Роль и место художественных и научно-популярных фильмов на уроках истории в современной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №33 (428) август 2022 г.

Дата публикации: 20.08.2022

Статья просмотрена: 1082 раза

Библиографическое описание:

Галюкова, Е. Ю. Роль и место художественных и научно-популярных фильмов на уроках истории в современной школе / Е. Ю. Галюкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 33 (428). — С. 123-125. — URL: https://moluch.ru/archive/428/94479/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье автор пытается обозначить важность применения кинолент в рамках уроков истории, определить место и роль в учебном процессе, найти недостатки и достоинства кинофильмов, как источников исторической информации.

Ключевые слова: история, наглядность, кинофрагменты, художественные и научно-популярные фильмы, синтез.

Главным заблуждением школьников является мнение о том, что знание исторических личностей, событий и дат позволит получить полноценное понимание исторических явлений и процессов. На мой взгляд, «заучивание» дат, изучение фактов без оценки и описания не может дать целостного представления о событиях минувших дней. Безусловно, можно обратиться к школьным учебникам и получить двойственное толкование исторических событий, а также отсутствие образного иллюстративного материала. Но достаточного ли этого для целостного понимания истории? Думаю, что нет.

Современный урок истории невозможен без применения учебных пособий, наглядных материалов и межпредметных связей. Только синтез различных методов и форм работы позволит учителю:

– активизировать внимание школьников;

– развить память и мышление обучающихся;

– повысить интерес учащихся к предмету;

– переключать внимание учеников с одного объекта на другой.

Внедрение новых образовательных стандартов поспособствовало обновлению содержания образовательных программ и внедрению новых форм работы с учениками. Это позволило применять в обучении школьников различные интерактивные методы и формы наглядности. Определенное значение стало отводиться применению художественных и научно-популярных фильмов, поскольку кинематограф способен:

– отразить события, которые когда-то происходили, происходят или будут происходить;

– перенести ученика в определенное время и пространство;

– показать характер исторической личности и смысл его действий, а специфический язык повествования донесет до ученика суть исторических событий;

– вовлечет его в процесс просмотра и анализа материала.

Следовательно, наглядность — сделает урок ярким, интересным, заминающимся и зрелищным.

При этом использование художественных и научно-популярных фильмов вызывает множество вопросов: какова роль и место кинофильмов на уроках истории; не является ли применение кино «подменой» печатных материалов.

С детства нам говорят, чтобы развиваться, необходимо читать книги. Да, с этим тяжело не согласиться, так как книги позволяют сформировать в нас личность, способны дать больше информации и в целом, книги занимают определенное место в образовательном процессе. Только книги — это не единственный источник для нашего развития. Фильмы тоже играют свою образовательную роль.

Для чего применяются фильмы в образовательном процессе?

По мнению О. В. Гугниной «Человек запоминает услышанное только на 20 %, в то время как увиденное на 50 %. Это связано с тем, что у человека с детства развивается зрительная память» [1, с. 36]. Например, ученикам для просмотра предлагается иностранный художественный фильм «Сталинград» (Режиссер Йозеф Фильсмайер, 1992 г.). Фильм демонстрирует события одного из самых крупнейших событий Великой Отечественной войны — Сталинградской битве. Фильм переведен на русский язык, но рекомендуется смотреть его с субтитрами, так как субтитры развивают скорость чтения и влияют на запоминание информации. Таким образом, зрительная память позволит создать общее представление о событии и участниках битвы. Учитывая, что демонстрация фильмов на уроках ограничена требованиями Роспотребнадзора РФ, то за непродолжительное время ученики смогут запомнить большой объем визуальной информации сопоставляя ее с печатным материалом.

Стоит упомянуть, что кинематограф может выполнять функцию активизации учебного процесса, так как визуальные источники информации притягивают внимание юных подопечных. «Заманивание» обусловлено тем, что кадр в кино построен всегда таким способом, чтобы зритель хотел на него смотреть, а диалоги построены так, чтобы слушатель находился в ожидании продолжения. По сути, кино упрощает работу педагога по активизации внимания учеников. Однако важно отметить, что демонстрация визуальных источников не должна носить только развлекательный характер. Применение кинофильмов носит сугубо обучающую функцию. Это необходимо для того, чтобы просмотр стал частью обучающего процесса, осознанного и спланированного лично педагогом [2, c. 21].

