Применение видеофрагментов на уроках истории | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (291) январь 2020 г.

Дата публикации: 03.01.2020

Статья просмотрена: 2564 раза

Библиографическое описание:

Панова, В. Н. Применение видеофрагментов на уроках истории / В. Н. Панова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 1 (291). — С. 137-140. — URL: https://moluch.ru/archive/291/66022/ (дата обращения: 15.11.2024).



Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у детей завтра.

Джон Дьюи

Принятие новых образовательных стандартов несколько скорректировало подход к современному образовательному процессу. Воспитание гражданина современного общества, который способен учиться всю жизнь — основная задача системы образования. Учащийся становится главной фигурой в процессе обучения на уроке. Творцом урока является учитель, который в свою очередь организует творчество детей, они занимаются сотворчеством. [1]

Задача учителя — качественно спланировать урок, учитывая индивидуальные особенности каждого обучающегося (независимо от того -одарённые это дети или дети с ограниченными возможностями здоровья), сделать его разнообразным, с точки зрения организационных форм. Особую роль в этом процессе играют уроки истории. Главное требование к современному уроку истории в нашей стране — воспитать гражданина и патриота России, активного, принципиального, способного защищать интересы страны. Гражданина, способного критически относиться к прошлому и настоящему, способного делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников, способного ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры.

Процесс обучения сегодня невозможен без применения технических средств. М. Т. Студеникин в книге «Современные технологии преподавания истории в школе» подчёркивает, что применение технических средств — одна из характерных черт современного развития школы и педагогики. [4]. «Сухое» изучение и изложение фактов и событий только по учебнику, без единой иллюстрации, конечно же, скучно, даже для студентов колледжа. Поэтому утверждение, что курс истории — это не только учебник, это цифровой ресурс, интернет-платформа, абсолютно точно.

К. Д. Ушинский писал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством различных органов чувств они воспринимаются. Чем больше органов чувств принимает участие в познании, тем больше в сознании появляется впечатлений, которые потом ложатся в механическую память и в дальнейшем легче вспоминаются. [2]

Применяя технические средства, мы уменьшаем утомляемость учащихся, получаем возможность изложить материал наглядно, образно. Обучающимся легко воспринимать его. Происходит частичное «погружение» в обстановку исторической эпохи, создаётся иллюзия присутствия. Применение технических средств позволяет оперировать большим объемом информации, даёт возможность лучшего усвоения материала, оптимизации учебного процесса. Урок становится более интересным и динамичным. Особенно эти утверждения правильны при использовании видеофильмов и кинофрагментов на уроках истории. И что немаловажно для преподавателя — повышается интерес к знаниям и предмету история у сегодняшнего студента.

Т. И. Гончарова в своей книге «Уроки истории — уроки жизни» пишет: «Урок истории состоится лишь тогда, когда на основе исторических знаний, суждений, обобщений возникает душевное волнение, а в иных случаях — и потрясение. Подлинный урок интеллектуален и эмоционален одновременно». С этим нельзя не согласиться.

Уроки истории с применением кинофрагментов имеют свои особенности. В частности, в определённые моменты учитель может уступить место фильму, так как о том или ином событии фрагмент расскажет ярче. Практика показывает, что ученик запоминает то, что он слышит и видит в пять раз лучше того, что он только слышит.

Активность учащихся при использовании видеоматериалов на уроках повышается. В работе с видео учащиеся получают огромное количество разнообразной информации, которая очень помогает при последующей работе при выполнении домашних заданий, творческих работ.

В своей педагогической практике многие преподаватели любят использовать различные видеоматериалы. Я — не исключение. В большей степени это документальные фильмы, образовательные, иногда художественные. Такая форма подачи информации помогает учащимся глубже усвоить материал, используя наглядный метод обучения, а также мотивировать их к изучению учебного предмета. Преимуществом многих образовательных фильмов является то, что они состоят в прямой логической связи с темами учебной программы [3].

Большим подспорьем в моей работе является сайт «История.рф». Федеральный информационный портал, на котором можно найти любые видеоматериалы обо всех периодах истории нашего государства, огромное количество видеолекций российских историков. «Видеоуроки в интернет — сайт для учителей» — второй ресурс, который я с удовольствием использую. Эти 10–15 минутные ролики не только помогают учащимся лучше понять и запомнить материал, но и помогают разнообразить мои уроки. Да и самой мне интересно каждый раз подбирать задания, вопросы, менять форму подачи материала.

Использовать видеофрагменты можно на разных этапах урока, как на начальном, в ходе изучения нового материала, так и на последнем этапе урока, чтобы закрепить полученные знания. Демонстрация фильма, ролика должна сопровождаться активной учебной деятельностью учащихся. На каком бы этапе он не использовался.

Какие же виды работы с видеофрагментами из предложенных методистами я чаще всего использую?

