Рассмотрены образы трех типов учителей, описанных в произведениях, изучаемых в школе на уроках литературы и влияние прочтенных литературных произведений на учебный процесс школьников.
Ключевые слова: становление личности, воспитание, литература, педагогика, психология, учитель.
Учитель… Что вы чувствуете, когда произносите это слово? Значимо ли оно для современного человека?
Изрекая это слово, ненароком ощущаешь некую взволнованность. Казалось бы, что в нем такого необычного? На первый взгляд эта профессия кажется столь обыденной, рутинной, обрывком школьных лет, оставшимся в прошлом. Ведь, представив это слово в своей голове, мы не мыслим о нем абстрактно, а часто, вспоминаем какой-то определенный образ, связанный с человеком этой профессии, встречавшийся на нашем пути. В зависимости от того, как этот человек выступал в контакте с детьми в качестве «Героя» или «Антигероя», мы испытываем эмоции различного спектра, начиная от гордости, тепла и радости, вплоть до уныния, боли и разочарования.
Данная реакция на слово «учитель» очень оправдана, ведь если посмотреть на ее происхождение, можно понять, что преподаватель очень значим в становлении личности школьника, он участвует в первичных стадиях социализации детей, воспитании, влияет на формирование личностных качеств.
Без учета того, что эта профессия не нова, и нет идеального образа учителя в современном мире, и понятие того, как он должен выглядеть, очень размыто. И все же, какие качества должен иметь настоящий учитель? Ответить на него, старалась не только педагогическая наука, но и русская литература. Уже среди древних русских произведений есть те, кто пытается сформировать определенную концепцию образования через образ наставника (например, «учение Владимира Мономаха»), а в XIX веке образы учителей уже становятся неотъемлемой частью некоторых творений. Литература XX и XXI веков показывает свою точку зрения на современную школу и современного учителя.
В школе мы неоднократно сталкивались с различными примерами описания образа учителя на открытых пространствах классической литературы, изучаемой в школьной программе. Например, в истории Льва Толстого «Детство» одного из персонажей — Карла Ивановича — учителя главного героя Николеньки и его брата. Он был очень справедлив, он отлично помогал поглощать материал. Но Карл Иванович не только преподавал свою тему. Он любил своих учеников, относился к ним с нежностью, стал его человеком в доме, дети стали его семьей. Но был и другой тип учителей, они из тех, кого А. С. Грибоедов назвал «числом поболе, ценою подешевле»: Цифиркин, Кутейкин и Вральман из комедии Дениса Иванович Фонвизина «Недоросль», француз Бопре из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Среди образов учителей, представленных в литературе, можно выделить три типа: «консервативный», «официальный», «прогрессивный». Давайте рассмотрим их поближе. Консервативный учитель. Думаю, из понятия «консерватизм» можно понять, что этот тип людей относится к приверженцам традиционных ценностей, которые стараются ни при каких обстоятельствах не отступать от норм и правил, установленных Уставом. Требования старшего руководства всегда выполняются своевременно, с полным чувством ответственности и важности их выполнения. Часто такого рода людей можно увидеть не только по их поведению, но и по внешнему виду: тщательно вычищенная форма, спокойствие, самоконтроль, беспристрастность.
Особенно ярко эту картину можно увидеть в произведении Антона Чехова «Человек в футляре». С легкостью автор погружает нас в ситуацию, которая возникает в творчестве, знакомит с главными героями, очень точно описывает все детали, поэтому внешний вид главного говорит сначала о его близости: «он был одет в темные очки, фуфайку, уши заложил шерсть, и когда он сел на каюту, приказал поднять верх. Короче говоря, у этого человека было постоянное и непреодолимое желание окружить себя оболочкой, создать для себя, так сказать, случай, который бы его объединил, защитил бы от внешних воздействий» [1]. Главной особенностью Беликова является неполноценность, даже отчуждение от жизни: «реальность раздражало его, пугала, держала в постоянное беспокойство, и, может быть, для того, чтобы оправдать свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалит прошлое и то, что никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были по существу теми же калошами и зонтиком для него, где он прятался от реальной жизни» [1]. Из этих строк уже ясно, что нас интересует образ консервативного профессора. Страх «и вдруг что-то не сработает» не позволяет герою двигаться вперед в жизни и развиваться, потому что единственный смысл его существования он видел только в циркулярах и газетных статьях, в которых что-то запрещалось. Как жить? Возможно, этот вопрос может возникнуть у читателей. Что касается меня, в таких условиях жизнь невозможна, потому что всегда нужно двигаться вперед.
