Социологическая диагностика реализации государственной поддержки музыкально одаренной молодежи Белгородской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (401) февраль 2022 г.

Дата публикации: 09.02.2022

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Кисиленко, А. В. Социологическая диагностика реализации государственной поддержки музыкально одаренной молодежи Белгородской области / А. В. Кисиленко, Е. Д. Усиченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 6 (401). — С. 260-262. — URL: https://moluch.ru/archive/401/88692/ (дата обращения: 19.10.2024).



В данной работе рассмотрена проблема эффективности реализации государственной поддержки музыкально одаренной молодежи Белгородской области. Приведены результаты социологического опроса молодежи. Представлены ключевые положения анализа полученных данных. Предложены рекомендации по решению выявленных проблем.

Ключевые слова: музыка, молодежь, музыкально одаренная молодежь, государственная поддержка, музыкальное развитие.

Одним из ключевых направлений реализации государственной политики в сфере образования и работы с молодежью является поддержка и развитие одаренных детей и молодых людей как передового интеллектуального и творческого потенциала страны. Организация работы с данными категориями осуществляется для того, чтобы поддержать их специальными технологиями, и позволить максимально полно реализовать личностный потенциал, принести значительную пользу обществу.

При реализации государственной поддержки следует разделять сферы одаренности молодых людей. Так, для нашего исследования наибольший интерес представляет группа музыкально одаренных детей и молодежи. Поддержка данной категории зачастую осложнена некоторыми проблемами. Они обусловлены преобладанием консервативного подхода в системе музыкального образования, нехваткой разнообразия технологий и их эффективного подбора для поддержки «музыкальных талантов». Все это требует проведения дополнительных эмпирических исследований на предмет выявления особенностей реализации государственной поддержки музыкально одаренной молодежи в различных регионах, определения имеющихся проблем с последующим поиском их конструктивного разрешения. В этих целях была проведена социологическая диагностика эффективности реализации государственной поддержки музыкально одаренной молодежи в Белгородской области. В рамках исследования ставились задачи, связанные с выявлением мотивации молодежи к музыкальному образованию, обобщением актуальных проблем, мешающих полноценному музыкальному развитию, а также оценкой уровня и способов поддержки органами государственной власти музыкально одаренной молодежи региона. В ходе авторского исследования было опрошено 190 учащихся музыкальных учреждений области. Возраст опрошенных составил 8–17 лет.

Для начала необходимо понимание того, что мотивирует молодых людей заниматься музыкой, является ли это их собственным желанием или навязано кем-то из окружения (родители, друзья и т. д.). В целом можно сказать о том, что молодые люди занимаются музыкой из собственных побуждений и интереса. Так ответило большинство, а именно 84,2 % молодых людей. Говоря о мотивации занятиями музыкой, большая часть учащихся выбрала музыкальное развитие по личной инициативе (73,3 %). Прислушавшись к мнению родителей к занятиям музыкой приступили 15,8 % учеников, 10,6 % учеников побудило к обучению окружение в лице друзей. Исходя из ответов респондентов, можем сделать вывод, что большинство пришли в музыкальные школы все-таки по личному желанию и процент таких учеников практически полностью коррелирует с теми, кто ответил, что занятия музыкой им нравятся.

Построение эффективной системы государственной поддержки музыкально одаренной молодежи требует понимания того, какие форматы организации работы и занятий являются наиболее востребованным у целевой аудитории. Относительно самых интересных вариантов активностей в рамках музыкальных школ чаще всего учащиеся отмечали участие в концертах и конкурсах (по 42,1 %), чуть реже (по 36,8 %) — индивидуальные занятия с преподавателем по специальности и уроки по теоретические дисциплинам. Кроме того, 31,6 % выбрали обучение учениками друг друга, 26,3 % отметили индивидуальные уроки с преподавателями высших и средних музыкальных заведений и совместные просмотры фильмов. Разборы книг о великих музыкантах, посещение мастер-классов с выдающимися музыкантами города и области вызвали интерес 17,3 % респондентов, 15,8 % отметили такие формы обучения, как тематические игры между музыкальными классами, музыкальные соревнования, 10,5 % предпочли бы открытые уроки с преподавателями высших и средних музыкальных учебных заведений, периодические индивидуальные занятия по специальности с разными педагогами.

Распределение вариантов ответов на вопрос: «Ваши любимые виды активностей в рамках обучения в Вашем музыкальном учебном заведении?»