1) Устное изложение новой темы преподавателем в сочетании с показом видеоролика. В этом случае ход урока выглядит так. Перед просмотром видеоролика я называю новую тему урока, и учащиеся записывают её в тетрадь. Ролик длится около 10–12 минут. В ходе просмотра учащиеся должны успеть записать как можно больше имён, дат и событий. После просмотра даю ещё 5 минут, чтобы студенты откорректировали записанное. Затем начинаю задавать вопросы, а учащиеся активно включаются в работу. Одновременно даю дополнительную информацию и объясняю отдельные понятия. Затем обязательно предлагаю сформулировать 5–6 вопросов по фильму самим учащимся. За самый оригинальный и трудный вопрос ставлю оценку. На этапе рефлексии учащиеся свободно напоминают себе новое содержание, изученное на уроке, оценивают свою учебную деятельность и деятельность других.

2) Устное объяснение темы учителем на основе опорных конспектов, заранее розданных учащимся. Затем мы просматриваем видеоролик, наглядно подтверждающий слова учителя. В качестве закрепления предлагаю выполнить кроссворд по теме, составить вопросы к нему, заполнить таблицу, ответить на тестовые задания.

3) Часто использую показ видеосюжета в качестве повторения уже в конце прохождения всей темы. После просмотра видеоматериала я предлагаю написать короткое мини-сочинение. Темой может быть вопрос: «Что узнали нового из фильма и чего не было в рассказе учителя?»

4) Учащимся заранее даю задание изучить конкретный материл по учебнику, что подготовит их к просмотру видео.

5) Фильм заменяет устное изложение темы учителем. В данном случае, это не будет отрывок художественного фильма. Обычно, это документальный фильм или видеоролик. Иногда, могу в дополнение к нему 2 минуты показать и художественный. Через 10–13 минут я раздаю листочки с вопросами по фильму и предлагаю ответить на них. Скажу с удовлетворением, что даже слабые дети и дети с ОВЗ, достаточно хорошо отвечают на такие вопросы. Примером могут служить вопросы по теме: «Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы. Эпоха Куликовской битвы».

  1. Даты правления князя Дмитрия Ивановича.
  2. С какими событиями связаны даты: 1368 год, 1370 год, 1372 год?
  3. Соедините даты и события:

1) 1367, 2) 1375, 3) 1377, 4) 1378; а) построение белокаменного Кремля, б) победа на реке Воже, в) мир между Тверью и Москвой, г) сражение на реке Пьяне.

  1. Заполните пропуски в тексте. «В 1380 г. темник … собрал войско и повёл на Русь. Союзником согласился быть великий князь литовский …. Узнав о намерениях ордынцев и литовцев воевать с Русью, … собрал общерусское войско, поставив цель не дать … соединиться с … до начала сражения».
  2. Название монастыря и имя священника, благословившего князя Дмитрия Ивановича в августе 1380 г. на сражение с войском Мамая.
  3. Дополните фразу. «В ночь с ….на … русское войско переправилось через Дон и начало занимать позиции на Куликовом поле. Сражение началось».
  4. Кто такие Пересвет и Кочубей?
  5. Как связны эти даты с именами? 1380 — Мамай, 1382 — Тохтамыш, 1408 -?
  6. Даты Феодальной войны в Московском княжестве. В чём причина Феодальной войны?

На какие особенности ещё надо обратить внимание при использовании киноматериалов для достижения высокой эффективности урока?

1) Основная сложность использования кинофрагментов — продолжительность по времени. Специалисты рекомендуют не использовать их более 10–15 минут. И это подтверждается опытом. Начинает действовать принцип усталости, требуется смена деятельности.

2) Необходимо заранее определиться с количеством и частотой использования на уроках видеоматериалов. Принцип меры играет ключевую роль. 1 раз в две недели — это лучший вариант.

3) Тщательная подготовка преподавателя по кинофрагменту. Готовясь к уроку, преподавателю необходимо внимательно просмотреть кинофильм, сформулировать вопросы и задания для учащихся, запланировать способ выявления результата просмотра, объяснить, при необходимости, новые понятия.

4) Видеоматериал к уроку нужно подбирать в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями студентов.

5) Применение видео должно быть запланировано на весь период обучения по предмету. Принципы бесплановости, случайности их применения резко снижают эффект использования роликов.

6) Научность видеоматериалов.

Задача учителя истории — научиться правильно применять методику использования видеоматериалов на уроках. Их использование, несомненно, вызывает интерес у обучающихся, активизирует их познавательную деятельность, но одновременно требует серьёзной подготовки преподавателя. Но при правильном использовании даёт высокие результаты.

Литература:

  1. Аствацатуров Г. О. Технология конструирования мультимедийного урока. // Учитель истории. — 2002. — № 2. — 2–6с.
  2. Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения / К. Д. Ушинский. — Москва: Просвещение, 1968. -556, [1] с.
  3. Менг В. А. Учебный фильм в отечественной педагогике: от истоков зарождения к новым возможностям использования в современном образовании. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/uchebnyy-film-v-otechestvennoy-pedagogike-ot-istokov-zarozhdeniya-k-novym-vozmozhnostyam-ispolzovaniya-v-sovremennom-obrazovanii.
  4. Студеникин М. Т. «Современные технологии преподавания истории в школе». // Современные технологии преподавания истории в школе: пособие для учителей и студентов вузов: ВЛАДОС.- Москва.- 2007
  5. https://www.uchportal.ru/publ/24–1–0–7082
Основные термины (генерируются автоматически): урок истории, учащийся, урок, дата, минута, Москва, Русь, событие, устное изложение, Феодальная война.


Задать вопрос