Другой не менее часто описываемый образ учитель-чиновник. Это учитель, который соблюдал все свои обязанности, но с большой долей формализма. Рутинное отношение государства к бизнесу негативно сказалось на его педагогическом авторитете.
Данный тип учителя можно проследить в герое повести Б. Васильева «Завтра была война», а именно до завуча Валентины Андроновой, чья «массивная фигура излучала строгость, и целеустремленную готовность следовать последним указаниям и циркулярам». Ученики, дав ей громкое прозвище «Валендра», «не просто не любили и презирали так глубоко вместе, что не тратили уже ни на какие другие эмоции». Заветной мечтой Валентины Андроновны было не просто править «умами и душами упрямых 9 «Б», но и общественным благом, поэтому она терпеливо ждала, пока ее школа окажется в руках «авантюриста», рассказывая о новом директоре школы. Но расстояние, на котором «Валендра» устанавливалась с классом, постепенно росло в пропасти, «дисциплина отрицания», тишина была полностью устранена, и она понимала эту боль. Класс решительно разорвал все контакты с классным руководителем, разорвал, ни скандалы, ни бунт, разорвал спокойствие и хладнокровие. Она стала чужой, чужой настолько, что даже перестала ненавидеть» [2].
Третий вид любимого учителя — прогрессивный. Эта идентичность характеризуется одновременным сочетанием консервативных идей (чтение и уважение традиций) и признанием и поддержкой новых разработок времени, открытием новых принципов, любовью к тому, что я делаю. Эти учителя характеризуются энтузиазмом к своей работе, живым движением души, яркостью и оригинальностью характеров, чувствительностью к людям, способностью понимать особенности детства и юности, делиться своими сомнениями, заботами и мыслями.
Необычным образом герой Паустовского рассказа «вода реки Лимпопо» работал с детьми. Его действия теперь можно отнести к концепции развивающегося образования, так как он не объяснил суть преподаваемого предмета, а работал на основе ассоциативного взаимодействия, вызывая интерес к предмету, вызывая эмоции, которые рождают сам этот объект. Например, вспоминая свое детство, писатель рассказывает, как бывший учитель географии Мезонинов показал вощеные бутылки с желтоватой водой, на которых были надписи: «вода Нила», «вода реки Лимпопо», «вода Средиземного моря» и так далее — Волга, Рейн, Темза, озеро Мичиган и Мертвое море. Он рассказал мне, как он собирает воду из Нила возле Каира. — Смотри, — он встряхнул бутылку, — сколько в ней. Здесь процветала египетская культура. История К. Г. Паустовского имеет неожиданный конец. «Когда я учился в лицее, профессор психологии, рассказывая нам о продуктивной силе воображения, вдруг спросил: — помните Карпунова о его воде из разных рек и морей? — Ну, конечно! мы ответили. — Прекрасно помним. — Итак, я могу сказать вам, что бутылки были с самой обычной водопроводной водой. Вы можете спросить, почему Черпанов лгал вам? Он справедливо полагал, что именно этим путем вы придаете импульс своему воображению. Это очень ценится. Много раз он говорил, что человек отличается от животных способностью к воображению. Воображение создало искусство, оно расширило границы мира и сознания и дало жизнь собственности, которую мы называем поэзией» [3]. Уместно ли сейчас изучать такие литературные произведения? Казалось бы, сейчас существуют образовательные стандарты для подготовки будущих педагогов, что педагогика вот-вот достигнет своего совершенства, но это действительно так? Для этого мы провели небольшое социальное обследование среди школьников 6 и 11 классов. Согласно результатам мини-исследований, мы обнаружили, что эти работы помогают студентам адаптироваться к работе с различными типами учителей, поскольку три типа, описанные ранее, существуют, и по сей день, несмотря ни на что. Со временем преобладающее число учителей можно отнести к разряду прогрессивных учителей, что может только радовать. Именно поэтому нужно развивать педагогику, как современную и прогрессивную науку.
Литература:
- Антон Павлович Чехов. Человек в футляре. Рассказ — АСТ, АСТ Москва, 2005.
- Борис Львович Васильев. Завтра была война. Проза — Вагриус, 2007.
- Вода из реки Лимпопо. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://online-knigi.com/page/210133