В статье представлен анализ реализации национального проекта «Образование» в России. Анализируются основные результаты деятельности Министерства образования РФ по реализации национального проекта. Особое внимание уделено общественной оценке реализации национального проекта в регионе. Выявлены проблемы и предложены рекомендации по их устранению.
Ключевые слова : национальный проект «Образование», образовательная политика, качество образования, цифровые технологии, Образование 2030.
The article presents an analysis of the implementation of the national project «Education» in Russia. The main results of the activities of the Ministry of Education of the Russian Federation on the implementation of the national project are analyzed. Special attention is paid to the public assessment of the implementation of the national project in the region. Problems have been identified and recommendations for their elimination have been proposed.
Keywords: national project «Education», educational policy, quality of education, digital technologies, Education 2030.
Современные реалии жизни подтверждают необходимость в совершенствовании, новом толчке в национальной экономике для быстрого и инновационного развития экономики, улучшении качества жизни населения Российской Федерации, решении, возникших в стране социально-экономических проблем, связанных с развитием субъектов Российской Федерации [3]. Отдельно стоит отметить важность реализации национального проекта «Образование». Развитие указанной сферы позволит повысить качество общего образования, воспитать гармонично развитые и социально ответственные личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации [1]. Все выше перечисленное говорит об актуальности изучаемой темы.
Национальный проект «Образование» был разработан в 2018 году для исполнения Указа президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г»., и утвержден 24 декабря 2018 г. Информационные материалы опубликованы 11 февраля 2019 г. [8] Согласно данному указу, основная цель проекта заключается в ускорении технологического развития Российской Федерации, а также во внедрении новых цифровых технологий в процесс образования.
В состав национального проекта «Образование» было включено 11 федеральных подпроектов, среди которых: Современная школа; Учитель будущего; Молодые профессионалы; Успех каждого ребенка; Поддержка семей, имеющих детей; Цифровая образовательная среда; Цифровая образовательная среда; Новые возможности для каждого; Молодые профессионалы; Социальная активность; Экспорт образования; Социальные лифты для каждого [4]. Согласно Паспорту данного проекта, на его реализацию было выделено в общей сложности 747 млрд 612,43 млн руб., из них из федерального бюджета — 688 млрд 182,27 млн руб., из консолидированных бюджетов субъектов РФ — 44 млрд 028, 56 млн руб., из внебюджетных источников — 15 млрд 401,6 млн руб. [5].
Из перечня проектов, входящих в состав «Образования», 2 федеральных проекта реализуются за счет федерального бюджета, 4 — из средств федерального и консолидированного бюджетов субъектов РФ, 1 — из средств федерального бюджета и внебюджетных источников, а еще 3 — из всех вышеуказанных источников. Дополнительно, было предложено выделить порядка 15 млрд. рублей для подготовки будущих учителей, а также переподготовки нынешних.
В конце 2021 года были подведены первые итоги реализации национального проекта «Образование».
Согласно данным представленным на официальном сайте данного проекта всего в 2021 году было открыто более 300 новых школ общей мощностью более 196 тысяч мест.
К 2021 году в рамках нацпроекта открыто 183 детских технопарка «Кванториум», а к 2024 году их число достигнет 245. Технопарки представляют собой площадки для освоения перспективных инженерных направлений: IT, хай-тек, робототехника, промышленный дизайн, биотех, анализ данных и др.
При вузах станы открыто 30 «Домов научной коллаборации» — центров научного образования детей. В них ученики школ знакомятся с работой ученых, получая опыт совместной деятельности в научных исследованиях. Всего к концу 2021 года в подобных проектах приняли участие более 450 тысяч человек.
На основе образовательного центра «Сириус» создано 50 региональных центров выявления и развития талантов детей, в которых прошли обучение почти 400 тысяч подростков.
В рамках нацпроекта в сельских школах было запущено около 5 тысяч «Точек роста» — центров цифрового и гуманитарных профилей. Высокоскоростной интернет был проведен в 15,5 тысячах средних общеобразовательных учреждениях. Почти 8 тысяч школ получили новое оборудование. Построено и открыто 160 школ в общей сложности на 102 тысяч мест.
Необходимо отметить, что реалии современной российской действительности свидетельствуют, что среди институтов и практик, оказывающих решающее воздействие на формирование и развитие личности, остаются семья и образование [2].
