, отношение, советский период, Советский Союз, учитель, идеальный образ.


Ключевые слова

сравнительный анализ, советский кинематограф, российский кинематограф, социально-педагогический потенциал

Похожие статьи

Эволюция социальных идеалов экранных образов киноискусства советского и современного периода

В статье отражены социальные идеалы экранных образов детского и юношеского киноискусства советского и современного периода, раскрыто понятие социальных идеалов. Приведен ряд архетипов идеалов советского и постсоветского кинематографа, приведены приме...

Актуальность сопоставительного анализа художественных произведений в школе

В статье автор выявляет роль сопоставительного анализа на уроках литературы для формирования культуры чтения у обучающихся, целостного отношения к мировой литературе, литературно-эстетического образования школьников.

Основные стратегии российской государственной политики памяти в контексте современного кинематографа

В данной статье при помощи метода контент-анализа проведено исследование, в процессе которого мемориальный кинематограф выступил как приоритетный для государственного заказа и имеющий наиболее интенсивное развитие в рамках текущего десятилетия. Подро...

Образ Петра I по историческим и литературным источникам: сравнительный анализ

Данная работа посвящена исследованию образа Петра I по историческим и художественным источникам. В работе представлены взгляды известных историков и литераторов, их отношение к данной персоне, а также черты сходства и различия исторического и художес...

Особенности психолого-педагогической профилактики девиантного поведения подростков средствами киноискусства

В статье рассматривается позитивная роль кинотерапии в профилактике девиантного поведения подростков.

Социально-педагогический потенциал киноискусства в формировании гражданского мировоззрения современной молодежи

Статья посвящена рассмотрению вопросов формирования гражданского мировоззрения у современных детей и молодежи средствами киноискусства.

Молодёжные организации в России: историко-сравнительный анализ

Статья посвящена рассмотрению процессов формирования и развития государственной молодежной политики в советский и современный период в России и проведён историко-сравнительный анализ этих организаций.

Художественная литература в процессе обучения истории как фактор формирования ценностного отношения к изучаемым историческим событиям

В данной статье раскрывается значимость художественной литературы на уроках истории при изучении исторических событий, связь литературы и с историей, перечисляются стадии восприятия художественной литературы, приводятся примеры художественных произве...

Роль кинематографа в духовном развитии советского общества в годы Великой Отечественной войны

Статья основана на цели, показать важность кино военных лет в жизни людей и его психологическую роль. Таким образом, изложенный материал позволяет проследить не только исторические явления того периода, но и культурные и психологические аспекты военн...

Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников в доме культуры

В данной статье раскрываются воспитательные возможности современной литературы, которые были использованы автором при разработке рабочего плана в учреждении культуры, а также особенности влияния художественных произведений на процесс формирования лич...

Похожие статьи

Эволюция социальных идеалов экранных образов киноискусства советского и современного периода

В статье отражены социальные идеалы экранных образов детского и юношеского киноискусства советского и современного периода, раскрыто понятие социальных идеалов. Приведен ряд архетипов идеалов советского и постсоветского кинематографа, приведены приме...

Актуальность сопоставительного анализа художественных произведений в школе

В статье автор выявляет роль сопоставительного анализа на уроках литературы для формирования культуры чтения у обучающихся, целостного отношения к мировой литературе, литературно-эстетического образования школьников.

Основные стратегии российской государственной политики памяти в контексте современного кинематографа

В данной статье при помощи метода контент-анализа проведено исследование, в процессе которого мемориальный кинематограф выступил как приоритетный для государственного заказа и имеющий наиболее интенсивное развитие в рамках текущего десятилетия. Подро...

Образ Петра I по историческим и литературным источникам: сравнительный анализ

Данная работа посвящена исследованию образа Петра I по историческим и художественным источникам. В работе представлены взгляды известных историков и литераторов, их отношение к данной персоне, а также черты сходства и различия исторического и художес...

Особенности психолого-педагогической профилактики девиантного поведения подростков средствами киноискусства

В статье рассматривается позитивная роль кинотерапии в профилактике девиантного поведения подростков.

Социально-педагогический потенциал киноискусства в формировании гражданского мировоззрения современной молодежи

Статья посвящена рассмотрению вопросов формирования гражданского мировоззрения у современных детей и молодежи средствами киноискусства.

Молодёжные организации в России: историко-сравнительный анализ

Статья посвящена рассмотрению процессов формирования и развития государственной молодежной политики в советский и современный период в России и проведён историко-сравнительный анализ этих организаций.

Художественная литература в процессе обучения истории как фактор формирования ценностного отношения к изучаемым историческим событиям

В данной статье раскрывается значимость художественной литературы на уроках истории при изучении исторических событий, связь литературы и с историей, перечисляются стадии восприятия художественной литературы, приводятся примеры художественных произве...

Роль кинематографа в духовном развитии советского общества в годы Великой Отечественной войны

Статья основана на цели, показать важность кино военных лет в жизни людей и его психологическую роль. Таким образом, изложенный материал позволяет проследить не только исторические явления того периода, но и культурные и психологические аспекты военн...

Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников в доме культуры

В данной статье раскрываются воспитательные возможности современной литературы, которые были использованы автором при разработке рабочего плана в учреждении культуры, а также особенности влияния художественных произведений на процесс формирования лич...

Задать вопрос