Не стоит забывать и то, что перед демонстрацией кинофрагмента необходима предварительная беседа. Именно она будет являться своеобразным прекурсором активизации внимания, настроя на обучения. Отсутствие беседы чревато не постановкой учебной задачи, следовательно, ученики не поймут смысла демонстрации и запомнят лишь то, что уже изучали, упустив значительный объем новой информации.

Несомненным достоинством применения кинолент на уроках истории является, по мнению исследователя К. С. Молотова, «оперативность и маневренность, возможность повторного применения; использование стоп-кадра создает эффект присутствия, подлинности фактов и событий истории, вызывает интерес к истории как к предмету обучения» [3, с. 97]. Однако педагог неизбежно столкнется с осознанием того, что подбор фильмов осуществляется им лишь на основе его эстетического восприятия, причем, ошибочно полагая, что именно его высокий уровень эстетической чувствительности помогает ему правильно подобрать киноматериал для урока. В лучшем случае, на мой взгляд, педагог руководствуется, помимо субъективного фактора отбора, еще и научными методами поиска информации, применяемой на занятии: ориентируется на практическую и познавательную значимость, определяет фактическую достоверность.

Исходя из объективных и субъективных факторов подбора киноматериала, можно вычленить проблемные стороны использования визуальных способов передачи исторической информации. Для успешной интеграции кинофильмов в урок, педагогу необходимо понимать то, в какой аудитории он планирует показывать тот или иной фильм. Основываясь на том, что каждая аудитория имеет свой уровень восприятия, педагог обязан понимать насколько ученики, с которыми он работает, обладают способностью к перцепции и степень их перцептивных действий. В сущности, задача педагога — суметь донести сложный материал доступно для понимания, используя наглядные материалы [4, с. 90].

Не стоит забывать, что применение кино на уроках требует соблюдения возрастных ограничений и других норм, закрепленных в нормативно-правовых документах [5]. Это значит, что учитель обязан строго подходить к отбору материала и исключать те кадры из кинолент, которые бы не подходили учащимся в силу их возраста и/или интеллектуального развития.

Учителю стоит помнить о том, что полноценный просмотр фильма в рамках урока невозможен. Поэтому, ему необходимо заранее определить для себя, планирует ли он применять фильм весь или возьмет отдельные фрагменты. В случае применения фильма полностью целесообразно устраивать просмотр либо во внеурочное время, либо рекомендовать его в качестве опережающего домашнего задания. Особенный интерес представляет использования кинофильмов в контексте проектной деятельности. На данный момент, можно встретить исследователей, которые продвигают применение сторонних информационно-образовательных ресурсов. Например, различные конструкторы интерактивных видео и/или сервисы дизайнерского оформления (такие как LearningApps, Tik Tok, Fluentkey, Canva, PowerPoint, Google Slide, Supa) дают возможность встраивать внутрь фильма вопросы или тестовые задания, на которые ученик может отвечать в ходе просмотра, а также создавать презентации, инфографики и даже собственные видеоролики [6, с. 155].

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что при использовании на уроках художественных или научно-популярных фильмов необходимо тщательно подготовиться к уроку. Учителю необходимо внимательно посмотреть и изучить кинофильм, отметить интересующие эпизоды, которые идеально подойдут к изучаемой теме и смогут привлечь внимание учащихся. Нельзя забывать и о четкой организации урока с использованием кино, все должно быть логически и грамотно составлено. «Сухая» демонстрация фрагмента не способна активизировать знания учащихся, поэтому урок должен состоять из нескольких этапов: вступительная беседа, просмотр кинофрагмента, проверка понимания кинофрагмента, постановка определенной задачи, например, предложить школьникам определить основную мысль фильма, высказать свое мнение к действующим лицам и т. д. При подготовке к уроку педагогу не следует опираться только на свои эмоции и восприятие темы урока, а необходимо также руководствоваться методикой работы с историческим или околоисторическим материалом, и не забывать о нормативно-правовой базе, которая обеспечивает интеллектуальную и эмоциональную безопасность учеников.

