Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Предложения по формированию стратегии управления системой образования Кировской области

Научный руководитель
Экономика и управление
27.11.2025
3
Поделиться
Аннотация
В настоящее время система образования каждого субъекта Российской Федерации проходит поэтапную модернизацию, продолжая свое совершенствование. Неравномерное развитие регионов России требует комплексного подхода к проблеме управления системой образования, ее реформированию с учетом территориальных особенностей. Стратегия социально-экономического развития Кировской области разработана в 2024 году. Новые масштабные задачи по формированию и реализации стратегических планов до 2035 года требуют новых идей, предложений по эффективности перспектив в области образования, а также по устранению рисков и проблем, существующих на данный момент в системе образования Кировской области. Целью данной статьи является анализ направлений развития и определение перспектив в области образования, прописанных в Стратегии социально-экономического развития Кировской области. Задачи: 1. Проанализировать Стратегию социально-экономического развития Кировской области и решения в области образования, принятые в соответствии с разработанной стратегией. 2. Сформулировать предложения по достижению результатов в системе образования региона. 3. Определить возможные перспективы в системе образования Кировской области.
Библиографическое описание
Холкина, Е. В. Предложения по формированию стратегии управления системой образования Кировской области / Е. В. Холкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 48 (599). — С. 114-117. — URL: https://moluch.ru/archive/599/130587.


На сегодняшний день разработана Стратегия социально-экономического развития Кировской области [1], особое внимание в которой уделяется задаче «Образование».

Рассмотрим результаты, которые планируется достичь в системе образования региона к 2030 и к 2036 годам:

  1. Доля выпускников 11-х классов, поступивших в колледжи, техникумы и вузы, расположенные на территории Кировской области, должна составить 64 % к 2030 году и 76 % к 2036 году.

Таблица 1

Доля выпускников 11 класса, поступивших в ОО на территории региона

2023

2024

2025

%

52,6 %

43 %

43 %

В 2025 году в Кировской области прием по образовательным программам высшего образования был организован в 8 вузах. Доля одиннадцатиклассников, поступивших в вузы Кировской области, осталась на уровне 2024 года — 43 %. При этом доля уехавших учиться в другие регионы сократилась с 6,5 % до 5,3 %. В вузы региона поступили 6 885 человек, что на 186 больше 2024 года. Анализ приемной кампании [2] показал заметный рост количества поступивших в колледжи на бюджетные места: на 529 человек больше, чем в 2024 году.

  1. Удовлетворение населения качеством образования должно увеличиться до 53,3 % к 2030 году, а в 2036 составить 65 %.

Удовлетворение населения качеством образования на 2025 год составляет 47,2 %.

По данным рейтинга качества жизни в регионах России, опубликованного Агентством стратегических инициатив в 2024 году, Кировская область вошла в топ-10 по России в сфере развития школьного и среднего профессионального образования.

Некоторые показатели, по которым оценивалось качество образования:

— оценка успехов на всероссийских олимпиадах школьников — 3,44 балла (средний балл по стране — 1,59);

— оценка качества среднего профессионального образования — 3,16 балла (в среднем по России — 2,79).

В 2025 году наш регион получил высокие баллы за развитие школьного и среднего профессионального образования (топ-10 по России).

  1. Доля выпускников 9 и 11 классов, получивших аттестаты с отличием об основном общем и среднем общем образовании, увеличится до 12,5 % к 2030 и до 16,8 % к 2036 году.

Таблица 2

Доля выпускников 9 и 11 классов, получивших аттестаты с отличием

Кировская область

Средний показатель по стране

9 классы

5,9 %

13 %

11 классы

18,4 %

22,5 %

В 2025 году в Кировской области общее количество участников ГИА-9 составило 14 005 человек, ГИА-11–4 705 человек. В основной период успешно прошли ГИА-9 и получили аттестат об основном общем образовании 13 314 девятиклассников, в том числе 790 аттестатов с отличием; ГИА-11 успешно прошли и получили аттестаты о среднем общем образовании 4 673 выпускника, в том числе 864 аттестата с отличием.

В 2025 году регионам была поставлена задача довести долю выпускников школ, выбравших ЕГЭ по профильной математике и естественно-научным предметам, до 32 %. В 2025 году в Кировской области этот показатель составил 34 %.

  1. Доля школьников, охваченных профориентационными мероприятиями, уже к 2030 году должна составить 100 %.

В 2023 году этот показатель достиг 22,9 %.

По данным на 13 ноября 2025 года, доля школьников, охваченных профориентационными мероприятиями [3], составляет 42 % в регионе и 43 % по стране. Планируется, что к концу 2025 года в Кировской области этот показатель достигнет 57 %.