На данный момент можно выделить следующие положительные черты данного проекта: 1) сформирована программа развития образования; 2) были проработаны множественные проблемы образования и подобраны пути их решения; 3) сформулирована система финансового стимулирования для людей, внедряющих в систему образования новые технологии, методики воспитания учеников, их обучения; 4) улучшение системы оплаты труда педагогов, стимулирование обучения новых педагогов путем повышения качества их жизни; 5) повышение статуса и престижа профессии педагога.
В рамках международного сотрудничества ОЭСР был разработан проект «Образование-2030», который предусматривает цифровую трансформацию процесса образования. В Концепции 2030 предлагаются «новые технологии сенсографики и инфографики», появляется особый язык; на смену старому традиционному обучению приходит искусственный интеллект. Даже азбуке ребенка учить будет компьютерная программа в игровой форме. Параллельно разрабатывается проект «люди-гибриды», которых будут обучать через быструю загрузку знаний в искусственную часть интеллекта личности [6].
13 мая 2021 г. подписано Постановление Правительства Российской Федерации № 729 «О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» [8]. Данная программа является наиболее масштабной по трансформации российских университетов, т. к. дает им возможность напрямую участвовать в развитии государства, помогая в реализации национальных проектов.
Цель программы — формирование группы университетов, являющихся лидерами в своих сферах, для создания новых научных знаний в технологиях, социально-экономической структуре, обеспечивающих будущее развитие России [9]. В сентябре 2021 г. Минобрнауки отобрал 106 вузов из 52 субъектов РФ для участия в программе, еще 15 вузов получили гранты и статус «кандидат». Результатом первого отбора стало создание госпрограммы по поддержке высшего образования, в которую были включены не только ведущие вузы страны, но и отраслевые, региональные вузы, ранее не получавшие должной поддержки [10]. Выбранный курс на развитие высшего образования, дает возможность развиваться не только московским вузам, но и региональным вузам по всей стране. По мнению руководства Минобрнауки, данная программа станет конкурентным рычагом в развитии высшего образования, т. к. условия программы не дают возможность всем вузам получать гранты, а только тем, кто сможет доказать свою значимость для будущего развития страны.
Стоит учесть, что во всем следует соблюдать меру, ведь полный отказ от учителей, негативно скажется на поведении и формировании характера будущего поколения, ведь данный аспект никак не сочетается с менталитетом русского человека. Как показал опыт цифрового образования во время пандемии в 2020 году, был отмечен как резкий прогресс в применении цифровых технологий, так и спад качества образования в целом. В связи с чем необходимо поддерживать тонкий баланс между совершенствованием и уничтожением существующей системы образования.
Литература:
- Бикметов Е. Ю. Образование как сфера общения. Уфа: Изд-во Башкирского университета, 1998. 124 с.
- Бикметов Е. Ю., Сизоненко З. Л., Юлдашева О. Н. Коллаборация институтов семьи и образования как основа общественного управления профессиональной социализацией молодежи (на материалах социологических исследований в Республике Башкортостан) // Евразийский юридический журнал. 2018. № 10 (125). С. 422–425.
- Амирханова Л. Р., Бикметов Е. Ю., Харисова А. З. Теоретические и методические аспекты исследования имиджа вуза // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2017. № 2. С. 234–249.
- Национальный проект «Образование». — URL: https://projectobrazovanie.ru. — Текст: электронный.
- Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16).
- Концепция «Образование 2030». Образование 2030: упразднение школ, учителей, учебников и оценок — Общероссийское общественное движение «Народный Собор» (narodsobor.ru). URL: https://narodsobor.ru/2020/07/08/obrazovanie-2030-uprazdnenie-shkol-uchitelej-uchebnikov-i-oczenok/
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «о национальных целях и стратегических задачах развития на период до 2024 года».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2021 г. № 729 «о мерах по реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».
- Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 02.06.2021 № 441 «Об утверждении порядка экспертной оценки программ (проектов программ) развития образовательных организаций высшего образования, представленных в составе пакетов документов на участие в отборе образовательных организаций высшего образования в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» и допущенных к участию в отборе».
- Протокол заседания комиссии Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по проведению отбора образовательных организаций высшего образования в целях участия в программе «Приоритет 2030» от 26.09.21 № 1