Да, применение кинофильмов накладывает определенные обязательства и, можно даже сказать, трудности при подготовке учителя к уроку. Однако применение визуальных средств информации, к которым относится, в частности, кинематограф, создает вариативность в проведении уроков, что позволяет поддерживать уровень внимательности учеников на протяжении всего учебного процесса и, как следствие, улучшает качество обучения. В этой связи, становится очевидно, что применение фильмов на уроках истории необходимость, которая выведет работу учителя и знания учеников на новый уровень. Поэтому педагогам необходимо обратить внимание на данный вид визуального сопровождения урока и попытаться систематизировать уже имеющиеся знания, для дальнейшего синтеза универсальной методики работы с киноматериалом на уроке. Данная проблема стоит на первом месте, поскольку нет единого понимание о роли и месте кинофильмов в рамках урока, как и нет методик работы с киноматериалом, в связи с чем, можно наблюдать ошибки при применении, либо полное игнорирование данного вида информации.

Литература:

  1. Гугнина О. В. Драмогерменевтическая технология развития интереса к изучению истории учащихся 8–9 классов: специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Екатеринбург, 2004.
  2. Абрамов В. И. Использование визуальных источников на уроках истории в 8 классе // Инновационные технологии в науке нового времени: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. — Уфа, 2017.
  3. Молотов К. С. Использование кинофильмов на уроках истории разных форм // Наука и школа. 2012. № 6.
  4. Студеникин М. Т. Современные технологии преподавания истории в школе: пособие для учителей и студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: ВЛАДОС, 2007.
  5. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 1 июля 2021 года. URL: https://docs.cntd.ru/document/902254151
  6. Полякова А. И. Практика использования цифровых образовательных сервисов при организации работы с советским кинематографом на уроках истории // Актуальные ресурсы кинопедагогики: воспитание и образование: Материалы Всероссийского круглого стола (с международным участием). — Екатеринбург, 2022.
Основные термины (генерируются автоматически): урок, фильм, событие, урок истории, учебный процесс, ученик, зрительная память, историческая информация, мой взгляд, образовательный процесс.


Ключевые слова

история, синтез, наглядность, кинофрагменты, художественные и научно-популярные фильмы

Похожие статьи

Применение проектной технологии в преподавании вопросов культуры на уроках истории в 5 классе

В статье рассматриваются возможности использования проектной технологии в изучении вопросов культуры в 5 классах общеобразовательной школы. Проблема анализируется с учетом возрастных особенностей учащихся, формирующихся компетенций, дается оценка фор...

Формирование интеллектуальной компетентности посредством документального кино

Статья раскрывает особенности формирования интеллектуальной компетентности студентов профессионального образования посредством документального кино. Приводятся результаты работы киноклуба «Наука без границ» в системе среднего профессионального образо...

Актуальность сопоставительного анализа художественных произведений в школе

В статье автор выявляет роль сопоставительного анализа на уроках литературы для формирования культуры чтения у обучающихся, целостного отношения к мировой литературе, литературно-эстетического образования школьников.

Инфографика на уроках всемирной истории как инструмент развития навыка ориентации во времени и пространстве

В статье рассматривается использование инфографики как инструмента развития навыка ориентации во времени и пространстве, на уроках всемирной истории. Проанализированы актуальность, возможности и перспективы применения инфографики. Предложены примеры ...

Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников в доме культуры

В данной статье раскрываются воспитательные возможности современной литературы, которые были использованы автором при разработке рабочего плана в учреждении культуры, а также особенности влияния художественных произведений на процесс формирования лич...