  1. Количество выпускников профессиональных учебных заведений, трудоустроившихся в Кировской области, должно увеличиться до 8080 человек к 2030 году и до 9100 человек к 2036 году.

В 2025 году количество выпускников профессиональных учебных заведений, трудоустроившихся в Кировской области, составляет 4627 человек.

  1. Доля педагогических работников, получающих заработную плату выше средней по региону, должна увеличиться до 79 % к 2030 году и до 100 % к 2036 году.

В 2025 этот показатель достиг 55 %. По данным на май 2025 года, средняя зарплата школьного педагога в Кировской области — 57,3 тысячи рублей.

  1. Доля образовательных организаций Кировской области, соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологического, противопожарного законодательства, антитеррористической защищенности объектов», значение которого с 59 % в 2023 году увеличится до 95 % к 2030 году и до 100 % к 2036 году.

По данным 2024 года, этот показатель достиг 88 %.

Таким образом, данные, полученные по результатам проверок на 2025 год, позволяют увидеть, что многие показатели региона ниже федерального уровня и ниже уровня, который обозначен в перспективе до 2030 и до 2036 годов.

Нами был разработан ряд предложений, направленных на достижение результатов (показателей), сформулированных в Стратегии.

  1. Для достижения первого показателя необходимо проводить в районах Кировской области мониторинг потребности в кадрах, на основании которого скорректировать специальности или добавить новые направления обучения.
  2. Чтобы достигнуть желаемых показателей в направлении удовлетворенности населения качеством образования, необходимо выполнить следующие шаги:

— активное внедрение цифровых технологий (в частности, ИИ) в образовательный процесс;

— стимулирование добровольного сетевого взаимодействия школ с низкими образовательными результатами с ведущими школами (сетевое партнерство);

— грантовое финансирование программ развития муниципальных общеобразовательных учреждений, включая стимулирование сетевого взаимодействия;

— увеличения количества грантовых проектов; приоритет программ общего и дополнительного образования технической и естественнонаучной направленности;

— ликвидация второй смены в школах;

— увеличение количества технопарков «Кванториум».

3. Для достижения показателей по третьему направлению требуется принять следующие решения:

 развивать систему работы с одаренными и талантливыми детьми (создать научный центр наподобие «Сириуса»);

 разработать проект, направленный на поощрение олимпиадного движения и взаимодействия с вузами;

 провести мониторинг претендентов на аттестат с отличием и на основании полученных данных организовать тренировочные процедуры сдачи экзаменов;

 разработать методические рекомендации (следует формировать единые требования к выставлению отметок и оцениванию учебных достижений по предметам);

 сотрудничать с преподавателями высшей школы (привлечение их для работы со старшими классами, мотивированными на получение высокого результата по определенным предметам).

4. Для успешного выполнения показателей четвертого направления требуется организация профориентационных смен в лагерях с дневным пребыванием детей в каникулы (в течение всего учебного года, а не только в летний период) и создание информационной базы мотивированных абитуриентов для целевого обучения в соответствии с запросами промышленных предприятий региона.

5. Для реализации показателей по пятому направлению рассматриваются следующие пути их достижения:

— создание центров содействия трудоустройству выпускников профессиональных ОО;

— контрактная система подготовки кадров с высшим и средним профессиональным образованием;

— взаимодействие региональных служб занятости с ПОО и работодателями, проведение мониторинга трудоустройства выпускников, обратившихся в центры занятости. Это позволит сформировать банк вакансий, разместить на портале службы занятости все предложения от работодателей по востребованным профессиям.

6. Для достижения показателей по шестому направлению необходимо:

— сформировать единые требования к заработной плате;

— определить новую систему оплаты труда учителей в зависимости от их квалификации;

— изменить (облегчить) процедуры получения квалификационной категории;

— увеличить процент надбавки за квалификационную категорию.

7. Для достижения показателей по последнему направлению требуется организовать проведение антитеррористических учений на постоянной основе среди всех участников образовательного процесса (учителей, родителей и др.).

Также можно рассмотреть следующие рекомендации по совершенствованию стратегии управления системы образования Кировской области:

1. Капитальный ремонт вузов, школ, детских садов, учреждений дополнительного образования.

Предлагается продолжить капитальный ремонт образовательных учреждений разного уровня в сельской и городской местности. В рамках данного предложения рассматривается привлечение волонтеров, активной молодежи к ремонту школ и детских садов в сельской местности, организация акций по проведению ремонта в образовательных учреждениях.