Рис. 1. Распределение вариантов ответов на вопрос: «Ваши любимые виды активностей в рамках обучения в Вашем музыкальном учебном заведении?»

Государственная поддержка музыкально одаренных детей и молодежи должна решать те проблемы, с которыми они сталкиваются в процессе своего музыкального обучения. Выясним, какие недостатки и проблемы системы обучения своего музыкального учебного заведения видят респонденты. Большинство респондентов отметили недостаток в виде однообразия в формах обучения (57,9 %). 31,6 % учеников обозначили проблему неинтересной или трудной программы, 26,3 % — необъективную оценку результатов, 25,2 % — отсутствие взаимопонимания с педагогом, 16,8 % и вовсе не считают себя одаренными, 15,8 % отметили отсутствие взаимопонимания со стороны родителей, у 11 % опрошенных нет понимания, как нужно работать во время выполнения домашних заданий.

На наш взгляд, важным показателем сложившейся в сфере поддержки музыкально одаренных детей и молодежи ситуации является процент молодых людей, планирующих дальнейшее поступление в музыкальное училище. Именно это свидетельствует об их уверенности в выбранном пути и призвании. Однако среди опрошенных только 21 % планируют поступление в музыкальные колледжи и в высшие учебные заведения, связанные с искусством (в частности, музыкальным). Из тех, кто не планирует поступление, 42,1 % не намерены продолжать обучение после музыкальной школы по причине приоритетности других увлечений, не считают занятие музыкой серьезной профессией и не чувствуют, что хватит таланта для поступления по 26,3 %, выбор 5,3 % респондентов не поддерживают родители.

Таким образом, анализ данных опроса показывает необходимость увеличения престижа музыкального образования, а также решения проблем и устранения недостатков, с которыми молодым людям приходится сталкиваться в процессе музыкального обучения. Для решения выявленных проблем считаем целесообразным организацию работ в рамках следующих направлений. Во-первых, увеличить престиж музыкального образования в глазах учащихся возможно, в первую очередь, посредством обеспечения знакомства и взаимодействия с представителями музыкальной среды, которые достигли успехов в своем деле, так сказать посредством популяризации и тиражирования образа музыкально одаренного человека в молодежной среде. Кроме того, необходимо создавать условия для раскрытия одаренности учеников посредством обучения и взаимодействия с другими преподавателями, развития околомузыкальных навыков (углубление в музыкальную литературу, расширение музыкального кругозора, способности видеть ошибки и анализировать их, сочинение музыки, импровизации, аранжировки и т. п.). Целесообразно придерживаться концепции повышения разнообразия форм обучения, поскольку такая стратегия способна повысить интерес и желание молодежи развиваться в музыкальной сфере. В настоящий период времени применяются в основном специальные, узконаправленные методы сопровождения музыкально одаренной молодежи. В то время как использование, например, проектного подхода для совершенствования развития музыкально одаренной молодежи и оказания помощи в их сопровождении, может быть более перспективным и эффективным.

Литература:

  1. Глуханюк, Н. С. Социальная технология работы с молодежью. — М.: РИОР, 2019. — 142 с.
  2. Гусева, Д. А. Влияние музыки на психофизиологию подростка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 11. — С. 23–43.
  3. Мелик-Пашаев, А. А. Одаренность: способность к творчеству и норма развития // Проблемы одаренности в контексте устойчивого развития природы и общества. — 2018. — № 3. — С. 32–36.
Основные термины (генерируются автоматически): государственная поддержка, одаренная молодежь, музыкальное образование, занятие музыкой, Белгородская область, молодая, музыкальное обучение, музыкальное развитие, отсутствие взаимопонимания, форма обучения.


Похожие статьи

Программно-целевой метод решения проблемы повышения эффективности государственной поддержки музыкально одаренной молодежи

В данной работе предлагается к рассмотрению один из подходов по решению проблем в сфере поддержки музыкально одаренной молодежи — программно-целевой. Также автор предлагает различные технологии для разработки в рамках социальной программы.

Применение программно-целевых методов социальной поддержки молодежи на территории г. Волгограда

В данной работе проводится анализ целевых программ молодежной политики, а именно, описываются цели и задачи программ, описываются основные достоинства и недостатки, а также определяется, какая из программ является наиболее удачной.

Патриотическое воспитание студенческой молодежи в Новосибирской области

В статье рассматривается актуальная проблема в студенческой молодежной среде — патриотизм. Показан опыт патриотического воспитания на примере Новосибирской области и проведен анализ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российс...