Историческое комментирование на уроках русского языка как способ познавательной деятельности

Статья посвящена одному из методов педагогики — историческому комментированию. Материал дает характеристику и рекомендации ко введению данного метода в практическое использование. В статье представлены цитаты ведущих психологов, педагогов, подкрепл...

Художественная литература в процессе обучения истории как фактор формирования ценностного отношения к изучаемым историческим событиям

В данной статье раскрывается значимость художественной литературы на уроках истории при изучении исторических событий, связь литературы и с историей, перечисляются стадии восприятия художественной литературы, приводятся примеры художественных произве...

Образ учителя в школьной литературе и его актуальность в современном мире

Рассмотрены образы трех типов учителей, описанных в произведениях, изучаемых в школе на уроках литературы и влияние прочтенных литературных произведений на учебный процесс школьников.

Профессиональная культура советского и постсоветского журналиста

В работе представлены результатов, полученные в ходе пилотажного исследования, посвященного изучению профессиональных ценностей представителей журналистского сообщества советской эпохи и современности. Опираясь на результаты глубинных интервью, автор...

Роль памятников истории и культуры в воспитании современной молодежи России

Нельзя пренебрегать влиянием культурно-исторических памятников на воспитание подрастающего поколения, формирование нравственных и духовных ценностей и ориентиров, чувства патриотизма. В настоящее время, когда происходит переписывание истории целых эп...

Похожие статьи

Применение проектной технологии в преподавании вопросов культуры на уроках истории в 5 классе

В статье рассматриваются возможности использования проектной технологии в изучении вопросов культуры в 5 классах общеобразовательной школы. Проблема анализируется с учетом возрастных особенностей учащихся, формирующихся компетенций, дается оценка фор...

Формирование интеллектуальной компетентности посредством документального кино

Статья раскрывает особенности формирования интеллектуальной компетентности студентов профессионального образования посредством документального кино. Приводятся результаты работы киноклуба «Наука без границ» в системе среднего профессионального образо...

Актуальность сопоставительного анализа художественных произведений в школе

В статье автор выявляет роль сопоставительного анализа на уроках литературы для формирования культуры чтения у обучающихся, целостного отношения к мировой литературе, литературно-эстетического образования школьников.

Инфографика на уроках всемирной истории как инструмент развития навыка ориентации во времени и пространстве

В статье рассматривается использование инфографики как инструмента развития навыка ориентации во времени и пространстве, на уроках всемирной истории. Проанализированы актуальность, возможности и перспективы применения инфографики. Предложены примеры ...

Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников в доме культуры

В данной статье раскрываются воспитательные возможности современной литературы, которые были использованы автором при разработке рабочего плана в учреждении культуры, а также особенности влияния художественных произведений на процесс формирования лич...

Историческое комментирование на уроках русского языка как способ познавательной деятельности

Статья посвящена одному из методов педагогики — историческому комментированию. Материал дает характеристику и рекомендации ко введению данного метода в практическое использование. В статье представлены цитаты ведущих психологов, педагогов, подкрепл...

Художественная литература в процессе обучения истории как фактор формирования ценностного отношения к изучаемым историческим событиям

В данной статье раскрывается значимость художественной литературы на уроках истории при изучении исторических событий, связь литературы и с историей, перечисляются стадии восприятия художественной литературы, приводятся примеры художественных произве...

Образ учителя в школьной литературе и его актуальность в современном мире

Рассмотрены образы трех типов учителей, описанных в произведениях, изучаемых в школе на уроках литературы и влияние прочтенных литературных произведений на учебный процесс школьников.

Профессиональная культура советского и постсоветского журналиста

В работе представлены результатов, полученные в ходе пилотажного исследования, посвященного изучению профессиональных ценностей представителей журналистского сообщества советской эпохи и современности. Опираясь на результаты глубинных интервью, автор...

Роль памятников истории и культуры в воспитании современной молодежи России

Нельзя пренебрегать влиянием культурно-исторических памятников на воспитание подрастающего поколения, формирование нравственных и духовных ценностей и ориентиров, чувства патриотизма. В настоящее время, когда происходит переписывание истории целых эп...

Задать вопрос