2. Облагораживание территорий образовательных учреждений

В городской и сельской местности предлагается проводить еженедельные акции по уборке территории («субботники»). На территории образовательных учреждений должны быть оформлены участки (может быть разработан проект по облагораживанию территорий, а также проведен конкурс среди образовательных организаций, целью которого является создание современной зоны комфорта и досуга на территории образовательного учреждения). Облагораживание территории включает в себя чистоту, наличие скамеек для отдыха, площадки и места для занятия физической культуры, клумбы и др. Перед каждым значимым событием, государственным праздником может быть организовано оформление участка около образовательного учреждения. Итогом данного предложения может стать платформа, сайт, канал в приложении «Max», где будет содержаться отчет о проведенных мероприятиях, фото и др.

3. Организация фотозон.

Оформление фотозоны несет не только развлекательный характер, но и воспитательный. Рассматривается разработка проекта оформления фотозон в образовательных учреждениях. Проект будет посвящен памятным датам. Планируется привлечение всех участников образовательного процесса в вузах, школах, детских садах и учреждениях дополнительного образования в городской и сельской местности. Такое предложение способствует формированию патриотизма, духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения.

4. Обеспечение горячим питанием школьников и студентов.

На данный момент обучающиеся 1–4 классов питаются бесплатно. Предлагается расширить список льгот так, чтобы горячим питанием были обеспечены школьники 5–11 классов, студенты СПО и вузов.

5. Льготы преподавателям, учителям.

Одними из льгот, которые могут быть рассмотрены в рамках данного предложения, являются «Пушкинская карта для учителей» (или любая другая система мер, позволяющая посещать культурные мероприятия бесплатно или со льготами). Также может быть предложена организация бесплатных тренингов-выездов для преподавателей и учителей (не только методической направленности, но и культурно-оздоровительной). Например, к культурно-оздоровительным можно отнести бассейн, йогу, просмотр советских фильмов. В рамках таких мероприятий учителя не только смогут отдохнуть, но и обменяться мнениями и идеями.

6. Школьные музеи, музейные уголки.

В каждой образовательной организации существует музей или музейный уголок, но данное предложение предусматривает усовершенствование данного направления. Образовательные организации могут обмениваться опытом с помощью проведения онлайн-форумов, конференций, встреч. Также предлагается создание сборника методических рекомендаций по созданию школьного музея и оформлению музейных уголков в соответствии с планом воспитательной работы образовательной организации.

7. Поддержка молодых специалистов.

Рассматривается создание бесплатной платформы для молодых педагогов, где будут размещены рекомендации по заполнению отчетной документации, классному руководству, ведению уроков. Уникальность данного предложения состоит в том, чтобы такая платформа была создана отдельно или для каждой образовательной организации и для каждого вида образовательной организации (вузы, СПО и др.). Еще одно направление в рамках этого предложения — система тренингов по успешной адаптации молодых педагогов в образовательной организации. Тренинги будут направлены на устранение причин выгорания, усталости и др.

8. Снижение показателей дефицита мест в учреждениях дополнительного образования.

Предлагается создание дистанционных платформ, сайтов, где будут выложены бесплатные курсы по предметам, по подготовке к экзаменам, а также курсы (видеоуроки), направленные на интересы обучающихся (танцы, вышивание, чтение и др.).

9. Создание клубов по интересам.

Будут созданы среды обучающихся образовательных учреждений клубы по интересам (любителей играть на музыкальных инструментах, любитель читать, играть в настольные игры и проч.). Предлагается не просто организовать встречи, а разработать программу клуба, где обучающиеся смогут обменяться опытом, расширить кругозор, получить новые знания.

Таким образом, разработанный ряд предложений по совершенствованию стратегии управления системы образования Кировской области способствует устранению проблем, существующих на данный момент в системе образования Кировской области. Указанные рекомендации (проекты и программы) должны учесть результаты прогнозов, выполненных для региональной системы образования.

Литература:

  1. Стратегия социально-экономического развития Кировской области на период до 2036 года [Электронный доступ]. — URL: https://clck.ru/3QAjUS (дата обращения: 01.11.2025).
  2. Министерство образования Кировской области [Электронный ресурс]. — URL: https://www.kirovreg.ru/power/executive/dep_education/about.php (дата обращения: 01.11.2025).
  3. Проект «Билет в будущее» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://1istochnik.ru/news/138422 (дата обращения: 20.06.2024).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №48 (599) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 114-117):
Часть 2 (стр. 65-137)
Расположение в файле:
стр. 65стр. 114-117стр. 137

Молодой учёный