Конкурсное движение научной направленности как социальная технология выявления талантливой молодежи профессионального образования (региональный аспект)

В статье представлены результаты организации и внедрения конкурсного движения научной направленности в сферу среднего профессионального образования Хабаровского края.

Проблемы профориентации молодежи

В работе рассматриваются актуальные проблемы профориентации молодежи. При проведении исследования был определен масштаб проводимых профориентационных мероприятий среди школьников; выявлены факторы, влияющие на выбор будущей профессии; выявлены основн...

К вопросу реализации государственной политики в сфере патриотического воспитания молодежи в программной и плановой деятельности органов исполнительной власти Хабаровского края на примере комитета по молодежной политике правительства Хабаровского края

Работа посвящена оценке эффективности реализации молодежной политике в сфере патриотического воспитания в Хабаровском крае, через призму деятельности органов государственной власти, на примере комитета по молодежной политике. В статье дана характерис...

Влияние родителей на профессиональную мотивацию ребенка

В данной работе приводятся результаты социологического исследования, доказывающее приоритетную роль семьи при выборе профессии выпускниками школ. Автором предпринята попытка анализа сложившейся практики и проблем, связанных с формированием профессион...

Роль детской общественной организации во всестороннем развитии личности школьника

В статье раскрывается роль общественной организации во всестороннем развитии личности школьника. Представлена конкретная программа деятельности детского объединения, реализованная в условиях одной из общеобразовательных школ города Арзамаса. Дана под...

Управление процессом ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста

В данной статье анализируется понятие ранней профориентации с точки зрения различных авторов, выделяются ее направления, рассматриваются проблемы ранней профориентации. Выдвигается цель и задачи для более успешного осуществления процесса ранней профо...

Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.

Похожие статьи

Программно-целевой метод решения проблемы повышения эффективности государственной поддержки музыкально одаренной молодежи

В данной работе предлагается к рассмотрению один из подходов по решению проблем в сфере поддержки музыкально одаренной молодежи — программно-целевой. Также автор предлагает различные технологии для разработки в рамках социальной программы.

Применение программно-целевых методов социальной поддержки молодежи на территории г. Волгограда

В данной работе проводится анализ целевых программ молодежной политики, а именно, описываются цели и задачи программ, описываются основные достоинства и недостатки, а также определяется, какая из программ является наиболее удачной.

Патриотическое воспитание студенческой молодежи в Новосибирской области

В статье рассматривается актуальная проблема в студенческой молодежной среде — патриотизм. Показан опыт патриотического воспитания на примере Новосибирской области и проведен анализ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российс...

Конкурсное движение научной направленности как социальная технология выявления талантливой молодежи профессионального образования (региональный аспект)

В статье представлены результаты организации и внедрения конкурсного движения научной направленности в сферу среднего профессионального образования Хабаровского края.

Проблемы профориентации молодежи

В работе рассматриваются актуальные проблемы профориентации молодежи. При проведении исследования был определен масштаб проводимых профориентационных мероприятий среди школьников; выявлены факторы, влияющие на выбор будущей профессии; выявлены основн...

К вопросу реализации государственной политики в сфере патриотического воспитания молодежи в программной и плановой деятельности органов исполнительной власти Хабаровского края на примере комитета по молодежной политике правительства Хабаровского края

Работа посвящена оценке эффективности реализации молодежной политике в сфере патриотического воспитания в Хабаровском крае, через призму деятельности органов государственной власти, на примере комитета по молодежной политике. В статье дана характерис...

Влияние родителей на профессиональную мотивацию ребенка

В данной работе приводятся результаты социологического исследования, доказывающее приоритетную роль семьи при выборе профессии выпускниками школ. Автором предпринята попытка анализа сложившейся практики и проблем, связанных с формированием профессион...

Роль детской общественной организации во всестороннем развитии личности школьника

В статье раскрывается роль общественной организации во всестороннем развитии личности школьника. Представлена конкретная программа деятельности детского объединения, реализованная в условиях одной из общеобразовательных школ города Арзамаса. Дана под...

Управление процессом ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста

В данной статье анализируется понятие ранней профориентации с точки зрения различных авторов, выделяются ее направления, рассматриваются проблемы ранней профориентации. Выдвигается цель и задачи для более успешного осуществления процесса ранней профо...

Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.

Задать вопрос